Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №12/2005

Медкабинет

Не так страшна прививка, как ею пугают

Несколько лет назад в Великобритании, а затем и во всей Западной Европе разразился скандал, который привел к массовому отказу от комплексной вакцины против свинки, коклюша и краснухи (сокращенно MMR, аналог отечественной вакцины АКДС). В 1998 г. в авторитетном английском журнале «Ланцет» был опубликован доклад педиатра Эндрю Уэйкфилда, обосновавшего связь данной прививки с возникновением такого тяжелого психического заболевания, как ранний детский аутизм. Обеспокоенные сенсационной новостью, миллионы родителей организовали акции протеста против обязательной вакцинации или попросту отказались от опасной прививки – кому же хочется превратить своего ребенка в «человека дождя»? Однако недавние исследования позволяют хотя бы отчасти реабилитировать прививку – оказалось, что выводы Уэйкфилда недостоверны или, по крайней мере, сильно преувеличены.

Недавно главный редактор журнала «Ланцет» Ричард Хортон был вынужден признать публикацию 1998 г. ошибочной ввиду нарушения ее автором требований научной корректности. Оказалось, что свои выводы доктор Уэйкфилд сделал в результате наблюдений над очень небольшой выборкой пациентов, которые все без исключения страдали аутизмом. При этом все они были ранее привиты вакциной MMR, что, однако, при почти стопроцентной вакцинации детей не позволяет сделать никаких выводов о взаимосвязи этих явлений. С таким же успехом можно было бы связать заболевание аутизмом с чисткой зубов или катанием на качелях – совсем как в знаменитом скетче «О вреде огурцов»: «Установлено, что 99% заболевших раком и другими опасными заболеваниями на протяжении всей своей жизни регулярно употребляли в пищу огурцы».

Что заставило английского педиатра пойти на столь очевидное нарушение научной корректности? Причина проста и печальна: свое исследование Уэйкфилд осуществил по просьбе родителей аутичных детей, намеревавшихся через суд потребовать от производителей вакцины денежной компенсации. Легко поверить, что мотивы доктора в данном случае были далеки от науки и весьма небескорыстны.

Ричард Хортон считает прививку безопасной и отмечает, что его собственная дочь после вакцинации чувствует себя хорошо, не проявляет никакой склонности к аутизму и в то же время защищена от трех опасных инфекций. Конечно, в научном плане единичный пример – аргумент недостаточный. Но есть и более убедительные.

Публикация Уэйкфилда стимулировала в разных странах широкомасштабные исследования, которыми только в США было охвачено свыше 140 тысяч детей. И, как сообщили недавно специалисты американской Национальной академии педиатрии, им не удалось выявить статистически достоверной связи между использованием вакцины MMR и детским аутизмом. Правда, по мнению специалистов, этого еще недостаточно, чтобы официально объявить вакцину полностью безопасной для детского здоровья, – для полной уверенности требуются дополнительные исследования. Однако уже очевидно, что не всякую сенсацию из мира медицины следует принимать на веру.

 

Алексей Брусникин