Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №16/2005

Медкабинет

Перечень профилактических и оздоровительных технологий, реализуемых в образовательных учреждениях

Окончание. См. № 14/2005

ГУ Научный центр здоровья детей РАМН
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков

Пособие для врачей и среднего медицинского персонала

Разработано в рамках подпрограммы «Здоровый ребенок» федеральной целевой программы «Дети России» на 2003–2006 гг., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. № 732.

Авторский коллектив: доктор медицинских наук, профессор В.Р. Кучма, доктор медицинских наук, профессор Л.М. Сухарева, доктор медицинских наук И.К. Рапопорт, кандидат медицинских наук А.Г. Ильин, доктор медицинских наук М.И. Степанова, доктор медицинских наук, профессор Н.Н. Куинджи, доктор медицинских наук Ж.Ю. Горелова, кандидат медицинских наук Н.А. Скоблина, кандидат медицинских наук А.П. Цамерян

II раздел. Оздоровительные технологии

10. Оздоровление учеников образовательных учреждений с нарушениями опорно-двигательного аппарата предполагает использование следующих технологий.

10.1. Корригирующая гимнастика. Занятия проводятся в специальных группах. После предварительной подготовки вести занятия может преподаватель физкультуры (под контролем врача по лечебной физкультуре поликлиники или врачебно-физкультурного диспансера). Занятия проходят два раза в неделю, их продолжительность 45 минут. Оптимальная наполняемость группы –10–12 человек. Комплектовать группы следует с учетом выявленных нарушений опорно-двигательного аппарата по возрастному признаку, разделив учащихся на 4 группы (7–10 лет, 11–13 лет, 14–15 лет, 16–17 лет). Физические упражнения необходимо выполнять дома после разучивания их на уроках в школе.

10.2. Разъяснение родителям гигиенических правил и рационального режима нагрузки на ноги при нарушениях свода стопы: гигиенические ножные ванны, формирование походки без сильного разведения стоп, хождение босиком по рыхлой почве, песку; ограничение хождения босиком или в обуви с мягкой подошвой (типа резиновых туфель) по утоптанной почве, асфальту; ограничение хождения в помещении в утепленной обуви; ограничение продолжительного стояния – особенно с разведенными стопами; ограничение переноски тяжестей; перемещение нагрузки на наружный край стопы при необходимости длительного стояния и др.

10.3. Самомассаж ног для детей и подростков с нарушениями формирования свода стопы. Самомассаж рекомендуется проводить при появляющемся чувстве утомления в ногах, при неприятных ощущениях в мышцах голени или стопе.

10.4. Комплексы гимнастических упражнений для детей и подростков с плоскостопием. Такие занятия следует проводить ежедневно по 10 минут; перед упражнениями ребенку необходимо походить на носках, а затем попрыгать на носках через скакалку на одной и на двух ногах.

11. Оздоровление детей, перенесших острые респираторные вирусные инфекции предполагает использование следующих технологий.

11.1. Щадящий режим дня. При организации такого режима необходим постоянный контакт медицинского персонала, педагогов и родителей, общими усилиями которых достигается лучший оздоровительный эффект. Щадящий режим дня должен быть дифференцированным и учитывать тяжесть и клинические особенности перенесенной респираторной вирусной инфекции. Степень щажения в каждом случае зависит от объективных клинико-физиологических признаков, степени нарушения и темпов восстановления физиологических функций детского организма. Продолжительность щадящего режима дня и оздоровительных мероприятий зависит от возраста ребенка, частоты и тяжести перенесенных ОРВИ, сопутствующих заболеваний. При восстановлении нарушенных функций и работоспособности надо придерживаться принципа постепенного включения организма в режим возрастающих нагрузок.

Щадящий режим предполагает:

11.1.1. Ограничение продолжительности учебных занятий в образовательном учреждении и дома.

11.1.2. Освобождение в течение 3–4 недель от некоторых видов внеклассной деятельности – уборки школьных помещений и пришкольного участка, факультативных занятий, длительных экскурсий.

11.1.3. Активный отдых на свежем воздухе не менее 3–3,5 часов в день;

11.1.4. Дневной сон (для дошкольников и учащихся 1–3-х классов) продолжительностью не менее 1 часа в течение 4–6 недель.

11.1.5. Освобождение от уроков труда в мастерских на 1–2 недели.

11.1.6. Освобождение от занятий физкультурой на 1–2 недели, спортивных соревнований и туристических походов, связанных с интенсивной физической нагрузкой, интеллектуальных олимпиад и конкурсов.

11.2. Организация режима учебных занятий в образовательном учреждении. Особая медико-педагогическая тактика предполагает щадящий психолого-педагогический подход педагогов и воспитателей, которые должны учитывать снижение работоспособности и выносливости организма и особое психическое состояние учащегося в связи с пропуском учебных занятий по болезни и увеличившимся объемом учебного материала. Дети и подростки, перенесшие ОРВИ, нуждаются в ограничении общей продолжительности учебных занятий. В результате этого появляется дополнительное время для активного отдыха на воздухе, особенно в течение первой недели восстановительного периода, наиболее ответственного для оздоровления и профилактики осложнений.

11.3. Организация домашних учебных занятий учащихся, перенесших ОРВИ. Дети всех возрастов должны выполнять домашние задания в несколько приемов с 10–20-минутными перерывами. Максимальная продолжительность занятий в 1-м классе со второго полугодия – до 1 часа; во 2-м классе – до 1,5 часов; в 3–4-м классах – до 2 часов; в 5–6-м классах – до 2,5 часов; в 7–8-м классах – до 3 часов; в 9–11-м классах – до 4 часов в день. Режим приготовления домашних уроков должен строго соблюдаться в течение 2–3 недель после болезни.

11.4. Организация досуга учащихся, перенесших ОРВИ. Обучающимся и воспитанникам, перенесшим ОРВИ, необходим отдых на свежем воздухе не менее 3,5 часов для детей 6–10 лет и 3 часов – для подростков. Непосредственно после перенесенной ребенком респираторной инфекции родителям следует исключить из режима дня некоторые элементы досуга, связанные с большой физической и/или психоэмоциональной нагрузкой: туристические походы, увеселительные поездки, посещения гостей и др. В течение первых 2 недель продолжительность просмотров телевизионных передач учащимися не должна превышать 60 минут в день.

11.5. Специальные физические упражнения для оздоровления часто болеющих детей и подростков. Детей, перенесших ОРВИ 4 раза и более в течение последнего календарного года, следует включать в специальную медицинскую группу сроком на 6 месяцев. Продолжительность и интенсивность нагрузки для таких детей на уроках физической культуры должен определять врач на основании оценки индивидуальных функциональных возможностей учащегося, его возраста, тяжести перенесенных болезней. Занятия физической культурой для учащихся данной категории проводятся 2 раза в неделю по 45 минут между первой и второй сменами, желательно на свежем воздухе.

11.6. Питание детей и подростков, перенесших ОРВИ. Для оздоровления часто и длительно болеющих детей в комплекс мероприятий обязательно нужно включать рациональное питание. Рацион должен быть сбалансированным по содержанию различных пищевых веществ (особенно полноценных белков животного и растительного происхождения) и витаминов в качестве адаптогенов. Полноценное питание детей со сниженными иммунобиологическими возможностями практически невозможно осуществить в условиях образовательного учреждения. Компенсировать недостающие ребенку макро- и микронутриенты могут только родители. Медицинский персонал образовательного учреждения должен дать родителям соответствующие рекомендации.

11.7. Использование продуктов с повышенной биологической ценностью. Улучшения адаптационных и иммунобиологических возможностей детей, стабилизации и коррекции хронической патологии и функциональных расстройств можно добиться, используя продукты с повышенной биологической ценностью.
Для приготовления блюд и кулинарных изделий нужно использовать только йодированную поваренную соль, соответствующую требованиям государственных стандартов или имеющую гигиеническое заключение (сертификат), выданное органами Госсанэпиднадзора. Регулярное потребление одной чайной ложки йодированной соли в сутки полностью обеспечивает потребность организма в йоде.
Среди продуктов промышленного производства способны восполнить недостаток йода, железа, кальция, витаминов: витаминизированный хлеб (с бета-каротином), хлебобулочные изделия (обогащенные витаминно-минеральными премиксами), кондитерские изделия (с железом), витаминизированное печенье, сухие завтраки с бета-каротином, дольки апельсиновые с витамином С и бета-каротином, карамель леденцовая с витамином С, витаминизированное молоко, молочные десерты, йогурты, детские молочные смеси. Для выпечки целесообразно пользоваться витаминизированной мукой, йодированной солью и дрожжами.

11.8. Использование фитотерапии. Фитотерапия – действенное средство в нормализации обмена веществ, повышении иммунобиологических возможностей организма ребенка, улучшении функций нервной, сердечно-сосудистой систем, органов пищеварения, дыхания, кроветворения, восполнении недостающих микронутриентов.
Полезными компонентами фитотерапии являются фруктовые и овощные соки, готовить которые лучше в домашних условиях.

12. Оздоровление детей с избыточным весом. В настоящее время 4–8% школьников имеют избыточный вес. При выявлении этого функционального отклонения медицинский персонал образовательного учреждения должен направить ребенка или подростка на консультацию к специалисту-эндокринологу, который в каждом конкретном случае решит вопрос о наличии (или отсутствии) ожирения и даст соответствующие рекомендации по оздоровлению. Для детей и подростков с осложненной формой ожирения устанавливают ограничения – занятия в подготовительной и специальной группах физической подготовки в соответствии с рекомендациями врача-эндокринолога (и врача по лечебной физкультуре – по показаниям). Наибольшей эффективности оздоровительных мероприятий удается достичь, если они начаты в младшем школьном возрасте, в 7–11 лет, пока у ребенка не развились осложненные формы ожирения.
У детей и подростков с избыточным весом снижена сопротивляемость к инфекциям, чаще встречается аллергопатология, нередко наблюдается нарушение осанки, плоскостопие, искривление ног. Иногда (особенно у мальчиков) наблюдается отставание в половом созревании. Наиболее частым осложнением ожирения является сахарный диабет и заболевания сердечно-сосудистой системы.
Оздоровительные мероприятия для детей и подростков с избыточной массой тела предполагают использование следующих технологий.

12.1. Повышение двигательной активности. Основными формами двигательной активности являются:

12.1.1. Утренняя гимнастика (до 10 мин.) с включением специальных упражнений.

12.1.2. Подвижные игры на переменах (до 5 мин.).

12.1.3. Игры и прогулки на воздухе после уроков (до 1,5 часа).

12.1.4. Спокойная прогулка перед сном (до 30 мин.).

12.1.5. Дополнительные виды двигательной активности. Детям и подросткам с избыточным весом рекомендуется заниматься такими видами спорта, как коньки, лыжи, плавание, велосипед, пинг-понг, бадминтон, играть в игры, требующие высокой двигательной активности. Полезны также пешие походы, прогулки. Однако степень физической нагрузки при спортивных занятиях определяется эндокринологом строго индивидуально, в соответствии с состоянием здоровья и функциональными возможностями ребенка.

12.2. Питание с соблюдением специальной диеты (стол № 8). Показания – ожирение. Целевое назначение: предупреждение и устранение избыточного отложения жира в организме, снижение аппетита. Общая характеристика: редуцированная диета с низкой энергетической ценностью за счет ограниченного потребления легкоусвояемых углеводов и жиров животного происхождения. Исключены сильные раздражители пищеварительного тракта с целью уменьшения секреции. Чувство сытости надо создавать малокалорийной, но значительной по объему пищей. Содержание белка соответствует возрастной физиологической потребности ребенка. Соотношение белков, жиров, углеводов – 1 : 0,8 : 3. Кулинарная обработка: пища дается в сыром, вареном, тушеном, запеченном виде без специй. Степень измельчения разнообразная. Режим питания – дробный, 5–6 раз в сутки.

13. Оздоровление детей с дефицитом веса. 10–18% школьников имеют недостаточный вес. При выявлении этого функционального расстройства медицинский персонал образовательного учреждения должен направить ребенка или подростка к врачу-педиатру и подростковому врачу детского лечебно-профилактического учреждения для обследования и выявления причин малого веса.
После лабораторно-инструментального обследования и консультаций специалистов педиатр даст рекомендации по оздоровлению ребенка. Если школьник не нуждается в дополнительных лечебных и коррекционных мероприятиях, то оздоровление заключается в назначении диеты с высококалорийными продуктами питания, богатыми белками, витаминами и микроэлементами. Рекомендуется широко применять продукты с повышенной биологической ценностью.
Рацион питания должен быть увеличен на 10–15%, а в некоторых случаях – на 20%. Животные белки должны составлять не менее 55–60% от общего количества белков.

14. Оздоровление школьников, страдающих миопией. Распространенность миопии достигает среди учащихся образовательных учреждений 25–30%. Комплексные профилактические и оздоровительные мероприятия обеспечивают нормализацию зрения у 1/3 детей с предмиопией и предупреждают прогрессирование процесса у остальных учащихся с предмиопией и у детей с миопией до 1 диоптрии.
Необходимо своевременное лечение детей с прогрессирующей миопией, так как по мере перехода учащихся из младших классов в старшие увеличивается не только количество близоруких, но и степень близорукости. Оздоровление обучающихся и воспитанников, страдающих миопией, предполагает использование следующих технологий:

14.1. Своевременное назначение ребенку очков для дали и для работы вблизи. Важным моментом в оздоровлении учащихся с миопией является правильный подбор очков для дали и для работы вблизи. Очки для дали должны быть подобраны с таким расчетом, чтобы каждый глаз видел лишь шесть верхних строк проверочной таблицы. Рекомендуется использовать бифокальные сферопризматические очки (БСПО), которые выписываются с учетом имеющейся степени близорукости каждого глаза; верхняя зона предназначена для зрения вдаль, а нижняя – сферопризматическая, имеющая плюсовую оптику, для работы вблизи. Это позволяет значительно облегчить зрительные нагрузки. Очки БСПО рекомендованы Минздравом России к широкому применению.

14.2. Организация лечебной физкультуры для детей с осложненной миопией. В качестве специальной гимнастики глаз могут служить упражнения, разработанные офтальмологами разных медицинских учреждений. Основной принцип этой гимнастики – тренировка на удаление текста от глаз. Гимнастика выполняется попеременно левым и правым глазом в процессе учебных занятий. В комплекс рекомендаций, направленных на предотвращение прогрессирования миопии, входят:

14.2.1. Исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна, так как доказано, что спазм аккомодации во время сна не проходит.

14.2.2. Назначение поливитаминов юникап, витрум, ундевит и других.

14.2.3. Назначение препаратов черники: «Мертилине форте», «Наросан-черника» или отечественного препарата «Миртикам». Черника содержит вещества, которые улучшают кровообращение в капиллярах и других сосудах сетчатки, а также способствуют образованию родопсина, активно участвующего в зрительном процессе.
В сложных случаях для лечения миопии и других нарушений зрения ребенка следует направлять в центры коррекции и реабилитации зрения, где успешно применяются аппаратные методы лечения и предотвращения прогрессирования патологии.

Эффективность использования метода

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, использование профилактических и оздоровительных технологий в школах позволяет улучшить состояние опорно-двигательного аппарата у 60% учащихся, обеспечивает снижение заболеваемости ОРВИ у часто болеющих детей с нарушениями и заболеваниями носоглотки в 4 раза при сокращении продолжительности каждого случая заболевания в среднем на 2 дня. Организация щадящего режима дня для детей, перенесших острые респираторные вирусные инфекции, существенно (в среднем в 2 раза) сокращает сроки «биологического» выздоровления, восстановления функций важнейших физиологических систем и работоспособности, а также способствует снижению в 2–3 раза числа повторных острых респираторных инфекций, уменьшению частоты осложнений.

Оптимизация учебного процесса и применение глицина способствуют сокращению числа учащихся с психосоматическими и вегетативными расстройствами, улучшению их сна, аппетита, повышению работоспособности и успеваемости. Рациональная организация питания, витаминопрофилактика и фитотерапия позволяют добиться улучшения состояния здоровья у 10–15% учащихся с хроническими болезнями органов пищеварения, а в 75–80% случаев – стабилизации патологических процессов.

Комплексные профилактические и оздоровительные мероприятия в школе и дома, раннее выявление учащихся с предмиопией и спазмом аккомодации, своевременное лечение детей с прогрессирующей миопией обеспечивают нормализацию зрения или стабилизацию патологических процессов более чем у 30% учащихся с нарушениями зрения.

Инструкция по применению «Перечня профилактических и оздоровительных технологий, реализуемых в образовательных учреждениях»

Основными принципами организации и проведения системы профилактических и оздоровительных мероприятий в образовательных учреждениях являются:

– комплексность использования профилактических и оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, структуры учебного года, экологических и климатических условий;
– непрерывность проведения профилактических и оздоровительных мероприятий;
– максимальный охват программой всех нуждающихся в оздоровлении учащихся, с учетом возможных индивидуальных медицинских противопоказаний;
– интеграция программы профилактики и оздоровления в образовательный процесс;
– преимущественное использование немедикаментозных средств оздоровления;
– формирование положительной мотивации у учащихся, медицинского персонала, педагогов и родителей к проведению профилактических и оздоровительных мероприятий;
– повышение эффективности системы профилактических и оздоровительных мероприятий за счет соблюдения санитарных правил, регламентирующих требования к архитектурно-планировочным решениям и оборудованию учреждений, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, водоснабжению и канализации, режиму учебно-воспитательного процесса и учебной нагрузке, санитарному состоянию учреждения, организации питания учащихся.

Организационно-методическая основа внедрения профилактических и оздоровительных технологий в образовательных учреждениях

1. Внедрение оздоровительных технологий в образовательном учреждении осуществляется на основании совместного приказа органа управления образованием, в ведении которого находится образовательное учреждение, и органа управления здравоохранением, которому подчиняется детская поликлиника по месту расположения образовательного учреждения.

2. Помещения, оборудование и инструментарий, необходимые для осуществления профилактической и оздоровительной работы, обеспечивает образовательное учреждение.

3. Медицинский персонал, работающий в образовательном учреждении и осуществляющий оздоровительные технологии, подчиняется главному врачу детской поликлиники по месту нахождения образовательного учреждения и заведующему отделением организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях данной детской поликлиники. Штаты медицинского персонала, работающего в образовательном учреждении, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными документами.

4. Профилактические, оздоровительные и коррекционные мероприятия осуществляются медицинскими работниками, прошедшими соответствующую подготовку в учреждениях дополнительного профессионального образования для взрослых.

5. Планирование работы, контроль за деятельностью и повышение квалификации медицинского персонала, работающего в образовательном учреждении, а также обеспечение взаимодействия с учреждениями и организациями здравоохранения, образования, социального развития, физической культуры и общественными организациями по вопросам охраны и укрепления здоровья учащихся осуществляется главным врачом детской поликлиники по месту нахождения образовательного учреждения и заведующим отделением организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях данной детской поликлиники.

6. Научно-методическое обеспечение профилактической и оздоровительной работы, проводимой в образовательном учреждении, осуществляется учебно-методическим кабинетом (центром) органа управления здравоохранением, в ведении которого находится детская поликлиника, и органа управления образованием, в ведении которого находится образовательное учреждение.

7. Осуществление профилактических и оздоровительных технологий в образовательном учреждении предполагает совместную деятельность администрации образовательного учреждения, медицинского персонала, педагогов, родителей. Администрация и педагогический коллектив образовательного учреждения в порядке, установленном уставом учреждения, обязаны содействовать медицинскому персоналу в проведении профилактической и оздоровительной работы в отношении всех учащихся.

8. Разработка и реализация профилактических и оздоровительных программ должна в первую очередь основываться на результатах профилактических осмотров учащихся, проводимых в декретированные периоды – перед поступлением в образовательное учреждение, за год до поступления в школу, перед поступлением в школу, после окончания 1-го класса, при переходе к предметному обучению (10 лет), в 12, 14–15, 16 и 17 лет. Профилактические осмотры детей должны быть направлены на выявление ранних признаков нарушений здоровья. Периодичность и этапы осмотров, объем и методики исследований, формы заключений регламентированы следующими приказами: Приказом Минздрава РФ и Минобразования РФ № 186/272 от 30.06.92 и приказами Минздрава РФ № 60 от 14.03.95; № 151 от 07.05.98; № 154 от 05.05.99; № 241 от 03.07.2000.

9. Неотъемлемой частью любой профилактической работы являются мероприятия, направленные на достижение гигиенического и эпидемиологического благополучия внутришкольной среды, как наиболее управляемого фактора формирования здоровья детей и подростков.

Профилактическая и оздоровительная работа в образовательных учреждениях включает в себя:

– медицинский контроль за условиями обучения и своевременное выявление факторов риска формирования нарушений здоровья школьников, обусловленных несоблюдением СанПиНа 2.4.2 1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», и устранение факторов риска;

– медицинский контроль за организацией физического воспитания и трудового обучения учащихся;

– медицинский контроль за питанием детей и подростков в целях профилактики нарушений системы пищеварения и обмена веществ и оздоровления школьников;

– вакцинопрофилактика;

– методическое и кадровое обеспечение ежегодных скрининг-обследований обучающихся и воспитанников; организацию профилактических медицинских осмотров бригадами врачей-специалистов (на базе образовательных учреждений или детских амбулаторно-поликлинических учреждений);

– анализ состояния здоровья учащихся образовательного учреждения совместно со специалистами педиатрического отделения и отделения медико-социальной помощи детской поликлиники по месту расположения образовательного учреждения;

– организацию передачи школьников, страдающих хроническими болезнями и выраженными функциональными расстройствами, выявленными в результате медицинских профилактических осмотров, на диспансерное наблюдение к врачам-специалистам по профилю заболевания в детские амбулаторно-поликлинические учреждения по месту проживания и/или диспансеры;

– организацию передачи в структурные подразделения детского амбулаторно-поликлинического учреждения информации о социальных факторах риска ухудшения здоровья учащихся и воспитанников (по данным скрининг-обследования, профилактических осмотров, анкетирования и бесед с родителями, педагогами и психологами образовательных учреждений) для оказания нуждающимся медико-социальной и медико-психологической помощи при условии соблюдения врачебной тайны;

– организацию работы по профессиональной ориентации учащихся с учетом медицинских аспектов выбора профессии; организацию врачебного профессионального консультирования подростков с отклонениями в состоянии здоровья;

– обеспечение взаимодействия медицинского персонала образовательного учреждения с психолого-педагогической службой, учреждениями профессионального образования, территориальными учреждениями по труду и социальному развитию;

– гигиеническое образование учащихся, формирование у них ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности;

– методическое обеспечение и медицинский контроль за проведением коллективных мероприятий по повышению двигательной активности и закаливанию учащихся, по профилактике утомления и формирования нервно-психических расстройств, нарушений зрения, системы пищеварения и опорно-двигательного аппарата;

– индивидуальные лечебно-оздоровительные мероприятия для детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья, осуществляемые в условиях медицинского кабинета, а также лечебная физкультура и контроль за эффективностью лечения;

– методическое обеспечение работы по формированию групп повышенного медико-социального и биологического риска среди обучающихся и воспитанников для оптимальной организации медицинского наблюдения, коррекции и реабилитации;

– определение приоритетов и разработка профилактических, коррекционных и реабилитационных программ, реализуемых в образовательном учреждении, исходя из особенностей состояния здоровья, физического и психофизиологического развития, индивидуальных возможностей детей, региональных и этнонациональных условий;

– оценку эффективности проводимой профилактической, коррекционной, лечебной и реабилитационной работы на основании динамики показателей состояния соматического и психического здоровья детей и частоты факторов риска.

Заключение

Эффективная реализация профилактических и оздоровительных технологий в образовательном учреждении возможна только при целенаправленной совместной деятельности администрации образовательного учреждения, педагогического коллектива, медицинского персонала, при поддержке родителей. Чрезвычайно важным является формирование психологической установки на здоровый образ жизни как у учащихся, так и у родителей, педагогов.

Успех в осуществлении оздоровительных технологий достижим только при выполнении норм и правил СанПиНа 2.4.2 1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Только при оптимизации санитарно-гигиенических условий отмечается улучшение состояния здоровья детей на 11%.

Наиболее высокие результаты при использовании профилактических и оздоровительных программ наблюдаются при систематическом проведении их начиная с первого класса.