Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №16/2005

Из первых рук

Что для глаза хорошо, что для глаза плохо

Когда говорят об экологии, обычно имеют в виду загрязненность воздуха и воды, уровень шума или радиации. А вот о том, что это понятие включает в себя и зрительную среду, никто особенно не задумывается.
Все, что нас окружает, называется визуальной средой. Она бывает естественной или рукотворной, выполненной человеком. Научные исследования говорят, что эта среда оказывает сильное влияние на психическое и физическое состояние человека. Новое направление науки – видеоэкология – изучает аспекты визуального восприятия окружающей среды и представляет интерес для экологов, психологов, физиологов, врачей, художников и архитекторов.
Рассказывает доктор биологических наук, действительный член Международной академии наук, родоначальник российской видеоэкологии Василий Антонович ФИЛИН

Люди в большом городе

Пусто все, однообразно,
Словно замер жизни дух;
Мысль и чувства дремлют праздно,
Голодают взор и слух.

П.А. Вяземский

Мы живем в период всеобщей урбанизации. Идеи рационального градостроительства, воплощенные в новых строительных материалах, изменили облик наших городов. Если раньше архитекторы, создавая свои проекты, руководствовались соображениями красоты, то теперь на первое место вышла функциональность. В наших домах все продумано для удовлетворения физиологических нужд, но эстетического комфорта панельные башни и коробки не вызывают. Более того, мрачные грязно-серые тона, большие плоскости стекла и бетона, господство прямых углов и линий пробуждают чувства психологического дискомфорта, подавленности или агрессивности, провоцируют человека на противоправные действия. Пример интуитивного протеста подростков на бесконечные глухие заборы – появление граффити, состоящего сплошь из кривых линий.

Можно сказать, что наряду с электромагнитными и прочими техногенными полями мы подвергаемся постоянному воздействию гомогенных и агрессивных визуальных полей (терминология автора. – Прим. ред.).

Гомогенные поля создают голые бетонные стены, асфальтовые покрытия, незамкнутое пространство площадей и дворов при свободной планировке. Агрессивные поля – одинаковые элементы, от которых рябит в глазах. Например, ряды окон многоэтажного здания, длинные заборы из решеток или сеток, поверхности в горошек, полоску, концентрические круги. Изредка агрессивные рисунки бывают полезными, но только когда они требуют обратить на что-то внимание (например, «зебра» пешеходного перехода или черно-белая полосатая футболка хоккейного арбитра, которая выделяет его среди игроков).

Наш глаз никогда не находится в покое, он непрерывно совершает непроизвольные быстрые движения – саккады (от старинного французского выражения «хлопок паруса»), настраивающие зрачок на объект. Эти движения не регулируются человеческим мозгом и относятся к автоматическим действиям организма, таким как биение сердца, дыхание, пищеварительный процесс. Саккады наблюдаются и во время сна, и когда мы находимся в полной темноте. они не исчезают и у слепых. Количество их всегда одинаково (две в секунду), меняются только амплитуда и ритм. А вот графики саккад различны у флегматиков и у людей с взрывным темпераментом, у близоруких и имеющих косоглазие.

Если человек смотрит на глухую бетонную стену (гомогенное поле), происходит нарушение автоматизма саккад, взгляд не фиксируется, ему не за что зацепиться. Не может полноценно работать бинокулярный аппарат, так как для того, чтобы изображения правого и левого глаза слились в один образ, их контуры не должны совпадать. В результате глаза «разобщаются», каждый видит сам по себе. Если после созерцания голой стены перевести взгляд на четкий объект, то изображение будет двоиться.

Недостаток информации для органов чувств (сенсорный голод) может даже привести к нервно-психическому заболеванию. С этим сталкиваются, например, полярники, которым для восстановления психологического комфорта после нескольких месяцев «белого безмолвия» необходимо получить насыщенную зрительную информацию, поэтому они смотрят по несколько кинофильмов подряд.

В агрессивном поле зрение как бы отключается, человек не может точно выделить объект, на который смотрит. Все равно что, сделав шаг, ощутить под ногой пустоту. Вы никогда не пытались посчитать этажи небоскреба? Это очень трудно: все время сбиваешься, два окна сливаются в одно – нарушается бинокулярное зрение. Человек начинает помогать себе, качая головой, – подключает вестибулярный аппарат.

Воспитание красотой

Зовите меня варваром в педагогике,
но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение,
что прекрасный ландшафт имеет такое огромное
воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно
соперничать влиянию педагогики.

К.Д. Ушинский

Видеоэкологи считают, что эти слова великого педагога с полным основанием можно перенести на всю визуальную среду – улицу, двор, интерьер здания...

Что же можно считать гомогенной визуальной средой в школе? Прежде всего, это стены бесконечных коридоров. Обычно они плохо освещены и покрашены однотонной масляной краской. А еще это слишком большие классные доски (нужны ли такие размеры?), полотна киноэкранов и однотонные занавесы в актовых залах… Отделка стен реечками, кирпичами, кафелем (особенно контрастных цветов), подвесные потолки из дырчатых плит, жалюзи и т.д. создают агрессивную среду. Все это способствует развитию близорукости, создает тревожное и даже агрессивное состояние и вряд ли способствует плодотворной учебе.

Сколько картинок нужно, чтобы «разбить» пятидесятиметровый коридор, я не считал. По образованию я физиолог и не буду вторгаться в дела дизайнеров. Там свои законы. Художник имеет внутреннее ощущение гармонии, а о наличии саккад ему знать не обязательно. Я могу дать только общие рекомендации.

Прежде всего, нужно задуматься, везде ли нужна прямая линия, и постараться без нее обойтись. Ведь в природе прямых линий не существует (пожалуй, только линия горизонта на море). Сделайте соотношение прямых и кривых линий хотя бы один к одному.

Нужно избавиться от больших гладких поверхностей. Раньше в домах у крестьян или мещан комнаты (а соответственно и потолки) были небольшими. А потолки просторных дворцов украшали лепниной и росписями. Белые плоскости потолков можно «разбить» красивыми светильниками или повесить яркие воздушные шарики.

Стены классов часто украшают таблицы, портреты ученых или писателей, картины. А в коридорах стены голые. Распишите их сюжетными изображениями или просто раскрасьте в разные цвета, повесьте репродукции картин, детские рисунки, стенгазеты и т.д. Если позволяют средства – разделите длинный коридор на зоны арками (каждую зону можно декорировать в своем стиле), в торцах поставьте видеомагнитофоны и крутите на переменах фильмы о природе. Если вы считаете, что эти предложения – из области фантастики, хотя бы наклейте там фотообои с красивыми пейзажами, это вполне реально. Правда, статическое изображение принесет меньше пользы, чем динамическое. Недаром человек может долгое время завороженно смотреть на морской прибой, языки пламени, бегущие облака, рыбок в аквариуме.

С этих же позиций можно изменить оформление окон и дверей. Хорошо смотрятся двери с филенками или отделанные натуральным шпоном, в конце концов – раскрашенные. А «вагонка» на входных дверях просто недопустима.

Оконные рамы раньше имели сложные переплеты и даже витражи в верхней части фрамуги. В современных зданиях принято ставить стеклопакеты. Поставьте на подоконник горшки с цветами, повесьте яркие занавески и задрапируйте их мягкими складками.

Компьютер тоже создает агрессивную среду (повторяющиеся элементы, мелкий шрифт текста и т.д.). Чтобы смягчить ее, сделайте приятные глазу заставки – звездное небо, пейзаж, море. Около монитора расположите яркое пятно, за которое взор мог бы зацепиться: цветы в горшке, мягкую игрушку на липучке…

Теперь о школьном участке. Попробуйте закрыть бетонный или решетчатый забор живой изгородью или хотя бы его раскрасить. Раньше заборы делали так, чтобы металлические секции чередовались с кирпичными столбиками, заканчивающимися шарами или вазами. Или, например, Кремлевская стена – глухая кирпичная кладка заканчивается зубцами, прерывается башнями и имеет совершенно не агрессивный вид.

И еще, сажайте на участке цветы и деревья. Подключайте родителей, проводите субботники. Поверьте, все это возможно и не требует больших денег.

Природа как лекарство

Мы никуда не денемся от современных реалий, от бетона, асфальта и заводских корпусов. Но сделать наши города визуально более комфортными для глаз можно. И начинать нужно с художественно-эстетического воспитания в школе. Окружите детей красотой и ненавязчиво обращайте их внимание на ее составляющие. Воспитанный таким образом ребенок будет интуитивно стремиться создавать вокруг себя гармоничное пространство.

У японцев есть такое понятие – «любование красотой». Научный и экономический потенциал страны, народ которой умеет любоваться первым лучом луны или цветением сакуры, всем известен.

Природа – это лучшее лекарство для человека, живущего в урбанизированной среде. Принимайте его как можно чаще.

Беседовала Нина СЕМИНА

 

Нина Семина ;
В. А. Филин