Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №16/2005

Урок здоровья

Гармония в мире музыки

Музыка – это искусство, которое благотворно действует на здоровье человека. Она влияет на организм физиологически и психологически. Поэтому вопрос об использовании музыки как средства укрепления здоровья детей на уроках актуален и своевременен

Окончание. См. № 14/2005

Вокалотерапия

Большое внимание я уделяю развитию детских голосов. Звук, которым поют наши учащиеся, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным.

А.И. Попов, основатель системы оздоровительного физвокализа, обратил внимание на одну закономерность: обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Если голос «ослаб, потускнел и неприятен окружающим», необходимо укреплять, тренировать голосовые мышцы. А.И. Попов определил, что, если мышечная координация не оптимизирована, в голосе появляются «чужие» нотки, вредные для организма учащегося и его слушателей. Необходим тренинг, который предполагает: устранение бормотания у доски, координацию дыхания с речью, улучшение артикуляции и дикции, устранение монотонности и безжизненности в голосе, гнусавости и повизгивания.

Разработанные им упражнения благоприятно воздействуют и на весь организм в целом. Одно из них: потянитесь, поиграйте всеми мышцами, распрямите плечи, высоко поднимите голову (столб достоинства), почувствуйте себя победителем и обязательно напевайте. Если ученик будет постоянно выполнять такое упражнение, его сознание зафиксирует горделивую позу и мозг даст команду всем системам организма ее поддерживать.

Я считаю, что на уроках музыки постановкой голоса специально заниматься не следует. Когда ребенок поет свободно и легко, голос естественно развивается и укрепляется. Особенно хорошо голосовые данные развиваются при работе над протяжной песней. А «выводки» (долгий распев одного слога или слова) развивают дыхание. Вот почему пение как средство лечения назначается детям с заболеваниями дыхательных путей.

Вдох носом, в то время как рот открыт, – это активная пауза. Бесшумность вдоха при неподвижности плеч и грудной клетки автоматически влечет за собой правильную работу дыхательной мускулатуры. Удлиняя выдох при исполнении медленных песен, мы не только создаем условия для увеличения объема легких и их качественной вентиляции, но и усиливаем релаксационный момент, напрямую связанный с выдохом как антонимом вдоха. После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а от этого, по утверждению ученых, напрямую зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и хорошее функционирование сердечно-сосудистой системы, потому что на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов, приходится большая нагрузка.

Логоритмика

Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Применение логоритмических упражнений в классе зависит от последовательности уроков в расписании.

Двигательные паузы жизненно необходимы для детей школьного возраста. Однообразная умственная работа связана с возбуждением отдельных участков мозга, которое затем сменяется внутренним торможением, вследствие чего внимание ослабевает. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

В логоритмических упражнениях задействованы все группы мышц – как шейного отдела, плечевого пояса, так и спины и ног. Некоторые упражнения содействуют укреплению мышц брюшного пресса. «Двигательные» песенки направлены на то, чтобы школьник не только радовался движениям, но и получал пользу для позвоночника и всех мышц своего еще неокрепшего тела. Например, упражнение «Аист» тренирует чувство равновесия, развивает координацию движений, формирует правильную осанку, укрепляет мышцы ног. Упражнение «Страус» увеличивает подвижность плечевого пояса, расслабляет верхнюю часть трапециевидной мышцы. Упражнение «Елочка» увеличивает подвижность в грудном и поясничном отделах позвоночника, укрепляет косые мышцы живота. Упражнение «Бабочка» развивает силу грудных мышц, тренирует навык правильной осанки.

Выполняя упражнения с пением, дети учатся распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается чувство ритма и музыкальный слух.

Ритмотерапия

Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. В зависимости от дня недели, в который проходит урок музыки, я подбираю ритмические и музыкально-ритмические упражнения, влияющие на уровень двигательной активности учащихся. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка.

Движение и танец, помимо того что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

Музыкально-ритмические упражнения

  1. «Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков. Ария Февронии из первого акта оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»). Шаги в медленном темпе, представить вокруг себя красивый пейзаж, великолепную природу.
  2. «Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков. Вступление к первому акту оперы «Сказка о царе Салтане»). Представить себя идущим на праздник в нарядной одежде. Идти уверенным шагом, спина прямая, голова приподнята.
  3. «Порхающая бабочка» (А. Дворжак. «Юмореска»). Идти легким пружинистым шагом или приседать со взмахом рук, изображая бабочку.
  4. «Зеркало» (в парах). Один делает произвольные ритмические движения, другой повторяет их в зеркальном отражении.
  5. «Делай, как я». Дети повторяют произвольные движения, которые выполняет ведущий. Каждый ребенок должен побывать в роли ведущего, показывая разные движения.
  6. «Вечное движение». Групповая композиция, исполняемая под современную танцевальную музыку. Каждый ребенок придумывает собственное оригинальное движение.
  7. «Стоп-кадр». Дети исполняют произвольный танец, во время которого внезапно дается команда: «Стоп!» Следует замереть, проанализировать свое мышечное состояние и подумать, какое внутреннее состояние оно могло бы выражать. Повторяющиеся позы говорят о бедном репертуаре физических движений и скудости эмоций.

Ритмические упражнения

  1. «Ритмическое эхо». Учитель дает ритмический рисунок, который все дети, хлопая в ладоши, пытаются повторить.
  2. Ритмизация собственных имен и фамилий.
  3. Ритмизация движений человека (например, спокойный шаг, рубка дров, гребля).
  4. Ритмизация движений различных животных.
  5. Коллективная импровизация ритма к звучащему маршу.
  6. «Ладушки» (эта игра хорошо развивает не только чувство ритма, но и произвольное внимание и координацию движений).

Музыкотерапия

Музыка – это средство самопознания и самовыражения. Музыку мы ощущаем связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент в музыкальной терапии делается на приобщение детей к произведениям «золотого фонда» музыкальной культуры. С 1-го класса начинается знакомство с фрагментами из симфонии-действа «Перезвоны» В. Гаврилина, симфоний П. Чайковского (№ 4), В. Моцарта (№ 40), Л. Бетховена (№ 3, № 5), опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова и др. Но не следует забывать, что среди произведений легкой музыки, в том числе джаза и рока, можно найти немало таких, которые можно использовать в терапевтических целях.

Чтобы музыка эффективно воздействовала на ученика, его необходимо подготовить и настроить: он должен сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках, не отвлекаясь на посторонние дела. Музыкальное сопровождение просмотра произведений изобразительного искусства, прослушивание аудиозаписей «звучащей» природы хорошо влияют на психоэмоциональное состояние детей.

Движение под музыку развивает эмоциональный отклик детей на определенную мелодию. Для пластических импровизаций подбираются музыкальные сочинения, в которых ярко и наглядно раскрывается музыкальный образ.

  1. Игра на воображаемых инструментах. («Лебедь» К. Сен-Санса ребята «исполняют» на «виолончели», «Прелюдию» С. Прокофьева (до-мажор) – на «арфе», «Былину о Добрыне Никитиче» – на «гуслях» и т.п.)
  2. Создание самых разных образов. («Галоп» М. Дунаевского – скачка на лошадях; «Вальс» из балета «Спящая красавица» П. Чайковского – плавные движения рук, вальсирование на месте; русские народные плясовые «Камаринская», «Калинка» – притопы, прихлопы, полуприсядка; симфоническое вступление «Океан – море синее» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова – движения рук, покачивание корпуса, создающие образ моря.)
  3. Дирижирование воображаемым оркестром. Практические задания на дирижирование увеличивают заинтересованность ребят, способствуют процессу восприятия музыкального отрывка и приносят психотерапевтический эффект.

Фольклорная арт-терапия

Русский песенный фольклор – это естественная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. Все средства традиционной культуры направлены на формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности.

В фольклоре действительно есть врачующее начало. Напевы народных песен рождались как естественные проявления психофизических состояний человека, его природных физиологических возможностей. Академик Б.В. Асафьев считал, что «пульсация крови, протяженность вдоха и выдоха и сходный ритм дыхания оказывают воздействие на длительность фраз и периодов, на расстановку цезур, характер орнаментов и на диапазон напевов».

В народных детских песнях особенно заметна непосредственная связь с речевым интонированием. Диапазоны их охватывают примарные тоны детского голоса и складываются из доступных каждому ребенку секундовых, терцовых и квартовых интонаций. Благодаря естественности и органичности народных попевок достаточно быстро налаживается координация голоса и слуха, что незамедлительно сказывается на точности интонирования. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Кости рук, ног, мышцы, кровь – все до самой последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. Непрестанная смена ритмов, различные по характеру рисунка танцы, аутентичные движения, сопровождающие практически каждую песню, несут в себе освобождающий и терапевтический заряд огромной силы.

В различных хороводах или играх («Колечко», «Ручеек», «Ладушки») часто происходит смена партнеров таким образом, что участник контактирует с каждым из группы. Значит, ему нетрудно будет почувствовать, кому при телесном контакте он отдает предпочтение. Даже антипатия к кому-нибудь из играющих дает возможность для эмоционального развития.

Упражнения в выразительном, эмоционально ярком произнесении и пропевании народно-поэтических текстов развивают голос, повышают речевую и певческую культуру. Элементы движения, включаемые в исполнение песни, способствуют общему укреплению и развитию организма.

При нетрадиционных формах урока (урок-обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетани¬ями, характером узора. Работа над собственным имиджем сводится, как и любая другая психотерапевтическая деятельность, к смене стереотипов, к попытке увидеть привычное иным взглядом.

Музыкально-рациональная психотерапия

Музыкально-рациональная психотерапия в условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных учащемуся переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым. В предлагаемом подходе объединяются эстетотерапия – лечение красотой и арт-терапия – лечение идеалами. Автор данной методики В.И. Петрушин не является профессиональным врачом, но, будучи профессиональным музыкантом, он опробовал свою методику в общеобразовательных школах и детских больницах. В результате теоретических и практических поисков родилась концепция музыкально-рациональной психотерапии, аналога которой не существует ни в нашей стране, ни за рубежом.

В этом лечении используются приемы музыкально-образной медитативной психотерапии, специальные дыхательные упражнения, ритмические движения и танцы, групповой массаж, просмотр слайдов с красивыми картинами природы и шедевров мировой живописи, внимательное прослушивание аффективно насыщенных музыкальных произведений. Автор концепции создал формулы (установки) музыкального самовнушения, которые могут оказывать на мироощущение ребенка положительное воздействие, ибо оптимистическое восприятие жизни необходимо для душевного и соматического здоровья.

Это формулы:

  • психологической устойчивости («Только смеяться»);
  • расслабления и успокоения («Пальцы рук моих спокойны и расслаблены»);
  • защиты от беспокойства и плохих мыслей («Хочу быть спокойным»);
  • позитивных мыслей («Начинается мой новый день», «Сто тысяч солнц»);
  • повышения самооценки и позитивного восприятия окружающих («Я – хороший, ты – хороший!»);
  • радости («Я в хорошем настроении», «Ах, как нам весело!»).

Терапия творчеством

Человек по своей природе творец, но, как правило, его творческие возможности реализуются лишь в малой степени. Создавая условия, побуждающие человека к занятиям искусством, можно разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на психику человека, а значит, и на его физическое здоровье. Выполнение творческих заданий на уроках музыки является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния учащихся. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребенку эмоциональных переживаний. Я предлагаю детям сочинить собственную мелодию, которая соответствовала бы заданному образу:

  • собственному имени;
  • эмоционально окрашенным состояниям («Какая удача, какая радость!», «Мне так спокойно и хорошо»);
  • образам животных («Танец медведя», «Ленивый ежик», «Хоровод белок»);
  • природным явлениям («Летний дождь», «Осенний дождь», «Восход солнца», «Песенка весеннего ручья»).

Такие творческие задания выполняются индивидуально, но возможно и коллективное создание музыкальных импровизаций на темы «Наш класс», «Какая сегодня погода?» (по цепочке). Ребенок учится тому, что каждое его переживание, любое душевное движение может быть выражено в звуках вокальной импровизации. В процессе музыкального творчества происходит более полное познание учеником самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром.

На уроках музыки я часто использую инструментальное музицирование. При игре на простых музыкальных инструментах (ложках, трещотках, балалайках, ксилофоне, свистульках, пищалках и других) у младших школьников развивается координация простейших движений.

Более сложной и совершенной формой инструментального музицирования является шумовой оркестр, в основе которого – опора на ритм, ритмическую композицию. Шумовой оркестр – это игра, где есть место для фантазии, возможны разные варианты оркестровки, обмен ролями... Элементарное музицирование позволяет играть многопланово: играть на инструментах, играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен, играть вместе, создавая ту неповторимую атмосферу общения, в которой всем комфортно и радостно.

Об использовании звучащих жестов для начальной ступени активного музицирования следует сказать особо.

Звучащие жесты – это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки, притопы, щелчки, цоканье... Подобные формы ритмического сопровождения есть у всех народов мира, в том числе и в русском фольклоре. Использование звучащих жестов вносит элемент движения, необходимого для освоения ритма.

«Улыбкотерапия»

Омские медики считают, что здоровье школьников станет крепче и от улыбок учителей. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга. В Ижевске уже 3 года идет эксперимент, где в программу оздоровления подрастающего поколения входит пункт о хорошем настроении педагога и его опрятном внешнем виде.

Важна на уроке и улыбка самого ребенка. Если учащийся поет и улыбается, звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка. Улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребенок уже с ней смотрит на мир и на людей.

Литература

  1. Едунов С.М., Праслова Г.А. Программы по музыке в контексте ведущих тенденций развития отечественного музыкального образования: история и современность. – СПб.: С-Пб ГУМП, 2001 г.
  2. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки// Искусство в школе, № 5, 2003 г.
  3. Кезина Л. А про надомников забыли…//Учительская газета, 20 апреля 2004 г.
  4. Киселева П. В тональности до-мажор//Учительская газета, 2 марта 2004 г.
  5. Куприянова Л.Л. Русский фольклор: Уроки в 1-м классе. – М.: Мнемозина, 2002 г.
  6. Молчанова Т.К., Виноградова Н.К. Составление образовательных программ. – М.: Перспектива, 2004 г.
  7. Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. – СПб.: Речь, 2002 г.
  8. Овчинникова Т. Музыка для здоровья. – СПб.: Союз художников, 2004 г.
  9. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М.: Владос, 2000 г.
  10. Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы // Искусство в школе, № 5, 2003, г.
  11. Яковлева Н. От улыбок в школе радуга проснется // Учительская газета, 27 апреля 2004 г.

 

Елена Лобанова