Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №19/2005

Точка зрения

Стоит ли бояться Интернета?

В последнее время увеличивается поток дискуссионных материалов, посвященных проблеме использования Интернета подрастающим поколением. Почему это происходит? Что именно вызывает у взрослых такую обеспокоенность?

В первую очередь неконтролируемый доступ к опасной для детской психики, а иногда и жизни информации; материалы антиобщественного, антигуманного или порнографического характера; общение с киберпреступниками, с людьми, имеющими серьезные психические заболевания или извращенные сексуальные наклонности; пропаганда насилия, наркотиков — вот лишь небольшой перечень актуальных проблемных зон Интернета.

По свидетельству Британской консультационной фирмы Detica, проводившей опрос тысячи родителей, 8% взрослых вообще запрещают детям заходить в Сеть и 62% опрошенных выражают обеспокоенность по поводу встречи детей с вредными ресурсами.

Одним из негативных последствий пребывания в Сети некоторые специалисты считают и появление у части пользователей интернет-зависимости. Ее признаками, в частности, называют активное нежелание отвлечься от работы в Интернете (при этом забываются домашние дела, учеба, важные личные встречи); расходование на Интернет все больших сумм; пренебрежение общением с друзьями; готовность удовлетворяться случайной и однообразной пищей около компьютера, пренебрежение собственным здоровьем и гигиеной, а также нежелание принимать критику подобного образа жизни.

Известный американский специалист в области интернет-зависимости Кимберли Янг считает, что в США этому недугу подвержено примерно 6% населения.

Некоторые политики настаивают на усилении контроля за Сетью. Так, Юрий Лужков считает, что Интернет «все больше напоминает Мировой океан XVI–XVIII веков, превращаясь в территорию господства разного рода пиратов... Пропаганда насилия и наркотиков, торговля людьми и индустрия детской проституции — это реальность сегодняшнего Интернета». Дезинформация, отсутствие защиты интеллектуальной собственности также настораживают московского мэра. Выходом из сложившейся ситуации он считает возвращение Интернета в «рамки цивилизованного законодательства».

Впрочем, Интернет — это не обязательно зло! Разве в реальной жизни детей подстерегает меньше опасностей, чем в киберпространстве? По мнению профессора технологии и общества Шерри Туркли (США), в индустриальном мире осталось совсем не много мест, где дети могут встречаться с приятелями после школы для дружеской беседы или игры, поэтому виртуальный мир может быть благом для современного ребенка.

К тому же невозможно изолировать детей от Интернета в эпоху глобального распространения информационных и коммуникационных технологий. Их игнорирование не только лишит многих достижений цивилизации, но и приведет к более пагубным последствиям.

Достаточно сложно определить возраст, который можно считать оптимальным для начала работы в Сети. Практика показывает, что уже существуют и успешно функционируют специальные детские сайты и порталы, на которых располагаются игровые и познавательные материалы для детей в возрасте от трех лет (например, англоязычный портал www.alfy.com или детский образовательно-развлекательный портал, созданный компанией «Кирилл и Мефодий», vkids.km.ru).

Для подростков в Интернете существует гораздо больше возможностей, чем для дошкольников и младших школьников. Находясь на пороге взрослой жизни, подростки стремятся реализовать себя, интенсивно исследуют окружающий мир, что тоже способствует освоению киберпространства.

При помощи Интернета можно учиться (находить материалы по школьным предметам, углубленно изучать любимые дисциплины, обучаться дистанционно); общаться с друзьями (переписываться по электронной почте, беседовать в чатах и т.п.); заниматься творчеством (например, участвовать в сетевых проектах или конференциях, искать информацию о своем хобби, сделать свой сайт); отдыхать и развлекаться (узнавать музыкальные и спортивные новости, скачать любимые песни, играть в игры) и так далее.

Опрос школьников в Самаре и Тольятти (всего было опрошено 145 человек, пользующихся Интернетом), проведенный сотрудниками лаборатории социологических исследований в образовании Центра развития образования города Самары, показал, что школьники в первую очередь рассматривают Интернет как источник информации, — об этом заявили 69% опрошенных. На втором месте — коммуникативная деятельность. Средством развлечения Сеть считают лишь 7,6% учащихся.

Как оценивают значение Интернета в своей жизни подростки? Об этом можно судить на основе их высказываний. Например, один американский ученик в чате Министерства образования США написал: «Самое интересное, для чего я использую Интернет, — это получение последних известий со всего мира. В прошлом году я написал курсовую работу по Китаю на основе газетного материала из Гонконга. Пользуясь обычными методами, я не смог бы получить новейшую информацию по этому вопросу».

Интересное сочинение на тему «Мир в Интернете» написали московские школьники 7–10-х классов. Отрывки из детских работ были опубликованы на сайте радиокомпании «Маяк».

Одни называют его «чудесным всемирным клубом», «восьмым чудом света». Положительными сторонами Интернета подростки считают исчезновение границ между государствами и сближение людей; наличие огромных возможностей для познания мира и расширения кругозора. Доступ к Интернету позволяет детям жить интереснее, приобретать друзей.

А другие его искренне побаиваются: в Интернете важно не застрять и не потеряться.

Самой большой проблемой Интернета дети называют его грязь, которую, впрочем, надо очищать самим. В то же время школьники сами замечают, что Интернет многогранен, не является ни добром, ни злом, а то, чем он будет для них, зависит только от их желаний и потребностей.

К очевидным преимуществам, которые дают детям технологии Интернета, можно отнести возможность неограниченного познания окружающего мира; общения с лучшими умами человечества, друзьями; изучения лекций ведущих университетов мира; работы в библиотеках; участия в исследованиях. Работа в Интернете позволяет развивать у детей базовые умения и навыки в сфере информационных и коммуникационных технологий, необходимые современному работнику на рынке труда. Так, например, данные Министерства труда США показывают, что из 54 специальностей, которые переживают бурный рост в начале XXI века, только восемь не будут требовать знания компьютерных технологий.

Каким образом можно нейтрализовать отрицательные материалы, расположенные в Сети, и ограничить нежелательное общение? Разрабатываются программы, блокирующие доступ к подобным материалам, но в них, к сожалению, еще много недоработок. Например, некоторые исключаемые слова являются частью имени или фамилии, названия и т.д. (в своей статье «Интернет и сексуальная культура» И.С. Кон приводит пример, когда на одном из американских каналов жертвой цензуры оказалось английское графство Эссекс при удалении доступа к слову «секс»). К сожалению, такие запреты ограничивают распространение научной и культурной информации. К тому же программы блокируют доступ на основе запроса, выполненного на каком-либо конкретном языке, но можно проникнуть к подобным ресурсам, созданным на другом языке.

Гораздо эффективнее, на наш взгляд, разумный контроль над деятельностью детей в Сети и развитие у ребенка самостоятельности, критического отношения к информации и общению, опосредованному Интернетом. Маленьких детей следует предупредить, чтобы они во время виртуального общения не называли полностью свое имя, фамилию и адрес проживания, не принимали участия в конкурсах без разрешения родителей и знакомили взрослых со своей перепиской.

Что же касается интернет-зависимости, то часть ученых в принципе отрицает само ее существование и рассматривает подобное поведение не как заболевание, а как крайнюю форму нормального человеческого увлечения. Некоторые специалисты утверждают, что зависимости подвержены лишь те люди, у которых уже имеются в наличии коммуникативные проблемы и трудности. По мнению известного психолога академика А.А. Леонтьева, Интернет вообще ничего не меняет в людях, а лишь является еще одним дополнительным источником информации и новой формой предоставления информации.

Наряду с новыми возможностями Интернет порождает и новые проблемы. Отказаться от использования этой глобальной сети подрастающим поколением практически невозможно и даже опасно. Задача взрослых состоит в том, чтобы предоставить детям разумную возможность для развития и позитивного общения при помощи такого современного информационного и коммуникационного средства, как Интернет.

Сергей Анохин