Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №3/2005

Вне урока

Вопросы на засыпку

«Знаешь ли ты, как заботиться
о своем здоровье?»
Варианты ответа:
«Знаю, не знаю, плохо знаю...»

Мы решили узнать, что думают подростки о том, как надо заботиться о своем здоровье. Семи-восьмиклассникам московских общеобразовательных школ мы предложили ответить на вопросы анкеты.

Варианты ответов строились по принципу первых вопросов игры «Кто хочет стать миллионером?». Один вариант ответа правильный, все остальные шуточные.

Например:

Плохая успеваемость школьника может объясняться:

  • тем, что он ест много мороженого,
  • дефицитом йода в организме,
  • плохим аппетитом,
  • высоким ростом.

Но даже при помощи зала (школьная привычка) ученики не всегда выбирали верный ответ. 10% считают, что плохие оценки в школе вызваны «плохим аппетитом».

К сожалению, мы не увидели анкет без единой ошибки. Одна учительница по собственному желанию ответила на вопросы. Оказалось, что преподавательница знает толк в здоровье школьников, только ошиблась с весом портфеля. Вопрос «Какой вес ранца медики считают допустимым?» оказался «на миллион». Здесь очень часто встречались ошибки. В анкете были предложены варианты ответов: 2 кг, 20 кг, равный половине веса школьника и правильный вариант – составляющий 10% от веса школьника. Так как многие ученики с первого класса таскают в школу тяжеленные портфели, они считают это нормой, поэтому не шутки ради поставили галочку около варианта «вес ранца с учебниками может быть равен половине веса школьника».

Вредная привычка нового века – компьютер. «Недавно я сел за компьютер. На пять лет...»

А если серьезно, то сколько времени может проводить подросток у компьютера без вреда для здоровья? Пока не заболят глаза? Не более часа? Два часа с интервалом? Пока родители не выключат? Оказалось, большинство учеников знают, что, по мнению медиков, за компьютером можно сидеть не более одного часа. Однако сами они признаются, что не будут слушаться врачей: «Медики – люди в основном несовременные и не знают, насколько продвинулись новые технологии. Я все равно буду сидеть за «компом» бесконечно и уверен, что от этого плохо чувствовать себя не буду». К этому высказыванию можно добавить, что утренняя гимнастика будет не только полезна, но и приятна, если проводить ее без отрыва от сна.

Врачи же, сталкиваясь с такими мнени¬ями, говорят ироничные и одновременно мудрые слова: «Вредные привычки – ерунда, было бы здоровье...»

Еще один вопрос-чемпион по количеству неправильных ответов: «Что НЕ может вы¬звать гастрит?» Предложенные варианты:

  • привычка перекусывать всухомятку,
  • курение,
  • отрицательные эмоции (зависть, раздражение, боязнь контрольной...),
  • длительный просмотр телепередачи.

Очень часто вместо вполне очевидного правильного ответа «длительный просмотр телепередачи», школьники выбирали «отрицательные эмоции». Можно предположить, что многие ученики просто не знают о влиянии отрицательных эмоций на здоровье. Что в принципе неудивительно, ведь ни на одном уроке об этом не рассказывают. Отрицательные эмоции не только незаметно наносят вред здоровью, но и часто вызывают у школьников пристрастие к алкоголю или к курению.

Кстати, на вопрос, связанный с курением, все до единого ответили верно. Нельзя курить табак не потому, что от курения толстеют или родители будут ругаться, а потому, что курение вредно для здоровья. Верные ответы мы получили отчасти из-за того, что перед глазами постоянно мелькает: «Минздрав предупреждает, курение опасно для вашего здоровья».

Опрос показал, что подростки незнакомы еще с одной насущной проблемой, — как обезопасить себя от СПИДа. Несмотря на то, что об этом постоянно говорят по телевидению, пишут в газетах и в молодежных журналах, некоторые школьники считают, что СПИДом нельзя заразиться при половом контакте и даже при переливании крови.

Если мы спросим себя, знают ли школьники – как заботиться о своем здоровье, ответ окажется: «знаю плохо».

Однако анкеты не только выявили пробелы в их знаниях, но и рассказали детям, как правильно заботиться о своем здоровье. Теперь те, кто участвовал в опросе, запомнят, что книга при чтении должна находиться на расстоянии 40 см от глаз. Запомнят, что спать желательно 8 часов и при температуре в комнате 16–18 градусов. А пользоваться каплями от насморка можно не дольше 3–4 дней. Надеемся, что этот опрос послужит тому, чтобы здоровье учеников не было коротким эпизодом в промежутке между двумя болезнями.

 

Анастасия Сартан