Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №3/2005

Из первых рук

«Со мною что-то происходит...»

В подростковый период любой ребенок попадает в «вегетативную бурю». Сила этой бури не сопоставима ни с чем – даже испытания климакса во много раз мягче

Бунт вегетатики вызван несинхронностью и неравномерностью включения в процесс бурного роста и развития организма ребенка нескольких гормональных субсистем – гормона роста, половых гормонов, адреналовых гормонов, паратгормона и гормонов щитовидной железы. Несинхронность включения активности этих групп гормонов – не ошибка природы, а всего лишь простой механизм, который помогает организму ребенка приспособиться к конкретным обстоятельствам его психофизического развития, условий среды обитания, климатического района проживания, генетических факторов, характера питания и других.

Наступление половой зрелости проявляется появлением вторичных половых признаков (оволосением лобка, подмышечных впадин, поллюциями у мальчиков и менструацией у девочек, иногда даже сменой цвета волос). Очень бурно реагирует на половое созревание потово-сальный аппарат кожи. Состояние кожи лица, подмышечных впадин, спины, груди и живота лучше любых лабораторных анализов отражает этапы и правильность течения процесса полового созревания. Если у подростка в течение двух-трех месяцев на коже много угрей, атером сальных желез, гнойничков – необходима консультация эндокринолога, который сможет вполне безобидными, негормональными препаратами подрегулировать водно-солевой обмен веществ и усилить местную бактерицидность.

Второе вытяжение

Самое же заметное, что происходит со здоровым подростком в это время, – это «второе вытяжение» его тела. Годовая прибавка в росте может быть ошеломляющей. Мне известны случаи, когда мальчик или девочка за один год вырастали на 15–20 см, то есть более чем на 1 см в месяц. При «втором вытяжении», как правило, задаются будущие параметры скелетно-мышечного каркаса, «крупность» подростка. Кстати, в подростковом периоде скелет опять становится чувствительным к нарушениям осанки. От этой распространенной беды есть два очень простых средства – гимнастические виды спорта или современные молодежные танцы.

Между прочим, рост (длину тела) подростка во взрослом возрасте можно предугадать по размеру его стопы: стопа развивается раньше и быстрее, чем весь скелетный аппарат. Родители, которые замучились покупать обувь подростку, могут утешить себя тем, что их ребенок вырастет крупным.

Одновременно с ростом скелета происходит быстрый рост легких и сердца. А там, где быстро, гладко не бывает, поэтому у пятой части здоровых подростков после небольшой физической нагрузки обнаруживаются функциональные шумы в сердце и нестабильность артериального давления, а также одышка. Это вполне нормальные физиологические изменения, в абсолютном большинстве случаев они проходят сами по себе, подросток «перерастает» их к 16–17 годам.

Неудивительно, что быстро растущий ребенок выглядит истощенным, бледным и слабым. Глиста, Цапля, Буратино и Закорючка – эти всем известные обзывалки очень образно передают внешний вид большинства подростков обоего пола в 13–15 лет. Прозвища Пончик и Жиртрест звучат гораздо реже, полных здоровых подростков действительно мало. Согласно народному поверью, волчий голод – верный показатель здоровья в подростковом возрасте, и правы те, кто старается большинство жизненных, учебных и медицинских проблем растущего ребенка решить хорошей (высококалорийной, разнообразной, витаминизированной) пищей. Сочетание бурного роста и «вегетативной бури» нередко формирует у подростка необычные пищевые пристрастия. Причем проявляются они циклически: иногда подросток на несколько недель или даже месяцев «западает» на какой-то определенный продукт или кулинарное блюдо. Если при этом не возникает проблем с пищеварением, противиться этому странному пристрастию не следует.

Прогноз здоровья

В это время у большинства детей уже полностью формируются главнейшие биологические ритмы (то есть устойчивые дневные, месячные и годовые циклы физической, эмоциональной и умственной активности), биохимические циклы обмена веществ и стандартный противоинфекционный иммунитет.

Одновременно как оборотная сторона медали у нездоровых детей при отсутствии надлежащих усилий их родителей и врачей закладываются основы будущих хронических системных заболеваний (всевозможные сосудистые дистонии сердечно-сосудистой системы, дискинезии желудочно-кишечного тракта, болезни мочевыделительной системы, гипертоническая болезнь, болезни обмена веществ, аллергия и аутоиммунные процессы), которые с большой вероятно¬стью проявятся позже. Внимательное наблюдение за здоровьем и развитием подростка позволяет опытным врачам заранее прогнозировать эти будущие проблемы, поэтому даже внешне здоровый ребенок нуждается в регулярном осмотре врача, неформальной диспансеризации.

К сожалению, педиатрам почти нечего предложить подростку для смягчения остроты его биомедицинских проблем, и самое большее, на что может решиться здравомыслящий врач, – это банальные рекомендации больше спать, лучше питаться, отдыхать и принимать витамины.

Мигрени и головные боли – вот самые частые жалобы формально здоровых школьников. В трети случаев это симптомы юношеской формы гипертонии, которая может пройти сама собой за счет созревания и самоорганизации сердечно-сосудистой системы, а может переродиться в болезнь.

Иногда подростки отстают в темпах роста от сверстников, и это беспокоит родителей, ведь они надеялись, что их ребенок будет рослым. В таких случаях нужна консультация эндокринолога. Но, прямо скажем, диагностировать гормональную природу умеренного отставания в темпе роста удается редко – к счастью для подростка. И нередко так и остается невыясненной причина малорослости. Скорее всего, это зависит от «игры генов» – случайного наследования гена малорослых предков, а не рослых родителей.

Врачи часто сталкиваются с двумя диаметрально противоположными явлениями: задержкой полового развития и ранним половым созреванием. И то и другое состояние – признак дисхронии (реже – дисфункции в деятельности всего комплекса желез внутренней секреции), и оба поддаются медикаментозной коррекции. Педиатру важно вовремя распознать эти состояния и направить подростка к специалистам (эндокринологу, сексологу, хирургу).

Жизнь на сцене

Половое созревание всегда сопровождается психологическим стрессом, хотя он может быть скрытым и проявляться только в критических ситуациях. В период полового созревания у подростков могут «внезапно» возникнуть и неврозы, и психические заболевания. Я знаю несколько случаев, когда хорошие участковые педиатры задолго до внешнего (клинического) проявления психического заболевания предвидели его развитие, просто наблюдая за своими подопечными. И тревожились, и беспокоили родителей... Но, к сожалению, не были услышаны.

И под конец о главном.

У любого здорового подростка есть проблема, которая накладывает свою тень – то густую, то прозрачную – на его психологическое и даже физическое развитие. Проблема эта – «подросток живет на сцене». Постоянное ощущение ребенка, что все сидят в партере, а он выступает на сцене, очень мешает вдумчивым врачам и внимательным родителям добиться правдивого ответа на их вопросы: «Как ты себя чувствуешь?» или «Что у тебя болит?». Подросток может предстать перед нами печальным и насквозь больным принцем Гамлетом, а может сыграть «крутого мэна» или беззаботного пофигиста. Поэтому очень трудно бывает понять, что на самом деле происходит с ним.

Просто поразительно, что иногда никто, кроме педиатра, – ни школьные учителя, ни родители или любящие бабушки – просто не замечает, как трудно их выросшему чаду.

 

Лев Хахалин