Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №8/2005

Арахис как лекарство

Самыми полезными продуктами для здоровья считаются фрукты и овощи, а также рыба. Но, оказывается, есть еще одна категория пищевых продуктов, которая приносит не меньшую пользу. Это орехи, в частности – арахис. Как показали исследования, проведенные в Университете штата Флорида, арахис богат антиоксидантами – веществами, защищающими клетки организма от воздействия опасных свободных радикалов. В первую очередь, антиоксидантными свойствами обладают содержащиеся в нем полифенолы – соединения, близкие по химической структуре к антиоксидантным компонентам красного вина, делающим его одним из наиболее эффективных средств для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. После поджаривания содержание в арахисе полифенолов увеличивается на 20–25 процентов, то есть орехи становятся еще более полезными для здоровья. А если сравнить арахис по выраженности антиоксидантного действия с другими продуктами, то окажется, что он наряду с земляникой и ежевикой уступает лишь гранату, являющемуся признанным лидером по содержанию веществ-антиоксидантов. Но ученые не рекомендуют злоупотреблять арахисом. Да, он защищает от атеро¬склероза, ишемической болезни сердца, преждевременного старения и злокачественных опухолей. Но при этом, в отличие от тех же овощей и фруктов, достаточно калориен, и его активное потребление может привести к избыточной полноте и даже ожирению.

Обрезание может защитить от ВИЧ, но не от сифилиса

Как известно, одной из самых распространенных операций в детской хирургии является удаление крайней плоти, которое в просторечии называют обрезанием. Обычно эта операция выполняется или по медицинским показаниям в связи с фимозом у мальчиков, или по религиозным соображениям.

Оказалось, что мужское обрезание способно снизить риск заражения ВИЧ-инфекцией, причем на другие заболевания, передающиеся половым путем, эта особенность операции не распространяется.

Доктор Роналд Грей и его коллеги на факультете здравоохранения университета Джона Хопкинса (США) проанализировали данные исследований, проведенных в Уганде, где ВИЧ-инфекция распространена очень широко.

Группа доктора Грея обнаружила, что ВИЧ-инфекция встречается с частотой 1,1 на 100 у обрезанных мужчин и с частотой 1,8 на 100 – у необрезанных. Между тем в отношении других заболеваний мочеполовой сферы, в том числе таких, как гонорея, хламидиоз, сифилис и генитальный герпес, значимых различий между этими группами мужчин не обнаружено. Влияние обрезания на распространение ВИЧ-инфекции было исследовано американскими учеными под руководством Карлоса Эстрады еще в 2002 г. Они выяснили, что причина различной восприимчивости к ВИЧ-инфекции кроется в специфике клеток, которые образуют внутреннюю поверхность крайней плоти. Исследования доктора Грея полностью подтвердили эти выводы.

Магнитные браслеты – пустышка?

Британские медики свидетельствуют, что магнитные браслеты, помогающие снимать боль, действуют за счет эффекта плацебо. Одним пациентам они роздали магнитные браслеты, а другим плацебо («пустышку») – обычные браслеты без магнитных свойств. Причем, кому какие браслеты достались, пациентам было неизвестно. Через год результаты в обеих группах оказались статистически неразличимы. Физический механизм, который бы ослаблял боль при ношении магнитных браслетов, медикам неизвестен.

Александр Канадцев