Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №2/2005

Учительская

Учитель: стрессы и психическое здоровье

Подготовил
Тимофей ЗВЯГИН

Группа психологов и психиатров проанализировала влияние стрессогенных факторов на психическое здоровье учителей массовых общеобразовательных школ. С этой целью были проведены опрос и обследование 230 школьных педагогов г. Ставрополя и 406 – Ставропольского края.

Как показал направленный опрос, высокий уровень психической напряженности и тревожности у учителей вызывали:

  • неудовлетворенность материальным стимулированием (93%);
  • неуверенность в завтрашнем дне, нестабильность (86%);
  • усталость от нервных перегрузок (86%);
  • невозможность дальше переносить стрессы (74%);
  • психологическая несовместимость с руководством (68%).

У большинства учителей имелись признаки хронической усталости, основными причинами которой были тревожность, дефицит положительных эмоций, крушение надежд и невозможность достижения поставленных целей.

Психическую напряженность повышали также недостаточный уровень комфортности в школьных помещениях и неудовлетворенность оснащением школ техническими средствами (18%), обеспечением необходимыми методическими материалами (26%), недостаточной разработкой учебных материалов (46%).

В состоянии постоянного эмоционального стресса находились 27% учителей с пониженной эмоционально-волевой устойчивостью; 13% отмечали депрессивный фон настроения, 57% – «частые перегрузки».

Итак, ведущим функциональным состоянием учителей являлись высокая напряженность и утомление, возникающие по причинам, имеющим социально-экономический и организационный характер. Кроме того, в результате исследования было установлено, что под влиянием деструктивных стрессогенных факторов у учителей происходило «заострение» уже имеющихся пограничных психических расстройств, возникали или усугублялись негативные психические качества, изменяющие личность. Встречались невротические проявления. При неврозе неудачи учитель считал себя виновником всех собственных несчастий. При неврозе навязчивых идей господствовало постоянное переживание одного и того же состояния: сожаления, сомнения, раскаяния, что тормозило все другие мысли и действия. Наблюдался невроз с переживанием чувства одиночества, покинутости, потери собственной ценности, что сопровождалось развитием тревожности, агрессивности, острой потребностью в любви и социальном признании.

Таким образом, учительский труд связан с пребыванием в состоянии хронического напряжения из-за большого количества стрессорных факторов. Как показало обследование учителей г. Ставрополя и Ставропольского края, длительные профессиональные стрессы и высокий уровень психиче¬ской напряженности учителя приводят к тому, что порой учителя теряют способность к быстрым и аде¬кватным решениям, проявляют пассивность в межличностных конфликтах с учениками. По мере роста профессионального стажа у некоторых учителей формируется избыточная обобщенность и усредненность в восприятии учеников, возникает формализация отношений, сглаживается понимание непохожести, своеобразия личности каждого ученика.

 

Тимофей Звягин