КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Лекция 3. Проблемы в поведении
как показатель школьной дезадаптации

Синдром гиперактивности, снижение энергетического
потенциала школьника, детская агрессия

В последнее время в медицинской среде стали часто говорить о «синдроме гиперактивности с дефицитом внимания». Нам же хочется остановиться на различных расстройствах поведения, которые являются самостоятельными симптомами при школьной дезадаптации. Причем стоит поговорить как о шумных, беспокойных детях, так и о «тихонях». Вялым детям порой неинтересно учиться в школе, они не успевают за темпом работы, периодически выпадают из учебного процесса. Они быстро истощаются и, хотя очень удобны для педагога в начале учебного года, ко второй четверти создают немало проблем, связанных уже с непониманием учебного материала.

Синдром гиперактивности

Гиперактивность – это неспособность ребенка обуздать собственную двигательную активность. Причем эти особенности поведения становятся мучительными как для окружающих, так и для самого ребенка. Гиперактивность проявляется в любых условиях: малыша невозможно затормозить нигде – ни в общественном месте, ни дома, ни в маленьком пространстве, ни в парке, ни в классе. Такое поведение мы часто называем полевым – ребенок выбирает дорожку и бежит по ней безоглядно. Он может кругами носиться по школьному двору, на улице, по спортивному залу. Он может бегать по коридору, сбивая с ног других детей. Ему интересно лишь движение. Он может покрутить в руках несколько мгновений заинтересовавший его предмет, бросить его и снова «накручивать километры». Эти дети мало и плохо спят, их трудно уложить вечером. Часто они бывают худыми из-за плохого аппетита, а порой такого ребенка просто невозможно удержать за столом. У них снижено чувство опасности, они могут убежать от родителей в лес, выскочить на проезжую часть, забраться на высокое дерево и спрыгнуть вниз. Из-за подобных отчаянных поступков они часто становятся лидерами в своем коллективе, и это очень осложняет работу учителя. Никогда не знаешь, какую еще каверзу реализуют маленькие сорванцы. Эти дети часто погружены в собственные занятия и мысли, крутят волосы, вертятся на стуле, трясут кистями.
И самое главное – это состояние продолжается больше полугода. Часто повышенная двигательная активность бывает связана с острой психической травмой: госпитализация без мамы, смерть близкого человека, родителя, развод родителей, смена места жительства. Но в этом случае поведение приходит в норму после адекватного курса психологической коррекции. Дело в том, что взрослый человек при стрессе становится замкнутым, ребенок же, наоборот, перевозбуждается. Если при этом рядом не найдется спокойного, уравновешенного взрослого, то патологическое поведение закрепляется, ребенок начинает раздражать взрослых, а срывы взрослых только усиливают перевозбуждение ребенка.
Причин гиперактивности много. Это и незрелость центров, отвечающих за контроль над эмоциями и своими действиями (лобные доли), чрезмерная продукция возбуждающих медиаторов (дофамина) или слабая продукция тормозящих медиаторов. У некоторых детей формирование разных отделов центральной нервной системы происходит асинхронно. В подростковом возрасте ведущими факторами являются гормональные выбросы и повышенная чувствительность организма к гормонам, чрезмерная электрическая активность подкорковых структур.
Темперамент у гиперактивных детей холерический, и знание этого позволяет среди обычных школьников выделить группу риска по развитию дезадаптации в форме гиперактивности. Эти дети – заводилы, всюду успевают, быстро делают уроки, первыми сдают работы, выражают беспокойство при малейших изменениях в расписании, болезни учителя. Они тянут руку, у них есть ответ на любой вопрос (в норме – по существу, без резонерства). Они не боятся отвечать у доски, их не пугают новые люди. Если они не уверены в успехе, то предпочтут не выполнять задание вовсе. Они легко удерживают краткосрочную цель, но с трудом выполняют двухуровневые задания, им требуется разложение «по полочкам». «Откройте портфели, тетради уберите в папку, а карандаши и ручки – в пенал». Этим детям стоит повторить задание после выполнения каждого этапа. При осуществлении преемственности между дошкольными и школьными учреждениями воспитатели отмечают, что дети, гиперактивные в школе, в детском саду тоже были непоседливы и шумливы, они плохо засыпали днем, спали чутко.
Гораздо больше гиперактивных детей среди левшей и амбидекстров (детей, активно пользующихся обеими руками), что подтверждается научными данными и собственными наблюдениями. Связана эта активность с тем, что именно правое полушарие отвечает за контроль эмоций и поведение, и оно является ведущим у левшей. Если у вас в классе учатся такие дети, то нужно с особым пристрастием следить за их поведением, с тем чтобы вовремя заметить критические проявления повышенной активности правого полушария (рассмотренные в предыдущем абзаце), не допустив гиперактивности.
Если говорить о видах школьной дезадаптации, то необходимо подчеркнуть, что при гиперактивности первичными являются расстройства поведения, вторично страдает и успеваемость. Ребенок непоседлив на уроке, пристает к окружающим, его отсаживают на заднюю парту, где он предается двигательным утехам, продолжает приставать к соседям, недослушивает объяснения и вопросы. Вторично могут возникнуть и расстройства внимания.
Дети с гиперактивностью имеют еще и ряд двигательных проблем. Они неправильно ходят, не могут освоить простейшие задания на физкультуре. Порой это зависит от того, что они невнимательно слушают задания и объяснения, а порой – от того, что двигательная буря мешает произвести целенаправленный двигательный акт. У них снижено чувство опасности. Они часто получают травмы, так как не могут оценить свои возможности, например, пытаются залезть на крышу по водосточной трубе и не могут слезть. У них нарушена мелкая моторика. Шнурование, манипуляции с пуговицами вызывают каждодневные трагедии.

Как ведет себя гиперактивный ребенок

1. Крутится, вертится за партой. Совершает массу ненужных движений – от двигательных стереотипов (кручение волос и потряхивание кистями) до суетливых манипуляций с портфелем. Такой ребенок может в течение всей перемены убирать в портфель тетрадь и линейку, но… так и не успеть за перемену даже застегнуть портфель.
2. Может встать в середине урока, выйти из класса, подойти к доске. Долго не может усвоить свод правил: поднимать руку перед ответом, спрашивать разрешение пойти в туалет на уроке.
3. На перемене он не играет в ролевые игры, может носиться по рекреации или коридору. Он с трудом заводит друзей, а если и заводит, то должен играть только роль лидера.
4. На уроке не может дождаться своей очереди, выкрикивает ответ из-за парты. На уроке физкультуры может кинуть мяч тогда, когда ему захочется, и попасть в того, кто начал движение по порядку.
5. Много говорит, но при этом не по делу. Часто резонерствует – ответ на вопрос может быть весьма многословным, но абсолютно не по существу.
6. Даже имея неплохое внимание, определяемое по тестам, на уроке не может высидеть больше 10–15 минут. После чего может вскочить и начать бегать по классу.
7. Неуспешен на уроках труда.
8. Такие дети редко болеют. Порой один раз в несколько лет, но при этом долго и с осложнениями.

Проявления гиперактивности в зависимости от возраста

Первый период. Адаптация к начальной школе
1. С трудом усваивает учебный стереотип, вскакивает с места.
2. Быстро делает задания, но неправильно и с большим количеством помарок.
3. Отвечает, не дослушав ответа, не может дождаться своей очереди.

Подростковый кризис. 6–8-е классы
1. Увлекается экстремальными видами спорта.
2. Хватается за многие дела, но при этом не может довести их до конца.
3. Речь сбивчива, переполнена словами-паразитами.
4. Имеет завышенную самооценку.
5. Резок и обидчив одновременно.
6. Испытывает трудности при общении с ровесниками. Если не может занять лидерских позиций – покидает компанию.
7. Легко поддается чужому негативному воздействию.
8. Непослушен дома.
9. Испытывает трудности при общении со взрослыми, наделенными властью.

Дезадаптация в форме сниженной активности
Эти дети, как правило, имеют интеллектуальный уровень выше среднего, поэтому их дезадаптированность в коллективе долго остается незамеченной, да и признаков проявления гораздо меньше. Учение (чисто внешне) дается им легко. Письменные работы они выполняют идеально. В тетрадях мало помарок.
1. Эти дети пассивны. Не спросишь их, персонально не обратишься с вопросом – никогда не поднимут руку.
2. Плохо успевают на уроках физкультуры.
3. Им тяжело даются устные предметы. Запоминание мучительно, память кратковременна.
4. Сделав перерыв в учебе, они могут напрочь забыть пройденное. После большого перерыва их приходится учить заново, словно «с чистого листа».
5. Неторопливы и замедленны. Они могут полчаса искать линейку в портфеле, забыв за это время цель своих поисков, и не догадаются посмотреть под партой, куда линейка упала в начале урока.
6. Они чересчур осторожны.
7. На переменах предпочитают играть в одиночку, плохо могут объяснять правила своей игры.
8. На первых уроках их активность гораздо ниже, чем на последних.
9. Они кажутся невыспавшимися. Зевают.
10. Плохо держат позу, спина сутулая, часто косолапят.
11. Если они пишут правой рукой, то левая съезжает под парту. Нерабочая рука не поддерживает тетрадный лист.
12. Часто жалуются на головную боль.
13. Много и долго болеют.
14. Боятся новых помещений. Склонны выбрать значимого взрослого и стараются держаться около него в незнакомой обстановке. Могут заболеть, если значимый взрослый (любимый учитель) не выйдет на работу.
15. В начальной школе дезадаптация по продолжительности занимает две-три четверти.

Особенности поведения в старших классах
1. Малый круг общения.
2. Выполняют задания «от и до», не горят желанием сделать дополнительную работу.
3. Не имеют хобби. Кружок если и есть, то выбран бабушкой. Ходят на него без энтузиазма.
4. Не имеют домашних обязанностей. Их сложно приучить к порядку и объяснить необходимость работы «для других».
5. Как правило, встречаются в неполных семьях, где мама и бабушка много «следят за ребенком».
6. Без конца жалуются на физические недомогания, часто пропускают школу по два-три дня.

Агрессивное поведение как проявление школьной дезадаптации

Агрессия часто встречается как крайнее проявление гиперактивности. Но еще чаще агрессия проявляется как признак истощения. Нередко встречается как самостоятельное проявление без повышенной двигательной активности.
Агрессия – это действия или бездействие, которые приводят к нарушению прав того, на кого направлена агрессия. Поведение подобного рода порой привлекает внимание окружающих. Взрослые осуждают поведение ребенка, а затем и его самого. Ребенок начинает злиться на окружающих, агрессия становится привычным состоянием.
Часто агрессивное поведение преследует определенную цель: добиться чего-то, получить психологическую разрядку, самоутвердиться. Зачастую это поведение неадекватно и не соответствует раздражителю – например, сосед взял карандаш, а агрессивно настроенный ребенок ударил его по голове.
Причин возникновения агрессии много. Но чаще модель поведения ребенка закладывается в семье. Дети, растущие в среде бесконечно ссорящихся взрослых, начинают применять силу и в отношениях с ровесниками. Одно время существовала теория, что просматривание сцен насилия ведет к столь сильным переживаниям, что человек не захочет потом в реальной жизни совершить неблаговидный поступок. Но реальность доказала обратное – средства массовой информации, большое количество сцен насилия в кино и в книгах влияют негативно. Тестирование детей, просмотревших фильм с подобным содержанием, показало, что дети принимают фильм как руководство к действию, и в результате видят выход из многих ситуаций в насилии над другими.

Дезадаптация в виде маниакально-депрессивного поведения, психопатии, психозов

На этих вопросах подробно останавливаться мы не будем, поскольку диагностика их – это работа вне стен школьного учреждения. Мы скажем только, что подобная симптоматика обычно проявляется тогда, когда ребенок идет в школу. До этого характеристики из детского сада, выписки из поликлиники бывают просто идеальными. Но школьная дезадаптация настолько резко и сильно нарушает личностный баланс, что ребенок не может справиться с переполняющими его эмоциями. Обычно в первые месяцы учитель не замечает ничего плохого в поведении такого ребенка. Часто это дети с проявлениями тревожности как формы дезадаптации. Но загоняемая внутрь проблема постепенно прорывается наружу. Тогда необходима срочная консультация школьного психолога, а затем и консультация врача-психоневролога. Изменения либо стойкие (неделя и больше), либо меняющиеся день ото дня.
1. Смена поведения. Вялый ребенок стал гиперактивным, агрессивный – сонливым и безучастным.
2. Ребенок становится безучастным к успехам или, наоборот, преувеличивает свои возможности. Неровность обучения, в старших классах одну контрольную может написать на 5, другую на 2.
3. Перепады настроения в отношении значимого взрослого и ровесников.
4. Меняется характер игры.
5. Изменение телосложения.
6. Поза становится либо более напряженная, либо, наоборот, ребенок начинает «стекать» со стула, неуспешен на уроках физкультуры и музыки.
Стоит сказать, что если грамотное применение психолого-педагогических мер не приносит результата, можно предположить у ребенка наличие серьезного заболевания нервной системы с нарушением психики.

Психолого-педагогические меры по преодолению гиперактивности

Педагогические и психологические меры коррекции можно разделить на составляющие – методы модификации поведения, психотерапию, работу с семьей, оптимизацию времени урока, нейропсихологическую коррекцию.
Произвольность (контроль за собственными действиями и эмоциями) является одним из важнейших компонентов развития гармоничной личности. Развитие навыков контроля и самоконтроля для детей с гиперактивностью является главнейшей составляющей социальной адаптации.
В основе контроля за собой лежат как мотив социально приемлемого поведения, так и умение управлять своим поведением. Необходимо не только моделировать внешние рамки поведения, но и работать над процессами самосознания. Поскольку дети с гиперактивностью часто имеют неадекватные представления о собственном теле (они не могут с закрытыми глазами показать, где у них локоть или колено, не могут понять, до какой части тела дотронулся взрослый или ребенок), то нужно подключить специалистов, которые проведут необходимый объем диагностического обследования, дадут конкретные рекомендации и проведут коррекционные меро­приятия. Это может быть школьный психолог, игротерапевт.
Семейный и социально-средовой факторы в развитии дезадаптации в форме гиперактивности играют огромную роль. Важна модель, которую ребенок видит ежедневно. Как ведут себя мама и папа дома, учитель в школе. Зависимость от взрослого у первоклассника столь велика, что он, формируя образ человека, корректирует и собственное поведение в зависимости от поведения взрослого.
Гиперактивным детям рекомендованы занятия в небольших классах – от 10 до 20 человек. В такой компании может находиться только один, максимум два гиперактивных ребенка.
На диагностическом этапе учитель должен подсчитать время активного внимания у такого ребенка (время от момента начала урока до момента появления гиперактивности и выпадения из учебной ситуации). Величина эта у каждого ребенка постоянная и колеблется в пределах от 15 до 20 минут. Необходимо дать ребенку двигательное задание за несколько минут до начала «бури»: попросить намочить тряпочку, раздать тетради, карточки. Из воспоминаний бывших школьников: «В нашем классе был гиперактивный мальчик. Учительница предлагала ему каждые 14 минут выйти из класса и пропрыгать на правой ноге до конца коридора, а на левой обратно. Только на ее уроках он успевал на «хорошо» и «отлично».
Детям требуется постоянный эмоциональный контакт с учителем. Смотрите как можно чаще им в глаза, иногда дотроньтесь до плеча или спины. Таких детей нельзя сажать на заднюю парту.
Задания им нужно давать в простой одноуровневой форме с положительным подкреплением: «Достань портфель, молодец, теперь достань пенал, молодец, теперь тетради». Задачи по математике стоит проходить вперед или же по второму разу после уроков, где пошагово объяснять условия задач: «У Пети было два яблока, у Васи на два больше. Сколько яблок было у Васи? Подсчитал? Молодец! Теперь: сколько яблок было у них обоих?».
Родителям важно говорить о соблюдении режима дня и отдыха. Обязательные длительные пешие прогулки, активные игры, секции. На динамическом часе стоит дать задание гиперактивному ребенку два или три раза обежать вокруг школьного стадиона.
В период дезадаптации необходимо исключить все увеселительные мероприятия. Игры на компьютере, мультфильмы или телепередачи не могут быть дольше 15–20 минут за весь день, причем это или компьютер, или телевизор.
Игры должны проходить в сенсорно обедненной среде. На музыкальных занятиях не стоит увлекаться фонариками и блестящими лентами. Игры с наглядным материалом проводить без звукового сопровождения. Тип взаимодействия педагога и ребенка, психолога и педагога должен быть эмоционально нейтральный. Нельзя переключать внимание ребенка на яркую и бурную эмоцию взрослого.
Очень важна организация игровой деятельности, где взрослый становится партнером, проводником, человеком, который показывает, что негативные эмоции можно и нужно контролировать. Именно эмоции взрослого регулируют поведение ребенка, а не только (и не столько) слова, которые он произносит. Очень важно формировать эмоциональную среду взаимодействия «ученик – учитель», поскольку в совместной деятельности контроль за эмоциями у взрослого носит для ребенка обучающий характер.
Шумные, подвижные игры должны чередоваться со спокойными ролевыми, причем подбор партнера для ролевой игры должен быть осуществлен взрослым.
Ролевые игры могут только тогда считаться терапевтическими, когда партнером выступает спокойный, уравновешенный, может быть, даже вялый ребенок.
Гиперактивным детям полезны игры на улучшение телесной чувствительности. Два участника садятся друг напротив друга. Одному из них завязывают глаза, а другому дают бубен. Ведущий становится рядом с тем, у кого завязаны глаза, в руках у него мягкая игрушка, допустим, мышка. Второй участник сидит тихо и смотрит. Когда же он начинает играть на бубне, ведущий «отпускает» мышку, которая «бегает», «прыгает» и «карабкается» по всему телу первого участника игры. Через некоторое время участники меняются местами. Можно по ходу игры задавать первому участнику вопросы: где сейчас бегает мышка? (По правой руке, левой ноге.) Можно использовать разные инструменты и разные фактуры тканей, можно сделать так, что под звучание одного инструмента мышка бегает, другого — карабкается.
Развивать контроль за движением можно тоже с помощью игры. Участники делятся на пары. У каждой пары обруч в руках. Дети садятся на пол: на колени, по-турецки, вытянув ноги вперед. Под музыку они начинают раскачиваться. Задача – удержать равновесие, не упасть в сторону. Можно от раза к разу менять положение на полу, можно играть стоя. Пары необходимо создавать так, чтобы спокойный ребенок взаимодействовал с «моторным».
В старших классах хороший эффект достигается при помощи аутогенной тренировки, групповых тренингов с элементами телесно-ориентированных игр.
Если психолого-психотерапевтические методы не оказали должного влияния, приходится подключать врача. Однако следует помнить, что на гиперактивных детей лекарства могут оказать прямо противоположное действие. Если ребенок резко и сильно изменился в поведении как в более вялую, так и более шумную сторону, прежде всего нужно срочно связаться с родителями и выяснить, не дают ли школьнику какие-либо таблетки. Успокоительные средства типа сонапакса, фенибута, пантонама, неулептила могут вызывать обратную реакцию и приводить не только к усилению гиперактивности, но и к проявлению дефицита внимания, появлению непроизвольных движений (моргание, мотание головой, высовывание языка, выкрики с места).
Когда мы читаем работы по гиперактивности, то все чаще и чаще встречаем «ужастики» о вреде ртутного компонента прививок, об отравлениях молочными продуктами и красителями. Как относиться к этой информации? Наш взгляд таков: дети с гиперактивностью были всегда, хотя прививки появились только в ХХ веке. Непереносимость молочных продуктов в той или иной степени выражена у трети детей, гиперактивность встречается у одного из двадцати, а то и реже. Бездумное использование безмолочной, безглютеновой и безказеиновой диет может привести к грубым расстройствам питания, витаминной недостаточности. Родители не могут их назначать самостоятельно. Чтобы правильно подобрать продукты питания, необходимо пройти обследование, которое не всегда можно сделать в районной поликлинике.
Учебно-дисциплинарная модель взаимодействия лишь отчасти снижает гиперактивность ребенка. Методы положительного подкрепления, комментирования гораздо эффективнее, чем прямые указы и жесткие ограничения. Неприемлем для гиперактивных детей и метод пищевого подкрепления. Они попадают в зависимость от конфетки или шоколадки, в результате у них не созревает функция самоконтроля.
Иногда гиперактивного ребенка определяют в класс коррекции или переводят на домашнее обучение. Если школа и родители не справились с проблемой, период дезадаптации затянулся, ребенок начинает разваливать учебную ситуацию класса. Приходится настаивать на переводе его в класс коррекции или осуществлять обучение на дому. Конкретный учитель избавляется от проблем, но вот хорошо ли это для ученика? Что бывает с детьми, которые выпали из ситуации массового обучения и перестали «мозолить глаза» своим наставникам?
Во-первых, гиперактивность, как мы уже сказали, проблема семейная.
Изолировав ребенка от класса, от семьи мы его не изолировали. Пока родители на работе, ребенок предоставлен самому себе. Он попадает на улицу с ее соблазнами, прибивается к компании таких же «отбракованных» школьников.
Во-вторых, класс коррекции посещают дети с разными патологиями, учитель не может обеспечить нужный диагностический и коррекционный уровень обучения каждому. Там часто обучаются дети со сниженным интеллектом и девиантным поведением. Гиперактивные дети, оставленные без должного внимания, без положительного примера обычных здоровых сверстников, начинают подражать не самым лучшим образцам.

Психолого-педагогические меры
по преодолению дезадаптации в форме сниженной активности

Специалист, у которого необходимо проконсультировать вялого ребенка как можно раньше, – невропатолог. Правильная постановка диагноза и назначение медикаментозного лечения значительно облегчат работу учителя.
1. Адекватность режима дня. В выходной день родитель должен посчитать, когда ребенок проснется сам, замерить количество требуемого сна. Накануне буднего дня, перед школой, укладывать его так, чтобы к пробуждению ребенок проспал свою норму.
2. Физкультурные занятия не меньше 1 часа в день. Желательно посещение секции – плавание, ушу, легкая атлетика, футбол для мальчиков.
3. Прогулки не меньше полутора часов в день, помимо школьных динамических часов. Можно читать на свежем воздухе, хорошо вывозить детей в течение года на дачу и заниматься на воздухе, особенно заучивать большой объем информации.
4. Во время перемены полезно похлопать в ладоши. Ладони расположить перпендикулярно друг к другу и производить резкие хлопки с интервалом в 1 секунду, 5–10 хлопков.
Дыхательная гимнастика: плавный вдох и резкий выдох. В положении стоя можно медленно подниматься вверх, встать на цыпочки, потянуться вверх кончиками пальцев, а потом резко уронить руки и словно обмякнуть.
5. Игры в классе, позволяющие повысить энергетический потенциал. Пускать и ловить мыльные пузыри. На музыкальных занятиях можно поиграть в «руки вверх». У каждого участника должен быть музыкальный инструмент. Учитель музыки играет мелодию, когда музыка замолкает, дети должны бесшумно поднять музыкальные инструменты над головой. Выиграл тот, кто сделал это первым. Игра развивает скорость реакции.
6. Игры в сенсорно обогащенной среде. Игры с фонариками, блестящими предметами под громкую музыку.
7. Эмоциональная среда тоже должна быть обогащенной. Учителя бурно взаимодействуют с ребенком, используя принцип эмоционального заражения: «Посмотри, как красиво! Как оно блестит/гремит/грохочет! Как это здорово! Какие замечательные блики!».
8. Предметная среда также должна быть обогащенной. Много разных игрушек, пособий, территория разделена на зоны. В одной части – игровой дом, в другой – танцпол, в третьей – музыкальный зал.
9. Наличие хобби, совместная работа с родителями.
10. В старших классах – ранняя профориентация, выбор кружка с ориентиром на будущую работу.

Психолого-педагогические меры по преодолению агрессии

Сделать это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Нужно поступать так, чтобы ребенку стало невыгодным агрессивное поведение. Если ребенок от природы неагрессивен, то стоит подумать над тем, почему школьная дезадаптация проявилась именно в этой форме. Часто причинами агрессии являются утомляемость, перенапряжение в шумной школьной обстановке.
Ведущий фактор в развитии такого поведения – семейный. У нас есть большой опыт управления детской агрессией, и мы можем уверенно сказать, что даже если у ребенка есть органическое поражение головного мозга или повышенная возбудимость нервной системы (индивидуальный фактор дезадаптации), он связался с нехорошей компанией (средовой фактор), то при правильном поведении родителей развитие агрессии можно остановить. Так что первый специалист, к которому учитель должен обратиться за помощью, – это психолог, сначала школьный, затем и семейный.
Так что же должны помнить взрослые?
1. Главное правило – взрослый не может показывать раздражение. Если это произошло – считайте битву проигранной. Ребенок получил заряд негативной энергии, порочный круг заработал. Вы можете на перемене выйти на улицу, сделать перерыв в работе. Но на уроке придется выстоять.
2. Взрослый должен настоять на своем «нет», если ребенок чего-то добивается и привлекает внимание, не позволять ему манипулировать собой.
3. Изолировать ребенка на момент аффекта. Вывести из класса, идеально – в мягкую комнату, в крайнем случае – посадить на стул в классе отдельно от всех. Дома у агрессивного ребенка должно быть помещение, где он может кричать, бить боксерскую грушу, кидаться игрушками и подушками.
4. Если ребенок что-либо пролил, опрокинул парту, выкинул что-то, обязательно добейтесь того, чтобы он сам ликвидировал следы своего ужасного поведения.
5. Можно беспристрастно, спокойным, ровным голосом комментировать происходящее: «Коля громко кричит… Коля еще громче кричит… Коля продолжает кричать…» – и так до тех пор, пока ребенок не успокоится.
6. Ни в коем случае не показывайте своего негативного отношения к ребенку, а только к его поступку. «Ты плохо себя сейчас ведешь», «Ты разбил вазу, ударил Толю». Хорошо озвучить чувства и эмоции: «Мне не нравится, как ты себя ведешь», «Маше больно, потому что ты ее ударила».
В качестве мер профилактики можно посоветовать следующее. Большей частью это касается семейной си­туации, о чем важно сказать родителям, когда учитель вызывает их в школу. Но определенные элементы можно ввести и в соревновательную игру в школе.
1. Единство требований. Ребенок не должен иметь шанс манипулировать взрослым. То есть в семье должна существовать договоренность относительно режима дня – когда делать уроки, когда можно гулять, сколько карманных денег стоит выделить ребенку на личные нужды.
2. Раньше забирать из школы, поощрять посещение кружков.
3. Хорошую роль играет система поощрений и штрафов. Ее особенность в том, что штрафы должны быть за меньшее количество проступков, чем поощрения за хорошее поведение. В конце дня, недели, месяца идет подведение итогов. Победитель получает приз, а проигравший должен сделать что-то, что им не очень любимо.
4. Выяснение отношений между родителями никогда не должно происходить при детях. Ни в коем случае нельзя кричать друг на друга в присутствии ребенка, показывать превосходство друг перед другом.
5. Установить джентльменское соглашение: «Сегодня мы во всем соглашаемся с мамой, завтра с папой».
6. В школе под присмотром психолога устроить тренинг, подвижные игры на преодоление агрессии. В частности – кидание подушек и мягких игрушек на матах, прокалывание воздушных шариков.
Заканчивая рассказ о поведенческих формах школьной дезадаптации, можно сказать, что организация правильной эмоциональной среды особенно важна для таких детей. Но без помощи семьи трудно справиться с ситуацией. Школьная среда должна быть организована определенным образом для детей с повышенной или сниженной активностью. Интеграция детей с разными типами поведения должна проводиться под контролем психологов, возможно, под наблюдением врача.

Рекомендованная литература

1. Бин Джон, Оулдфилд Амалия. Волшебная дудочка. – М.: Теревинф, 2000.
2. Особый ребенок, выпуск 1. – М.: Теревинф, 1998.
3. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Трикста, 2004.
4. Иовчук Н.М., Северный А.А., Морозова Н.Б. Детская социальная психиатрия
для непсихиатров. Сб. – СПб.: Питер, 2006.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое гиперактивность?
2. Каковы признаки повышенной активности, укладывающиеся в социальные рамки?
3. Как ведет себя на уроке вялый ребенок?
4. Каковы причины агрессивного поведения?
5. Как можно справиться с гиперактивностью в рамках массовой школы?

Елизавета Меланченко,
врач-невролог,
ведущий специалист Центра лечебной педагогики

TopList