Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №12/2005

Вместе с психологом

Пропали деньги…

Из кошелька исчезла крупная сумма денег. Вроде бы ничего не покупали, никуда не выходили, супруг не брал. Дальнейшие выяснения показывают, что в доме появился вор. Да не кто-нибудь, а собственное обожаемое чадо! На многочисленные «почему» ищем ответы у друзей, психологов, читаем педагогическую литературу. Хочется все списать на болезнь, решить, что это клептомания, то есть неосознаваемое стремление присвоить не принадлежащие тебе вещи, предметы, деньги. На самом деле факт воровства денег не является симптомом истинной клептомании. Придется признаться, что многое тут зависит от психологических особенностей ребенка и от наших педагогических ошибок. Давайте определим, какой вклад мы сами внесли в эту ситуацию и какие наши действия повлекли за собой эти неприятные последствия

Роль отца, или Не все решают деньги

В современных семьях роль отца очень часто заключается в зарабатывании денег для поддержания материального благополучия семьи. Отец – кормилец, а все воспитательные функции возлагаются на мать. И действительно, после утомительного рабочего дня хочется отдохнуть, расслабиться, просто посмотреть телевизор. Уже не до детских рассказов об очередной отметке в школе, бурных эмоций или долгих разговоров. На это есть мать. Поэтому общение с ребенком часто ограничивается красивой игрушкой, карманными деньгами, сладостями. «Я его люблю, поэтому я о нем забочусь, я его обеспечиваю», – думает взрослый.

Дети, к сожалению, а может, к счастью, воспринимают окружающий мир по-другому. Материальное благополучие – это просто обязательный факт их жизни. А вот чего они действительно жаждут, так это внимания, любви и общения с любимым человеком. Общение, не опосредованное игрушками и конфетами, а живое, эмоциональное, доверительное. Через тепло, близкое общение с родителями ребенок получает энергию, душевное равновесие, чувство защищенности и безопасности, уверенность, что он любим.

Ребенок, от которого откупаются, привыкает к тому, что внимание, ласка, любовь – это красивая игрушка, дорогая вещь, деньги. Но природное стремление к человеческому теплу не искореняется. Возникает (хотя и не осознается совсем) щемящее чувство утраты самого важного. Ребенок стремится заполнить болезненную пустоту и выбирает тот способ, к которому он приучен, к которому он привык, – он берет деньги. Вначале незначительные суммы, затем все большие и большие. До тех пор, пока не замечать этого уже невозможно...

Вот так родитель сам приводит в действие механизм «материальной» любви, который ударяет по нему же своей оборотной стороной.

Рождение младшего

Но в жизни бывают ситуации, когда действительно сложно уделять ребенку много времени. Например, когда рождается второй.

С рождением второго малыша перестраивается весь уклад семьи, на старшего возлагают больше ответственности, ему отводится роль помощника. Естественно, старший начинает ревновать, считает, что ему меньше уделяют внимания, времени. Такова субъективная оценка первенцем событий, происходящих в семье.

Старшему было бы легче адаптироваться к новым условиям, если бы он был приучен к самостоятельности, самообслуживанию (маленький умел самостоятельно одеваться, более взрослый приучен помогать родителям). Тогда было бы легче и самим родителям, и ребенку, в его сознании уже сформировались бы начальные понятия о человеческих правах и обязанностях.

Вообще включенность в дела семьи – разделение вместе с родителями семейных радостей, возможно, трудностей (конечно, до определенной степени) – развивает ответственность, делает ребенка сопричастным и значимым для своей семьи. Он ощущает тесную, неразрывную связь с родителями, учится сопоставлять свои потребности с их потребностями, учится взаимодействовать в коллективе. Это позволяет быстрее и гармоничнее приспосабливаться к новым условиям, проникнуться ситуацией.

Сложнее обстоит дело, если до рождения младшего старший был центром внимания всей семьи. Его нужды, потребности воспринимались взрослыми как немедленный посыл к действию, а не как повод для размышлений. Теряя позицию «самого важного» в семье, старший, следуя собственной логике, решает, что его не любят, что он больше не нужен. Здесь также может сработать механизм компенсации. Не получая того внимания, которое ему оказывали прежде, ребенок начинает «брать» его. Это может вылиться в капризы, отставание по школьным предметам, излишнюю привязчивость, а также воровство – как один из способов привлечь к себе внимание родителей. Ребенок не осознает, почему он так поступает, поэтому никакие логические доказательства и вопросы, почему он так поступил, в данной ситуации не помогут.

Эгоцентризм подростков

В подростковом возрасте на первый план выходит общение со сверстниками. Стремление влиться в компанию, быть принятым в ней и одновременно отстаивать свою индивидуальность, «свои права» перед родителями – наиболее характерные черты поведения подростков. Общение со сверстниками, принадлежность к выбранной группе, соответствие ее нормам и правилам важны для подростка больше всего. Это может выражаться в стремлении одеваться определенным образом, слушать музыку определенного направления, читать литературу определенного плана, если это интеллектуальная тусовка. То есть выражать себя выбранным, доступным способом, заручившись поддержкой значимой группы. Здесь материальный фактор выступает как способ соответствия, средство для легкого вхождения в коллектив сверстников.

Бывают моменты, когда подросток не находит общего языка со сверстниками, у него нет возможности быстро и гармонично влиться в компанию. Причинами могут послужить природная застенчивость, неумение общаться и налаживать контакт с людьми, роль «отверженного» или «козла отпущения» в классе, переход в новую школу... Если при этом у подростка еще и занижена самооценка, низкий уровень ответственности за свои действия, нет умения отстаивать свою точку зрения, но есть желание во что бы то ни стало попасть в выбранную компанию, подросток может попытаться купить расположение сверстников.

Еще одним фактором, «заставляющим» подростка воровать, является внутренний конфликт между «надо» и «хочу», когда личные интересы ставятся на первый план, а интересы семьи практически не учитываются. Например, если в детстве сформировался стереотип, что «деньги падают с неба».

Другой вопрос, если в семье периодически возникают трудности с деньгами, если часто не хватает средств на новые или модные вещи. В этой ситуации подросток может брать и носить чужие вещи, брать и не отдавать. Если вы ограничены в средствах, воспитывайте в ребенке чувство собственного достоинства, акцентируйте внимание на его талантах и способностях, показывайте важность других, доступных ему сфер жизни. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал поддержку и любовь (хотя бы со стороны родителей) вне зависимости от того, как он выглядит. Ограниченность в средствах тоже имеет плюсы: чем больше человек обделен материальными благами в детстве, тем выше у него стремление добиться успеха.

Развод родителей

Развод или разрыв отношений между родителями тоже может послужить отправной точкой для воровства. Это стресс для всей семьи, и последствия могут быть самые разнообразные (не всегда самые худшие, особенно если вопросы решаются «мирным» путем и учитываются интересы всех сторон, в том числе и психологическое благополучие ребенка). В такие сложные для бывших членов семьи периоды, даже просто ради профилактики, полезно проконсультироваться у психолога.

Как избежать ошибок

Первая ошибка, которую часто допускают родители, – они не обращают внимания или за¬крывают глаза на мелкие пропажи. То два рубля исчезли со стола, то десятка из кошелька – у каждой семьи свой рубеж «мелкой суммы». Так что мудрое правило «деньги любят счет» актуально. Всегда точно знайте, какая у вас сумма денег и где она находится.

Второй момент – как в семье относятся к деньгам. Не сложилось ли у ребенка представление, что «вещи и деньги падают с неба»? Очень важно, чтобы ребенок знал, что деньги зарабатываются трудом, чтобы он видел, что «деньги надо заслужить». Объяснить это будет проще, если у ребенка есть обязанности по дому или он несет ответственность за домашнее животное, например. Тогда ему легче будет понять, что у родителей тоже есть обязанности, только на другом уровне, выполняя которые они получают деньги, а потом распределяют их на нужды всей семьи.

Третье, что надо помнить, – любовь и внимание необходимы ребенку как воздух, которым он дышит. И никакая дорогостоящая игрушка не заменит ему общения с папой или с мамой. Если вы очень сильно заняты, найдите для своего наследника хотя бы 15 минут в день. Но уж эти четверть часа должны полностью принадлежать только ему.

Один из секретов общения с ребенком – важность прикосновения. Если вы говорите с малышом и не дотрагиваетесь до него, он начинает нервничать. Если же вы медленно и с любовью поглаживаете ему спинку, пока он рассказывает свою «самую животрепещущую историю в мире», ребенок успокаивается, расслабляется. Поэтому гладьте своего наследника и обнимайте его как можно чаще.

Соблюдая эти нехитрые правила, вы не только не допустите такого чрезвычайного происшествия, как воровство, но и получите огромное удовольствие от общения с собственным ребенком.

 

Ольга Горбушина