Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №3/2005

Вместе с психологом

От рождения до зрелости

Развитие психики ребенка от рождения до периода относительной зрелости (двадцать лет) – процесс сложный, многомерный и отнюдь не гладкий. Его изучение основывается на сравнительном анализе возрастных особенностей и представлении о тесном взаимодействии организма ребенка и среды (условий его существования). Целесообразность такого подхода понятна, если учесть, что главное отличие человека от животного – формирование разумной деятельности, активности, способности рационально изменять мир (природу) в своих интересах.

Последовательное совершенствование психической деятельности ребенка претерпевает несколько возрастных этапов. Первый – моторный – весьма непродолжителен: от рождения до одного года. В первые месяцы жизни реакции ребенка носят характер двигательных актов: крик, плач, хаотичные движения в ответ на голод, холод, изменение положения тела и др.

Новорожденный, как известно, – существо беспомощное, но в нем запрограммированы природой огромные возможности для развития. Уже к трем-четырем месяцам он, лежа на животе, приподнимает голову, поворачивается на бок, опирается на руки, а к шести месяцам садится. К этому же времени ребенок активно исследует игрушки, удерживает их вначале двумя руками, а позже – одной. Примерно в эти же сроки (три-четыре месяца) малыш впервые дарит родителям улыбку. Оживляется при виде матери. Пристально рассматривает разные окружающие его предметы.

К девяти месяцам движения ребенка становятся более разнообразными: он встает, используя опору, стоит вначале с помощью взрослых, а позже – самостоятельно. К году большинство детей уверенно ходят, умеют приседать, наклоняться, доставать нужные игрушки. Чуть позже (к двум годам) малыш умиляет нас способностью подниматься по лестнице и кататься на трехколесном велосипеде. К этому времени большинство детей знают элементарные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник) и уверенно справляются с пирамидкой. Ребята правильно улавливают настроение родителей («мама сердится...»), адекватно реагируют на выражение лица близких.

Второй период развития психики – сенсомоторный. Условно говоря, он длится с полугода-года до шести-семилетнего возраста. Мозг становится самым деятельным органом. Научившись ходить, ребенок освобождает для своей деятельности руки и осваивает различные действия с предметами – игрушками, конструктором, вещами. Если вначале действия ребенка носят подражательный характер, то в дальнейшем формируется конструктивная, координированная, творческая деятельность. Ребенок двух – двух с половиной лет может подолгу рассматривать картинки в книге, знает части тела, имена родителей и др. Давать карандаш в руки малышу еще рано, а вот «рисовать» пальцами, используя мягкие краски, весьма кстати. Это дает ребенку возможность почувствовать многоцветье окружающего мира.

Многим знаком трудный возраст детей (два-три года), когда их главным словом становится «нет». Просьбы, пожелания, требования родителей «сурово» отвергаются. Большая часть высказываний ребят начинается с отрицания. Подобное поведение близкие расценивают как «патологическое упрямство», которое «надо переломить». В действительности детское «нет» – один из приемов самоутверждения, и его не нужно «по-революционному» искоренять – со временем эти реакции сгладятся сами собой.

Если в возрасте двух лет ребенок чаще всего играет один в присутствии взрослых, то к трем-четырем годам он включается в коллективные игры. Берет чужие и дарит собственные игрушки. А отдельные ребята, склонные к лидерству, даже пытаются организовать совместные занятия.

Игры детей достаточно информативны для наблюдательных родителей. Во втором полугодии жизни здоровый ребенок пристально рассматривает игрушки, стучит ими. Меняет местами. Движения его рук становятся все более точными и контролируются зрением. Манипуляции с игрушками приобретают с возрастом содержательный, разнообразный, творческий вид. Диапазон игровой деятельности ребенка особенно расширяется к трехлетнему возрасту. Здоровый ребенок обычно меняет игры, увлеченно исполняет различные роли (меняет голоса, интонации, энергично жестикулирует), нередко сам же комментирует собственные действия. Словом, ребенок является способным актером, легко «вживающимся в роль», и одновременно благодарным зрителем. Разнообразные ролевые игры, живое фантазирование, смена увлечений, множество самых неожиданных вопросов – все это присуще здоровым, умственно полноценным детям. Бесконечные детские вопросы: «Что это?», «Для чего?», «Почему?» – подчас ставят взрослых в тупик. Неуемная детская любознательность не знает предела. Отдельные афоризмы детей от трех до пяти лет удивляют остроумием, новизной и неожиданностью суждений. Вспомните К. Чуковского, собравшего шедевры детского творчества.

Нас, психоневрологов, настораживают однообразие, бедность и стереотипность ребячьих занятий. В сочетании с иными изменениями они могут указывать на искаженное психическое развитие. К примеру, у детей с умственной отсталостью игровая деятельность очень бедна и невыразительна. Патологически замкнутые дети (ребята с так называемым ранним детским аутизмом) стереотипно крутят палочки, веревочки, шнурки, по-особому пританцовывают, гримасничают и не проявляют никакого интереса к «фабричным» машинкам и куклам. Дети, страдающие детским церебральным параличом, не могут удержать игрушку, перенести ее на другое место, проявляют в связи с двигательными нарушениями крайнюю неловкость. Перечень подобных примеров можно множить, но вывод ясен: игра – индикатор психического состояния ребенка раннего возраста, и ее очевидное однообразие – повод для встречи с врачом.

К трем-четырем годам относится интенсивное развитие речи детей. Прежде всего формируется понимание обращенной речи, включая сложноподчиненные предложения взрослых. Собственная (экспрессивная) речь быстро обогащается словами. В ней появляются глаголы, прилагательные, предлоги, степени сравнения («самый лучший», «самый большой» и т.п.). Ребенок слушает длинные сказки и рассказы и может ответить на вопросы, относящиеся к содержанию прочитанного. Он хорошо различает пол людей, их роли в семье, знает собственный адрес (а нередко и место жительства бабушки).

Третий этап (с трех до двенадцати лет) получил название аффективного. Конечно, элементарные чувства холода, голода, сытости обнаруживаются у ребенка очень рано – вскоре после рождения. Истинно человеческие чувства предполагают спаянность с представлением, осознанием предмета переживаний. Вначале детская аффективность отличается непосредственностью и конкретностью, ребенок определяет те или иные явления как приятные–неприятные, злые–добрые, желанные–нежеланные и пр.

Постепенно эмоциональные реакции детей приобретают все более дифференцированный вид: они четко выделяют мать среди других присутствующих, при выражении явного расположения к ней они могут весьма настороженно относиться к другим. Со временем дети в круг «своих» включают папу, бабушку, дедушку и других часто встречаемых лиц. Остальные воспринимаются как «чужие».

Три-четыре года – основной возрастной рубеж для формирования эмоциональной сферы. Ребенок ищет внимания взрослых, хорошо стимулируется похвалой, одобрением, понимает порицание. Он сияет гордостью при возможности «помочь» близким: вбить гвоздь, провести «уборку» помещения, «нести» вместе с мамой тяжелую сумку и др. Ребенок проявляет недовольство, гнев или восхищение в соответствующей ситуации. Иначе говоря, малыш эмоционально реагирует на то или иное событие, по-человечески выражает свои чувства по определенному поводу.

Позже аффективность приобретает более постоянный, индивидуальный характер. Свойственное маленькому ребенку неизменно добродушное, приподнятое настроение сменяется более дифференцированным аффектом: на неприятность дети реагируют печально, досадой, на поощрение – радостью, весельем и т.п. С возрастом аффективные реакции еще более усложняются.

Четвертый этап развития психики получил название идеаторного. Он начинается примерно с одиннадцати-двенадцати лет и характеризуется большим усложнением сознания ребенка, возможностью строить самостоятельные, сложные умозаключения. Подростки уже способны формировать собственные суждения, вскрывать закономерности, предлагать определенные концепции. Им становится доступной рассудочная, рациональная, идеаторная де¬ятельность.

Для врачей выделение названных этапов развития имеет практическое значение. Симптомы психического неблагополучия возникают в соответствии с определенной степенью психической зрелости. К примеру, на моторном этапе психические расстройства ребенка исчерпываются проявлениями ранней детской нервности – плохим сном, плачем, срыгиваниями, сниженным аппетитом и т.п. Сенсомоторный этап предусматривает более разнообразную симптоматику: задержки речевого и общего развития, синдром гиперактивности, аутистическое поведение и др. На третьем, аффективном этапе возможны указанные симптомы, а также депрессия, тревога, страхи. Позже, с начала идеаторного этапа, совпадающего с переходным возрастом, заболевание может проявляться всеми симптомами, известными психиатрам. О проблемах подросткового периода уместно напомнить особо.

Переходный возраст – период бурного социально-психологического созревания, мостик между детством и зрелостью, который одни проходят быстро и безболезненно, другие – с большими сложностями и потерями. По этому поводу известный детский психотерапевт, дочь Зигмунда Фрейда Анна Фрейд, заметила: «Нормальный подросток – это ненормальное понятие».

В пубертатном периоде подростки испытывают огромную потребность в друзьях, они жаждут общения и, как правило, копируют манеры, пристрастия, стиль одежды, жесты, выражения своей группы. В этом возрасте от дружбы ждут абсолютной верности, искренности, взаимопонимания. Советы знакомых для подростка более значимы, чем наставления родителей. Подверженность влиянию подростковой среды таит в себе большую опасность: ребята, подражая сверстникам, начинают курить, употреблять спиртное, манкировать учебой, а иногда совершать асоциальные поступки. Разумеется, нельзя исключать и положительное влияние добрых друзей: занятия спортом, музыкой, чтение – в том случае, если сверстники это одобряют.

Переходный возраст – период постоянных трений, конфликтов подростка с родителями, педагогами. Понятно, что большей частью в противостоянии ребята учатся отстаивать собственную позицию, доказывают свою самостоятельность. Однако разрыв эмоциональных связей с родителями, критическое отношение к жизни близких, глобальный негативизм иногда приобретают болезненный характер, и в этих случаях подростки нуждаются в психологической помощи или лечении. В любом случае родителям следует сохранять контакт со своими детьми, потому что в этом возрасте ребятам остро необходимы поддержка, внимание и понимание близких.

Наиболее болезненный для родителей вопрос – повышенный интерес подростков к противоположному полу. Нередко близкие занимают одну из двух крайних позиций – категорический запрет на обсуждение подобной темы или, напротив, – культивирование абсолютной вседозволенности, «режима нестеснения» для своих детей. Как всякие крайности, тот и другой подходы неверны. Понятно, что закрыть глаза на объективные изменения, происходящие с ребенком, не удастся. Не нужно приходить в ужас от того, что подростки увлечены эротическими журналами, любовными романами. Их пристрастия изменятся с возрастом, появятся совсем другие, «взрослые» интересы и цели. Чрезмерно строгое воспитание приводит лишь к формированию представления о постыдности, греховности секса и последующей семейной и личностной дисгармонии. С другой стороны, сексуальная неразборчивость, попросту говоря – распущенность подростков, также опасна; они должны иметь элементарные знания о профилактике венерических заболеваний, СПИДа, о возможности беременности у девочек и др.

В подростковом возрасте сохраняется известная зависимость от взрослых и стремление к определению собственной жизненной перспективы, самоутверждению. Внутренний конфликт между желаниями, мечтами и неуверенностью в способности достичь поставленной цели порождает у подростка состояние хронического стресса, проявляющееся тревогой, изменчивостью настроения, беспокойством, повышенной чувствительностью к оценке окружающими его достижений, поведения, внешности и др. С другой стороны, подросткам свойственны импульсивность, развязность, демонстрация независимости. Эти явления могут рассматриваться как особенности «нормального» переходного возраста или, в ряде случаев, как начальные симптомы психического расстройства. Невозможно рассказать обо всех признаках, указывающих на серьезное психическое неблагополучие. Если родителей что-то настораживает, лучше посоветоваться с врачом.

 

Владислав Брагинский