Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №2/2005

Нам пишут

Чему нас учат в институте

Я учусь в педагогическом вузе. Однажды я задумалась, учат ли нас, будущих учителей, заботиться о здоровье своих учеников, и именно с этой точки зрения посмотрела на нашу программу.

Нам говорят, что учитель не должен перегружать детей занятиями. Знакомят с тестами, которые позволяют проверить, насколько устал ребенок, способен ли он воспринимать новую информацию, или учителю лучше повторить предыдущую тему. Но как применить эти тесты на практике? Я сама недавно училась в школе и не помню, чтобы нас тестировали учителя.

По-моему, ни один учитель, планируя урок, не учитывает, какой урок был у детей до этого, на каком уроке по счету они сейчас сидят и сколько им еще придется сегодня заниматься. Большинство учителей считают именно свой предмет самым важным, именно к их предмету дети всегда должны готовиться. Они задают такие большие домашние задания, как будто к другим предметам готовиться не надо. Домашние задания растут на глазах, и с каждым годом становится все труднее выполнять их полностью. 11-й класс – это отдельный разговор. В это время большинство выпускников готовятся поступать в институт, ходят на подготовительные курсы, и выполнять все, что задают в школе, становится практически невозможно.

Нас учат, что есть нормы, которых учитель должен придерживаться. Но в большинстве случаев эти нормы носят характер рекомендаций. Рекомендуемая часовая нагрузка в неделю, рекомендуемая продолжительность урока, рекомендуемая продолжительность перемены... Они более или менее соблюдаются. Но не всегда. Например, не рекомендуется ставить в расписание один и тот же предмет два раза подряд. В некоторых же школах это весьма распространенная практика. Или существует ориентировочная шкала утомительности предметов. Она должна учитываться при составлении расписания. Трудные предметы нельзя ставить в начале учебного дня. Нагрузка должна распределяться по неделе равномерно. Нам, будущим учителям, это рассказывают, но в реальности, составляя расписание, школьная администрация все эти тонкости не учитывает. Поэтому в большинстве школ самые трудные предметы часто стоят первыми уроками в начале недели.

В педагогических вузах много внимания уделяется методике преподавания. И это правильно, ведь все дети разные, к каждому ребенку нужен индивидуальный подход. И если мы, придя работать в школу, будем следовать этим методикам индивидуального подхода к каждому ученику, то сможем защитить детей от перегрузок и сохранить их здоровье. Только тут вспоминаются наши школьные учителя. Большинство из них были так заняты своими проблемами или так уставали, что никакого индивидуального подхода к себе мы не чувствовали.

На лекциях нам рассказывают, как оказывать первую медицинскую помощь. Полезное дело, в школе все бывает. Но семинарских занятий по этому предмету нет. Так что будущий педагог в случае чего сможет оказать медицинскую помощь лишь в теории, если, конечно, и ее не забудет.

Подводя итог, можно сказать, что заботиться о здоровье своих учеников нас в институте учат мало и от случая к случаю. И уж совсем непонятно, как эти скудные знания мы сможем воплотить в реальной жизни.

 

Ольга Макарова