Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №14/2005

Медкабинет

Перечень профилактических и оздоровительных технологий, реализуемых в образовательных учреждениях

ГУ Научный центр здоровья детей РАМН
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков

Перечень профилактических и оздоровительных технологий, реализуемых в образовательных учреждениях

Пособие для врачей и среднего медицинского персонала

Разработано в рамках подпрограммы «Здоровый ребенок» федеральной целевой программы «Дети России» на 2003–2006 гг., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. № 732.

Авторский коллектив: доктор медицинских наук, профессор В.Р. Кучма, доктор медицинских наук, профессор Л.М. Сухарева, доктор медицинских наук И.К. Рапопорт, кандидат медицинских наук А.Г. Ильин, доктор медицинских наук М.И. Степанова, доктор медицинских наук, профессор Н.Н. Куинджи, доктор медицинских наук Ж.Ю. Горелова, кандидат медицинских наук Н.А. Скоблина, кандидат медицинских наук А.П. Цамерян

Статья опубликована при поддержке Многопрофильной клиники Центр Эндохирургии и Литотрипсии (МК ЦЭЛТ), уже более 20 лет оказывающей высококачественные медицинские услуги – от консультаций врача до проведения сложнейших операций. Хирургия, в т.ч. пластическая, кардиология, оториноларингология, пульмонология, психология и психоневрология, офтальмология, ревматология, гематология, аллергология, гастроэнтерология, дерматовенерология, онкология – это лишь некоторые из более чем 50 направлений и специальностей медицины, по которым в Центре оказывается помощь взрослым и детям. Опыт и высокая квалификация специалистов, работающих в клинике, современное высокотехнологичное диагностическое, лабораторное и терапевтическое оборудование, профессионализм, внимательное и доброжелательное отношение медперсонала к каждому пациенту – залог того, что помощью и лечением, оказанным в МК ЦЭЛТ, останутся довольны все. С подробной информацией о специалистах, работающих в Центре, реализуемых в клинике медицинских программах, оказываемых пациентам услугах и ценах на них можно ознакомиться на сайте celt.ru.

I раздел. Профилактические технологии

1. Обеспечение санитарно-гигиенических условий обучения в соответствии с СанПиНом 2.4.2 1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», включая создание воздушного и теплового комфорта в учебных помещениях, оптимального уровня электрического состояния воздуха и благоприятного светового режима в помещениях. Необходимым условием профилактики инфекционных заболеваний является строгое выполнение требований:

– к санитарному содержанию помещений, оборудования и земельного участка;
– водоснабжению и канализации;
– организации питания обучающихся и воспитанников образовательного учреждения.

2. Обеспечение режима образовательного процесса в соответствии с гигиеническими требованиями к методикам и режимам воспитания и обучения. При использовании в образовательных учреждениях компьютерной техники организация занятий, помещения и оборудование рабочих мест пользователей персональных электронных вычислительных машин должны соответствовать СанПиНу 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

3. Профилактические осмотры в образовательных учреждениях необходимы для всех детей в возрасте до восемнадцати лет.

Нормативными документами Министерства здравоохранения и социального обеспечения РФ проведение профилактических осмотров возложено на отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях детских амбулаторно-поликлинических учреждений.

Документы Министерства здравоохранения и социального обеспечения РФ регламентируют:

Периодичность профилактических осмотров обучающихся и воспитанников образовательных учреждений: перед поступлением в дошкольное учреждение, за год до поступления в школу, перед поступлением в школу, в конце первого года обучения в школе, в 10 лет, в 12 лет, в 14–15 лет, в 16 и 17 лет.

В профилактических осмотрах должны принимать участие педагог и психолог.

Этапы профилактического медицинского осмотра детей и подростков:

  • доврачебный (на основе базовой программы скрининг-тестов);

  • врачебный (обязательный специализированный этап осмотра педиатром и врачами-специалистами: хирургом, ортопедом, детским неврологом, офтальмологом, отоларингологом, стоматологом, логопедом (детей дошкольного возраста), эндокринологом (с 10 лет), детским гинекологом или урологом/андрологом (подростков с 12 лет);

  • специализированный (по показаниям – углубленное обследование врачами-специалистами, в том числе кардиологом (ревматологом), гастроэнтерологом, нефрологом, аллергологом, пульмонологом, психиатром, дерматологом и др.).

Объем и методику обязательного обследования каждого ребенка и дополнительного обследования в зависимости от показаний.

Форму заключения о состоянии здоровья ребенка, включающую заключительный диагноз (основное и сопутствующее заболевания), оценку физического, психического и полового развития, группу здоровья, медицинскую группу для занятий физкультурой, допуск к трудовому обучению, ограничения по состоянию здоровья в дальнейшей профессиональной деятельности (для подростков), годности к военной службе (для подростков), а также рекомендации по режиму дня, питанию, физическому воспитанию, психолого-педагогическим мероприятиям, вакцинопрофилактике, направлению на диспансерное наблюдение к врачам-специалистам, дополнительному обследованию и восстановительному лечению.

Регистрацию результатов профилактических осмотров. Индивидуальные данные о результатах профилактического осмотра ребенка заносятся в историю развития ребенка (ф. 112/у), медицинскую карту ребенка для образовательных учреждений (ф. 26/у-2000), медицинскую карту ребенка, воспитывающегося в доме ребенка (ф. 112-1/у-2000).

Общие сведения о результатах профилактических осмотров детей, которые ежегодно вносятся в отчетную форму Федерального Государственного статистического наблюдения № 31 «Сведения о медицинской помощи детям и подросткам-школьникам». В ней указывается абсолютное количество детей, у которых при профилактических осмотрах выявлены понижение остроты слуха и зрения, дефект речи, сколиоз и нарушения осанки. Сравнительный анализ ежегодных результатов осмотров позволяет определить динамику распространенности указанных заболеваний среди детей и подростков.

4. Проведение вакцинопрофилактики в соответствии с регламентирующими документами Министерства здравоохранения и социального обеспечения РФ.

5. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у обучающихся и воспитанников образовательных учреждений предполагает осуществление следующих технологий:

5.1. Контроль за соответствием школьной мебели длине тела учащихся, наблюдение за правильностью позы учащихся и правильностью рассаживания детей за столами. Медицинские работники должны организовывать и контролировать проведение профилактической работы в образовательном учреждении, разъяснять педагогам и родителям требования к учебной мебели и позе учащегося. Требования к рассаживанию и позе учащихся, размеры мебели и ее маркировка по ГОСТам «столы ученические» и «стулья ученические» регламентированы СанПиНом 2.4.2 1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

5.2. Своевременное выявление нарушений опорно-двигательного аппарата у обучающихся и воспитанников при ежегодной реализации скрининг-программы доврачебного этапа профилактических осмотров, в том числе:

5.2.1. Выявление нарушения осанки, для чего необходимо не только статическое, но и динамическое визуальное исследование (стоя и при ходьбе) ребенка;

5.2.2. Выявление нарушений формирования свода стоп и плоскостопия, для чего во время проведения ежегодных скрининг-осмотров обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях используется плантография.

5.3. Контроль веса ранца с ежедневным учебным комплектом для занятий. Вес ранца с учебниками не должен превышать 10% веса его владельца. Вес ранца без учебников для учащихся 1–4-х классов должен быть не более 500–700 г. В начальной школе, где превышение веса ежедневных учебных комплектов отмечается особенно часто, рекомендуется приобрести второй комплект учебников для работы в классе.

5.4. Создание благоприятного двигательного режима учащихся. В образовательных учреждениях должны создаваться условия для удовлетворения биологической потребности учащихся в движении – не менее двух часов ежедневной двигательной активности. К ней относятся: утренняя гимнастика (которую должен выполнять дома каждый учащийся), гимнастика в образовательном учреждении до учебных занятий, физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, динамические паузы, спортивные часы в режиме продленного дня, уроки физкультуры и школьные соревнования, дни здоровья, а также подвижные игры на свежем воздухе, самостоятельные занятия в спортивных секциях. Медицинские работники образовательных учреждений должны обучать педагогов и родителей приемам проведения утренней гимнастики и физкультурных минуток, разъяснять родителям необходимость проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков.

5.5. Проведение физкультминуток на уроках. Проведение физкультминуток (ФМ) – это эффективный способ поддержания работоспособности учащихся, который обеспечивает отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой. Для того чтобы ФМ имела универсальный профилактический эффект, она должна включать 3–4 упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения.

Продолжительность ФМ составляет 1,5–2 минуты, проводит их педагог, а методическую помощь в составлении комплексов упражнений оказывает преподаватель физкультуры. Комплексы упражнений, входящие в ФМ, должны меняться, иначе они становятся фактором усиления монотонности. На уроках письма физкультминутки должны проводиться дважды за урок – на 15-й и 25-й минутах, причем на одной из ФМ выполняются упражнения для снятия напряжения с кисти. Также можно проводить упражнения:

– для улучшения мозгового кровообращения;
– cнятия утомления с мелких мышц кисти;
– cнятия утомления с мышц туловища;
– мобилизации внимания.

5.6. Организация подвижных игр на переменах при максимальном использовании свежего воздуха. Большую перемену можно продлить до 45 минут, из которых не менее 30 минут отвести на подвижные игры в спортивном зале, в рекреациях или на спортплощадке.

5.7. Контроль за допуском обучающихся и воспитанников к занятиям физкультурой и спортом в спортивных секциях осуществляется медицинским персоналом строго индивидуально с учетом результатов профилактических осмотров.

5.8. Использование в занятиях физической культурой специальных упражнений для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия.

6. Профилактика утомления и возникновения нервно-психических расстройств у школьников предполагает осуществление следующих технологий.

6.1. Коррекция организации и интенсивности учебного процесса. Одним из основных средств профилактики утомления и формирования нервно-психических и сомато-вегетативных расстройств является организация учебного процесса в образовательном учреждении в соответствии с возрастными функциональными и познавательными возможностями учащихся.

Соответствие учебно-воспитательных нагрузок психосоматическим возможностям детей определяется специальным тестированием. Тест на выявление степени невротизации обучающихся и воспитанников содержит две анкеты, из которых одну заполняет учащийся, а вторую – его родители, выбирая соответствующий балл по каждому вопросу. Результаты теста могут использоваться в качестве индикатора психоэмоционального дискомфорта, тревожности, вегетативной неустойчивости и других неврозоподобных проявлений, возникающих в процессе учебной деятельности, и свидетельствовать о несоответствиях нагрузок психосоматическим возможностям детей и подростков. В таких случаях необходима коррекция организации и интенсивности учебного процесса или изменение стиля преподавания с авторитарного на более либеральный.

Учащиеся с повышенной и высокой степенью невротизации относятся к группе риска и должны наблюдаться детским неврологом. Если неврозоподобные проявления не связаны с утомительностью учебной нагрузки и авторитарным стилем преподавания, то следует искать другие причины нарушений нервно-психического здоровья – соматические заболевания, неблагоприятный семейный микроклимат, чрезмерные дополнительные учебные или спортивные нагрузки и др.

6.2. Проведение на уроках физкультминуток (см. пп. 5.5 и 5.6).

6.3. Профилактический прием аминокислоты глицин. Глицинзаменимая аминокислота – естественный метаболит широкого спектра действия, содержащийся в животных тканях головного и спинного мозга. Фармакологическое действие препарата заключается в нормализации обмена веществ. Глицин оказывает ноотропное, противоэпилептическое, антистрессовое, седативное действие. Препарат нормализует процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, повышает умственную работоспособность, устраняет депрессивные нарушения, повышенную раздражительность, нормализует сон. Показаниями к приему глицина являются: стрессовые состояния, психоэмоциональное напряжение, повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, неврозы, неврозоподобные состояния, вегето-сосудистая дистония, последствия нейроинфекций и черепно-мозговой травмы, энцефалопатий. Противопоказаниями является гиперчувствительность к препарату. Побочные действия не выявлены.

6.4. Плановая витаминопрофилактика (см. пп. 7.2, 7.3, 7.4).

7. Организация рационального питания для профилактики алиментарно-зависимых заболеваний и нарушений обмена веществ

Организм школьника испытывает повышенные нагрузки – как умственные, так и физические, что связано с большим расходом энергии. Нарушение питания в этот период может привести к расстройствам жизнедеятельности организма, в том числе и к возникновению и прогрессированию различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, органов кровообращения, изменениям со стороны эндокринной, иммунной, костно-мышечной и центральной нервной систем. Продолжает расти число алиментарно-зависимых заболеваний у учащихся, что напрямую связано с нарушением рационального питания.

При формировании рациона питания учащихся, закупках пищевых продуктов школьными столовыми, составлении меню и приготовлении пищи должны соблюдаться принципы адекватного, рационального, сбалансированного, щадящего питания. Организация рационального питания осуществляется по следующим технологиям.

7.1. Обеспечение оптимального режима питания. Обучающимся и воспитанникам образовательных учреждений требуется 4–5-разовый прием пищи в течение дня в зависимости от возраста, умственной и физической нагрузки. В первую половину дня следует использовать продукты, богатые животным белком, а на ужин – молочно-растительные продукты. Для учащихся образовательных учреждений (школьного типа) предусматривается двухразовое горячее питание: завтрак и обед – для учеников первой смены, обед и полдник – для учеников второй смены. Предполагается, что учащиеся первой смены в 7.30–8.30 получают завтрак дома, в 11.00–12.00 – горячий завтрак в школе, в 14.30–15.30 – после окончания занятий – обед в школе (обязательно для учащихся групп продленного дня) или дома, а в 19.00–19.30 – ужин дома. Учащиеся второй смены в 8.00–8.30 завтракают дома, в 12.30–13.00 обедают в школе или дома перед уходом в школу, в 16.00–16.30 получают горячий полдник в школе, в 19.30–20.00 ужинают дома.

Посещение детьми групп продленного дня допускается только при обязательной организации для них двух-, трехразового питания (в зависимости от времени пребывания в образовательном учреждении). Для детей шестилетнего возраста предусматривается трехразовое питание (горячий завтрак, обед и полдник или завтрак, второй завтрак, обед). Для воспитанников образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием организуется 4–5-разовое питание, в зависимости от их возраста и состояния здоровья.

7.2. Обеспечение оптимального рациона питания. Медицинскому персоналу образовательных учреждений необходимо следить за использованием широкого и разнообразного ассортимента круп и макаронных изделий, а также молока и молочных продуктов, сыра, яиц, творога, сливочного и растительных масел, мяса и мясных изделий, субпродуктов, рыбы, продуктов моря. В меню обязательно должны присутствовать свежие овощи, зелень, фрукты и ягоды, картофель, натуральные соки и витаминизированные продукты, в том числе витаминизированные напитки.

7.3. Проведение витаминопрофилактики. Современные научные исследования состояния здоровья детей и подростков, проживающих в различных регионах России, показали нарушения витаминного статуса, сопровождающиеся пониженным содержанием аскорбиновой кислоты в крови у 70–90% обследованных, ретинола – у 34–64%, тиамина – у 40–51%, рибофлавина – у 21% и пиридоксина – у 35% детей. Учитывая недостаточность витаминов в питании большинства обучающихся и воспитанников, целесообразна искусственная витаминизация рациона с учетом возрастной потребности детей в витаминах с использованием специальных витаминизированных продуктов или препаратов витаминов в соответствии с нормативно-методическими документами, утвержденными органами здравоохранения и Госсанэпиднадзора.

7.3.1. Использование поливитаминных препаратов. Для повышения защитных сил организма в зимне-весенний период в школах следует проводить дополнительную витаминизацию поливитаминными препаратами не менее 6 месяцев – с ноября по май. Применение поливитаминных препаратов (гексавит, ревит, ундевит или компливит), где, кроме аскорбиновой кислоты, содержатся и другие витамины (А, группы В и др.), оказывает более выраженное влияние на состояние здоровья и витаминный статус учащихся, чем проведение одной только С-витаминизации.

7.3.2. Использование концентратов витаминизированных напитков. В настоящее время разработаны удобные для использования специализированные продукты: концентраты витаминизированных напитков «Золотой шар» с солями железа, кальция и магния, а также сироп шиповника с витаминами и микроэлементами. В состав концентратов входят бета-каротин, витамины С, А, D, Е, В1, В2, В6, В12, РР, фолиевая, пантотеновая кислоты, биотин в дозах и соотношениях, соответствующих физиологической потребности человека. В качестве источников минеральных элементов использованы соли органических и неорганических кислот: аскорбинат железа, сульфат железа, лимонноаммиачное железо, лактат кальция, цитрат магния. Регулярное потребление 1–2 стаканов готового напитка в день надежно восполняет дефицит витаминов, железа, кальция и магния.

7.3.3. Использование сиропов с ценными природными веществами. В состав сиропа из шиповника и рябины включены все 12 необходимых детскому организму витаминов и важнейшие микроэлементы – железо и йод. Прием сиропа по 2 чайные ложки 2–3 раза в день после еды обеспечивает детям 7–17 лет 40–50% суточной потребности в витаминах, железе и йоде. Предлагаемые пищевые комплексы снижают заболеваемость и повышают функциональную дееспособность учащихся.

7.3.4. Использование фитоосновы, содержащей концентрированные натуральные соки и экстракты лекарственных растений. В образовательных учреждениях возможно применение фитоосновы «Лесная сказка», которая содержит концентрированные натуральные соки из плодов пищевых растений и экстракты из лекарственных растений: виноградный, яблочный (из диких сортов) и черноплодно-рябиновый соки, а также экстракты из плодов шиповника и боярышника. Напиток готовится на пищеблоке: 10 мл фитоосновы «Лесная сказка» разводится в 90 мл кипяченой воды и добавляется в чай или компот один раз в день по 10 мл. Учащиеся, не получающие питания в образовательном учреждении, должны получать готовый напиток по 100 мл в школьном буфете.

7.3.5. Использование поливитаминного премикса 730/4. Для профилактики полигиповитаминозов, улучшения витаминного статуса, нормализации обмена веществ, снижения заболеваемости, укрепления здоровья детей рекомендуется проводить в образовательных, лечебно-профилактических учреждениях и в домашних условиях витаминизацию молока или готовых блюд (молочные супы, каши, пюре и т.п.) поливитаминным премиксом 730/4 (Австрия, Вена), содержащим весь основной набор недостающих организму витаминов. Премикс 730/4 добавляют в молоко или готовые блюда (0,15 г на стакан или порцию), что обеспечивает суточную потребность детей в витаминах на 50–80%. Обогащение готовых блюд поливитаминным премиксом рекомендуется проводить постоянно в зимне-весенний период года – с ноября по май включительно. В регионах, неблагополучных по экологическим, социальным и экономическим условиям, в лечебно-профилактических учреждениях и в группах детей, отстающих в физическом развитии, страдающих хроническими заболеваниями, обогащение готовых блюд поливитаминным премиксом целесообразно проводить в течение всего года. При обогащении пищи премиксом 730/4 С-витаминизацию можно не проводить.

7.3.6. Проведение С-витаминизации питания. С-витаминизация питания в образовательных учреждениях проводится не менее 6 месяцев – с ноября по май. По специальному разрешению Центра ГСЭН С-витаминизация готовой пищи синтетической аскорбиновой кислотой не проводится в том случае, если плодоовощные блюда, шиповник и другие естественные витаминоносители, используемые в питании, содержат такое количество витамина С, которое соответствует потребностям детей. Ежедневно витаминизируются только первые и третьи блюда обеда или молоко. Предпочтительнее витаминизировать третьи блюда.

При витаминизации молока аскорбиновую кислоту добавляют непосредственно после закипания молока в соответствии с возрастом, но не более 175 мг аскорбиновой кислоты на 1 литр молока (во избежание свертывания). При витаминизации киселей аскорбиновую кислоту добавляют до подмешивания картофельной муки.

7.4. Использование высокожировой пищевой добавки – рыбьего жира «Полиен». Это – концентрат высокоактивных полиненасыщенных жирных кислот класса омега-3, полученных по оригинальной технологии из тушек морских рыб. Содержание полиненасыщенных жирных кислот класса омега-3 в «Полиене» составляет не менее 25%, в том числе эйкозапентаеновой кислоты – не менее 10%. Белковый и углеводный компоненты в добавке отсутствуют. «Полиен» выпускается в жидком и капсулированном виде. Полиненасыщенные кислоты, содержащиеся в «Полиене», обладают гиполипидемическим, гипохолестеринемическим, гипоаллергенным действием, способствуют снижению фибринолитической активности крови, улучшению зрения при диабетической ретинопатии.

Эффективность «Полиена» значительно увеличивается при одновременном применении антиоксидантов в виде комплекса витаминов, в первую очередь витаминов Е и А. Поэтому одним из важных условий использования «Полиена» в профилактических целях является одновременное назначение поливитаминных препаратов, содержащих витамины А и Е (ундевит, глутамевит, компливит и др.). Витаминные препараты назначаются в соответствующей профилактической и лечебной возрастной дозировке.

Противопоказаниями к применению «Полиена» являются желчекаменная болезнь, острые желудочно-кишечные инфекции, дискинезии желчевыводящих путей в период обострения, а также индивидуальная непереносимость.

8. Профилактика нарушения зрения

Проведением профилактических мероприятий должны заниматься не только врачи-офтальмологи, но и медицинский персонал, администрация, педагоги образовательных учреждений и родители.

Профилактика предполагает следующие технологии:

8.1. Соблюдение основных санитарных правил освещенности в учебных помещениях. Согласно гигиеническим нормативам освещенность на рабочих местах должна составлять 300 люкс, освещенность классных досок – 500 люкс. Немаловажное значение имеет также цветовое оформление дверей, окон и оснащение классных комнат.

Освещенность ухудшают: закрашивание части оконных стекол, размещение на подоконниках ветвистых цветов, учебных пособий и т.д., развешивание на окнах занавесок и штор, закрывающих верхнюю часть окна или не убирающихся в простенки между окнами, нерегулярное мытье оконных стекол, затемнение окон деревьями.

8.2. Контроль за соответствием школьной мебели росту учащихся, наблюдение за правильностью позы и правильным рассаживанием детей (см. п. 5.1).

8.3. Проведение физкультминуток на уроках и дома (см. п. 5.5).

8.4. Контроль за продолжительностью чтения. Для охраны зрения непрерывная продолжительность чтения должна быть регламентирована: для младших школьников – 15–20 минут; для учащихся среднего возраста 25–30 минут, для старших школьников – 45 минут – и чередоваться минутами для отдыха глаз. Глаза отдыхают тогда, когда они закрыты или когда ребенок смотрит вдаль.

8.5. Проведение гимнастики для глаз. Гимнастика для глаз улучшает мозговое кровообращение, укрепляет склеру глаза. Эффективность физкультминуток возрастает при проведении специального комплекса упражнений, который проводится педагогом. Педагогов и родителей этому комплексу должен обучить медицинский персонал. Используются:

8.5.1. Комплекс упражнений для детей 6–9 лет (1–3-й классы).

8.5.2. Комплекс упражнений гимнастики для учащихся 10–18 лет (4–11-й классы).

8.6. Контроль за соблюдением зрительного режима во внешкольное время. Медицинский персонал образовательных учреждений должен давать учащимся, педагогам и родителям рекомендации по продолжительности зрительных нагрузок во внешкольное время. Дети младшего школьного возраста могут смотреть телевизионные передачи в те дни, когда учебная нагрузка невелика. Продолжительность просмотра телепередач должна быть не более 1 часа в день. Необходимо, чтобы комната была освещена. Ребенок должен сидеть на расстоянии 3–5 метров от экрана, в зависимости от размера экрана телевизора. Если ребенку прописаны очки для дали, то он должен обязательно смотреть телевизионные передачи в очках.

8.7. Проведение систематических диспансерных осмотров врачом-офтальмологом необходимо не реже одного раза в год.

8.8. Использование теста А.А. Малиновского для выявления детей со склонностью к близорукости. Этот тест рекомендуется использовать при обследовании учащихся 1–3-х классов. Тест позволяет выявить детей, еще не имеющих близорукости, но склонных к ней. Исследование заключается в том, что после проверки остроты зрения у детей определяется возрастной запас аккомодации по А.И. Дашевскому или по Е.И. Ковалевскому. Если при выполнении теста А.А. Малиновского острота зрения уменьшается до 30–40%, такой учащийся заносится в группу риска. В связи с тем, что миопия чаще всего формируется у школьников средних классов, особого внимания при выявлении группы риска требуют дети младшего школьного возраста (1–3-и классы). Школьникам с положительным результатом теста рекомендуются дополнительные исследования и наблюдение у офтальмолога.

8.9. Использование учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам.

8.10. Организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе, обеспечивающих активное гармоничное физическое развитие детей и подростков (см. п. 5.6).

8.11. Организация рационального питания и витаминизации (см. пп. 7.2, 7.3, 7.4).

9. Проведение медицинской профессиональной ориентации выпускников Медицинская профессиональная ориентация помогает правильно выбрать профессию, формы обучения и место работы ученикам, имеющим отклонения в состоянии здоровья. Неправильно выбранная трудовая деятельность может привести к ухудшению здоровья, утрате трудоспособности, ранней инвалидизации. Врачебное профессиональное консультирование проводится на основе регламентирующих документов.

(Окончание следует)