Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №20/2005

Нам пишут

"Форт-Байярд" на уроке

Как и во всех гимназиях, в нашей чрезвычайно высоки учебные нагрузки. Их выдерживают только физически развитые, выносливые, здоровые дети. Школа, объединившись с семьей, может обеспечить ребенку нормальное физическое развитие и помочь сохранить здоровье. Можно утверждать, что по силе потенциала и способности воздействия на сохранение и приумножение здоровья физические упражнения, различные виды адаптации и оздоровления – самые значительные и эффективные, поскольку любая из ценностей физичской культуры в той или иной мере «работает» на здоровье.

Администрация и методическое объединение учителей развивающего компонента нашей гимназии совместно с медиками и родителями составили программу «Формирование здоровьесберегающей среды».

Перед каждым участником образовательного процесса были поставлены конкретные цели. В частности, цель учителя физкультуры – формирование здоровой личности.

Мы, учителя физической культуры гимназии, определили для себя основные направления деятельности на ближайшую перспективу:

  • внесение изменений в подходы к преподаванию предмета «физическая культура» – переориентация с дифференцированного подхода на личностно ориентированный;
  • углубление и дополнение содержания предмета за счет включения теоретических вопросов укрепления здоровья и методов оздоровления, в том числе нетрадиционных видов гимнастики;
  • внедрение комплексной программы развития физических качеств, разработанной В.И. Ляхом, Л.Б. Кофманом и Г.Б. Мейксоном;
  • разработка методов наблюдения за физическим развитием, учитывающих развитие мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

В уроке физической культуры, как ни в одном другом, совмещаются три ипостаси образования: обучение, развитие, воспитание. Особое значение имеет воспитательная составляющая занятий:

  • формирование ценностного отношения к здоровью;
  • воспитание потребности в увеличении физкультурно-оздоровительной активности.

Задачи учителя физкультуры в нашей гимназии многоплановы:

  • помочь формированию личности ученика, выработке им стратегии на жизненную перспективу;
  • подготовить к соблюдению рационального режима учебы, труда и отдыха, двигательного режима, соблюдению правил личной гигиены;
  • ознакомить с различными видами оздоровления, спорта;
  • научить общению в процессе занятий физической культурой и спортом.

Наш подход к понятию «здоровье» опирается на определения, выдвигаемые ведущими учеными в этой сфере. Здоровье – это ценность, компонент человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав, условий успешного социального и экономического развития, результат собственной деятельности человека, область человеческой культуры, норма творческой жизни и способность к самосохранению и самосовершенствованию.

Мы определяем здоровый стиль жизни как продукт самостоятельного поиска, индивидуального смыслотворчества, личной эволюции, позволяющий согласовать норму и вариативность, индивидуальность и заданность.

Идея о том, что предмет «физическая культура» может помочь в решении проблем здоровьесбережения в гимназии, получила дальнейшее развитие и конкретизацию.

В гимназии было проведено исследование с целью изучить интерес учащихся к занятиям физической культурой.

Результаты исследования показали, что в начальной школе 87% учеников идут на урок с желанием поиграть в различные игры. В среднем звене мальчики предпочитают спортивные игры, а девочки – различные виды гимнастики. Именно в этом возрасте у подростков появляется желание узнать больше нового и научиться самостоятельно играть в спортивные игры, потому что игры в команде для них – прекрасная возможность общения. У старших школьников преобладает желание подвигаться, снять напряжение, совершенствовать телосложение, пообщаться.

С учетом выявленных интересов в учебный процесс были включены такие нетрадиционные виды оздоровления, как элементы йоги, стретчинга, атлетической гимнастики, аэробики, колланетики, дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой и др. Применение этих методик повысило интерес к физической культуре. Учащиеся 10–11-х классов, проявившие заинтересованность в информации о методах развития и оздоровления, подготовили рефераты на темы, связанные с различными формами физической культуры для оздоровления: «Виды дыхательной гимнастики»; «Направления шейпинга»; «Фитнес как система оздоровления»; «Восточные виды единоборств».

При повторном опросе 94% учащихся указали, что посещают уроки физической культуры с удовольствием.

Серьезным изменениям мы подвергли и содержание занятий. В ходе учебного процесса при сообщении теоретических сведений мы стали активно обсуждать информационные и практические подходы к формированию здорового образа и стиля жизни.

По нашему мнению, очень важно, как проводятся уроки в начальном звене. Именно там закладываются отношение к физкультуре, потребность в движениях и желание заниматься спортом.

Уроки в начальном звене проводились в игровой форме, так как игра является ведущей формой деятельности в этом возрасте. Особенно нравятся детям сюжетные и ролевые игры. Представить себя в роли участника команды гимназии в увлекательной игре «Форт-Байярд» прямо на уроке – это ли не фантастика?! Во время игры, выполняя определенные задания, ребята тренируют свои физические качества с азартом и удовольствием, испытывая при этом массу положительных эмоций.

В среднем звене важно установить контакт с учениками, и в этом помогает диалог как форма воспитания через общение. А уже в старшем школьном возрасте приоритетной становится самостоятельность, уважение к которой помогает влиять на выбор стиля жизни.

Нам хотелось, чтобы дети осознавали важность занятий физической культурой, и поэтому в начале урока ученикам предлагалось ответить на такие вопросы: «С какой целью ты пришел на урок?», «Что ты хочешь узнать?», «Чему хочешь научиться?», «В дальнейшей жизни это может пригодиться?».

Целеполагание учит детей размышлять, анализировать свои мысли, поступки, действия, сравнивать результаты своих действий до и после занятий, учиться планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты, добиваться поставленных целей. Когда ребенок проговаривает все это, он развивает свою речь, мышление, преодолевает стеснительность.

Помогает проявить свои способности и метод проектов, который мы используем уже начиная с 1-го класса. Например, выполнение проекта «Мое здоровье» в 3-м классе направлено на формирование здорового стиля жизни. Сбор информации, касающейся здоровья, из различных источников сопровождается проверкой на собственном опыте. Приобретенные знания оформляются в виде законченного «продукта»: плакат, буклет, рассказ, фоторепортаж, комплекс упражнений утренней гимнастики и т.п.

Ребята организуют малые проектные группы, кто-то захотел работать индивидуально. В ходе уроков мы обращались к этой теме и отслеживали, как идет подготовка к защите проектов. Через месяц проходила защита проектов. «Проектировщикам» приходилось отстаивать свою точку зрения и делиться находками – как правильно питаться, какой сон поможет восстановлению сил, как составить правильный режим дня, какие упражнения включить в утреннюю зарядку и что изменилось, когда они следовали этим рекомендациям. По итогам была оформлена выставка проектов. Применение такой формы работы помогает творчески накапливать и осмыслять знания, которые приобретают личную значимость, практическую пользу, позволяют раскрыться, приобрести опыт общения и публичных выступлений.

По нашей просьбе ребята размышляли на тему «Если бы я был учителем физической культуры...». Результаты размышлений записывали и сдавали. Их пожелания, высказанные таким образом, стали для нас серьезным подспорьем в совершенствовании личностно ориентированного подхода. Благодаря им во время проведения уроков мы могли учитывать интересы детей и включать их любимые игры, распределять по командам, давать желающим возможность демонстрировать упражнения.

По нашему мнению, основная задача учителя физической культуры – воспитывать потребность в двигательной активности и формировать навыки для последующей реализации в повседневной жизни. Поэтому обучение развитию физических качеств в этом возрасте является столь значимым.

Для разработки индивидуальных рекомендаций по гармоничному развитию физических качеств мы учитывали период развития каждого ребенка – его сенситивность к тому или иному качеству. Соответственно периоду рекомендовали и отрабатывали на занятиях упражнения определенной направленности. Для развития гибкости использовали упражнения стретчинга, которые помогают значительно изменить подвижность в суставах. Для развития силы лучшие помощники – средства атлетической гимнастики. В старших классах, когда подростков особенно волнует телосложение, девушкам предлагали заниматься колланетикой, а юношам – силовыми упражнениями в тренажерном зале.

Для того чтобы дети понимали целесообразность предлагаемых упражнений и могли их выполнять самостоятельно, мы объясняли ученикам, какие физические качества развиваем, на какую группу мышц направлено то или иное действие. Рефлексия помогала в развитии, приучала прислушиваться к собственному телу и лучше понимать его. В конце урока ребята выставляли себе оценку: проговаривали, на каком уровне достижений они находятся, что получилось, что не получилось, что необходимо сделать, чтобы исправить ситуацию, и высказывали свои пожелания в адрес учителя. Подобное обсуждение позволяло детям услышать разные мнения и сопоставить их с собственным.

Не все физические качества развиваются гармонично, происходит отставание некоторых из них, и для ликвидации этого отставания мы проводили специальные компенсирующие уроки.

Достаточно много внимания уделяли эмоциональному состоянию учащихся. Если дети приходили чересчур возбужденные, мы давали им комплекс дыхательной гимнастики или определенные упражнения на дыхание, которые «приводят в чувство», или предлагали принять определенную позу йоги, что тоже помогало настроиться на занятие. В результате занятия всегда проходили продуктивно.

наблюдения за выпускниками, интересовались, чего им удалось достичь, следуя нашей программе. Отрадно отметить, что выпускники гимназии успешно справлялись с вузовскими программами по физвоспитанию, продолжали заниматься в различных спортивных секциях и самостоятельно, что указывает на сформированную потребность в здоровом стиле жизни.

Таким образом, учитывая достижения науки при преподавании предмета «физическая культура», можно воспитывать установку на здоровый стиль жизни. Овладение его основами – прерогатива педагогического процесса развития физической культуры школьника.

 

Людмила Кесаревская