Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №7/2005

Вне урока

Диспансеризация за 30 секунд

Борис Дмитриевич Юдин открывает ноутбук. В его компьютере досье о здоровье сотен учеников Центра образования №1828 «Сабурово» и других школ Москвы. Борис Дмитриевич не только доктор, он разработал методику ускоренного осмотра пациентов. За 30 секунд определяет состояние их здоровья и замечает то, что можно выяснить, только обойдя многих специалистов: давно перенесенные болезни, старые травмы, о которых уже все забыли… А для Бориса Дмитриевича – все как на ладони, он будто контролирует каждую клеточку исследуемого организма. И как не контролировать, когда речь идет о классе, где дети за урок пробегают по 6 километров.
Наша редакция решила посетить экспериментальный класс и своими глазами увидеть, как профессор Юдин проводит 30-секундную диспансеризацию.

Статья опубликована при поддержке Единого медицинского центра, в котором Вы можете получить квалифицированную помощь, а также решить многие проблемы и задачи в сфере медицины. Так, например, здесь можно пройти обследования и получить справки и заключения специалистов, необходимые для оформления или продления медицинской книжки. Не знаете, где пройти медицинское освидетельствование на наличие противопоказаний к управлению транспортным средством и получить специальную справку о прохождении медкомиссии? Заходите на интернет-страницу http://e-medcenter.ru/info/voditelskaya-medkomissiya-idi-97.html и получите подробную информацию о том, как без очередей, быстро и по весьма доступным ценам пройти все обследования и получить медицинские документы, необходимые для зачисления в автошколу или для получения водительского удостоверения. С полным списком услуг, оказываемых Единым медицинским центром, и их стоимостью можно ознакомиться на сайте e-medcenter.ru.

В Центре образования «Сабурово» в этом учебном году создали класс «юные спасатели МЧС». Учеников отбирали по физическим данным. Сейчас в этом особенном 10-м классе учатся 8 девочек и 14 мальчиков, готовых после окончания школы связать свою жизнь с постоянным риском.

При поступлении дети прошли специальный отбор. Но как большие физические нагрузки скажутся на их организмах? Подобную связь ни одна школа пока не изучала. Поэтому Борис Дмитриевич Юдин стал своеобразным личным врачом ребят из класса юных спасателей МЧС.

Расписание уроков юных спасателей отличается от традиционного: 4 урока физкультуры в неделю, 2 часа самбо и по желанию разнообразные дополнительные спортивные секции.

Ребята учатся пять недель, потом одну неделю отдыхают. Такой регламент существует теперь во многих школах. Обследование пришлось как раз на каникулы.

Когда я приехала, ученики носились по залу с баскетбольными мячами, переворачивались в воздухе в замысловатых прыжках, в общем – радовались жизни. Потом я наблюдала за их разминкой… Легко и с улыбкой они пробегали по 4–5 километров, не упираясь и не ворча!

– пять километров за занятие – это обычная разминка?

– Конечно! Могли бы и больше пробежать.

Я вспомнила, с какой неохотой и с какими постными лицами мой класс когда-то выползал на пробежку. Представила себя на их месте. Нет! Ни за какие богатства не пробежала бы пять километров.

Борис Дмитриевич начал работу с объяснения необходимости очередного обследования. Поначалу ребята выразили неудовольствие тем, что у них отняли один день каникул:

– А нас теперь каждые каникулы обследовать будут?

– Я хочу предупредить срывы и, учитывая особенности организма каждого из вас, составить индивидуальные графики нагрузок. Моя задача – чтобы вы как можно быстрее восстанавливали здоровье после нагрузки. Я буду встречаться с вами после каждой четверти. Хочу, чтобы вы поняли: все это делается для вас и для тех, кто придет за вами в этот класс.

Темноволосый парень крепкого сложения тревожно спросил, что такое срыв и почему он происходит. Позже я выяснила, что парень ходит в секцию каратэ, где выкладывается не щадя себя.

– Срыв – это стресс, к которому вы невольно можете привести свой организм. Я готов давать вам регулярные консультации. Приходите сами, приводите своих родителей. Вы не должны перерабатывать ради триумфа, прыгать выше головы ради одного момента победы. Мы вместе будем выявлять намечающиеся нарушения в вашем организме и предотвращать их. Мне бы хотелось, чтобы после нашей работы вы как можно реже посещали других врачей.

Обследование проводилось 4 раза: перед началом тренировки, после пробега пяти километров, после повышенной физической нагрузки и в конце занятия после обязательного отдыха.

На мониторе высвечивался силуэт тела, за несколько секунд сканирования отдельные части организма окрашивались во все цвета радуги: от зеленого до красного и синего. Зеленый – значит тело расслаблено, красный – напряжено. Если на экране много зеленого цвета, организм находится в оптимальном состоянии. Много красного цвета – перенапряжен и требует к себе более пристального внимания.

Для Бориса Дмитриевича человеческое тело словно цветик-семицветик. Только в оторванных лепесточках – в стремлении к секундному триумфу, спонтанному желанию быть лидером, невзирая на возможности организма, – он с первого взгляда способен уловить малейшие проявления неблагополучия в организме.

У многих пульс зашкаливал даже в начале занятия. Борис Дмитриевич определил высокий уровень тревоги, необычный для каникулярного времени. «Советуешь им больше отдыхать, а они продолжают посещать секции и перегружают организм».

Борис Дмитриевич рассматривает следующую школьницу. Что-то не так.

– Я вам сегодня не нравлюсь?

– И в тот раз не нравилась. Есть определенные проблемы. Придешь ко мне на консультацию.

– Я… умру?

– Э… нет! Ты будешь жить долго и учиться в классе МЧС.

Урок подходит к концу. После занятия – отдых под легкую, расслабляющую музыку. Воины, несколько минут назад бившиеся за лучший результат, лежат на матах и прислушиваются к биению своих сердец. Вдох-выдох, и вот они уже снова готовы к бою!

– На любом этапе занятия я могу определить, где вы сачковали, где пожалели свой организм, где перегрузили его! – говорит Борис Дмитриевич, и ребята задумываются: «А стоит ли обманывать?»

Однажды, когда они бежали кросс, один ученик попросил облегчить нагрузку: он днем раньше участвовал в соревнованиях. Получив разрешение, он подсел на велосипед к своему товарищу, который катался вокруг школы, и таким образом совершал «пробежку».

Удачи вам, юные спасатели МЧС и… берегите себя!

 

Катя Мухина