Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №20/2005

Конкурс

Учимся лежа

По данным НИИ детской ортопедии им. Г.И. Турнера, нарушение осанки выявлено у 40–80% российских детей, частота искривления позвоночника за последние годы увеличилась с 3 до 10%

Обследования учащихся показывают, что при нарушении осанки и сколиозе начальной стадии происходят задержка развития двигательных умений и навыков, задержка и нарушение процесса костеобразования, слабость связочно-мышечного аппарата и связанное с ними недостаточное развитие мышечного корсета, обострение сопутствующих заболеваний, снижающих физическое развитие и соматическое здоровье ребенка. У многих детей, кроме основного заболевания, ослаблена нервная система, замедлена скорость мыслительных процессов, понижена работоспособность, повышена утомляемость. В сложившейся ситуации открытие специализированных классов в системе коррекционно-развивающего обучения (КРО) детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) становится насущной необходимостью.

На базе общеобразовательной школы № 196 г. Северска Томской области созданы коррекционные классы VI вида (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата) с целью восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков физического развития на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.

Коррекционно-педагогическую деятельность мы организовали, используя следующие принципы: диагностику, систематический контроль динамики хода и эффективности коррекции; учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка; помощь родителей, педагогов и одноклассников (без активного содействия окружающих результат будет малоэффективным);

Основные направления работы в коррекционных классах:

«терапия средой» (воздействие на ребенка природными и социальными факторами), мотивация на выздоровление;
– коррекционная направленность учебного процесса;
– специальный подбор культурно-массовых и оздоровительных мероприятий;
– психогигиена семейного воспитания;
– постоянная стимуляция положительной динамики в коррекции дефекта;
– накопление здоровых привычек и потребностей на основе организации деятельности учащихся;
– искоренение отрицательных качеств и вредных привычек.

В основе коррекционно-педагогической деятельности лежат общепедагогические подходы и методы: упражнения, убеждения, примеры поведения, стимулирование. При воспитательно-профилактической работе используются методы переубеждения, принуждения, приучения, поощрения или переучивания, переключения, метод «взрыва» и другие.

Вместе с тем есть и специфические методы, построенные на само- и педагогическом внушении: дидактические методики психокоррекции (разъяснение, убеждение, метод «сократического диалога»), методики, направленные на управление собой и укрепление своего здоровья, саморефлексию, ролевые игры и т.д.

Дети с легкими двигательными нарушениями и психическим развитием, близким к нормальному, обучаются в специализированных классах по адаптированной массовой программе.

У многих детей отмечается трудность в развитии восприятия и формирования пространственных и временных представлений. Практически у всех детей есть проявления астении: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти. Значительные потенциальные возможности развития высших психических функций имеются у большинства детей, однако физические недостатки (нарушение двигательных функций, слуха, зрения), нередко множественные, речедвигательные трудности и ограниченный запас знаний (вследствие социальной депривации) маскируют эти возможности. Для таких детей важно определить содержание образования (особенности базового образования, предметы коррекционного цикла), образовательные условия (специальные методы обучения, различные организационные формы, специальное оборудование, учебно-материальная база и др.), продолжительность обучения, допустимую учебную нагрузку, виды оценки достижений учащихся.

В чем же заключаются особенности урока в специализированном классе?

1. Учитель не только ведет предмет, но и отвечает за соблюдение на уроке лечебных предписаний. В классном журнале есть медицинская страничка с записью индивидуальных назначений (ношение реклинатора осанки, стелек-косков, супинаторов, желательное положение парты относительно учителя и т.п.).

2. Для разгрузки позвоночника дети проводят часть урока лежа на клиновидной подставке. Учитель должен постоянно контролировать правильное положение тела ребенка. При чтении дети обычно лежат на животе, подставка подкладывается под грудь, а если проводится беседа, содержание которой не надо записывать, – могут лежать на спине. При этом клиновидная подставка кладется под голову, как подушка.

3. В середине каждого урока проводятся физкультминутки с комплексом корригирующих упражнений.

4. Во второй половине дня дети заняты лечебными процедурами – значит, учитель должен использовать такие методы работы, чтобы ребята усвоили основной материал непосредственно на уроке.

Длительная ежедневная работа за партой, рабочим столом или компьютером вызывает статическую нагрузку на мышцы и их кислородное голодание. В результате мышцы перестают выполнять функцию естественного корсета. В таком случае используется корректор осанки. Его конструкция специально разработана для поддержания грудного отдела позвоночника и плечевого пояса в анатомически правильном положении. Корректор надевают стоя, выпрямив спину, разведя плечи и подняв голову, ребра жесткости располагают по обеим сторонам от позвоночника. Пояс корректора закрепляют на животе застежкой-«липучкой». Лямки перебрасывают вперед через плечи, проводят через подмышечные впадины, перекрещивают на спине и закрепляют спереди на поясе. Степень натяжения лямок ежедневно увеличивают. Правильно надетый корректор отводит плечи назад, расправляет грудную клетку, выпрямляет позвоночник, делает осанку правильной (гордой).

Корректор осанки носят по следующей схеме: 1-я неделя – 2 часа в день, 2-я неделя – 3 часа в день, 3-я неделя – 4 часа в день, 4-я неделя – 5 часов в день, 5-я неделя – 6 часов в день. Затем в течение 2–4 месяцев корректор носят до шести часов в день при статических нагрузках (просмотр телевизора, чтение, работа за столом и т.п.). После этого время ношения корректора уменьшают на один час каждые полторы недели, постепенно доводя время до двух часов в день. После выполнения этой схемы корректор не носят, а при появлении признаков сутулости снова надевают его на 4 часа в день и так носят в течение двух месяцев. Такая схема исключает возможность гипотрофии мышц и вырабатывает привычку ходить прямо без корректора. Для лучшего эффекта ношение корректора нужно сочетать с массажем, сеансами мануальной терапии, лечебной гимнастикой и плаванием.

Содержание обучения для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата имеет ряд общих черт с содержанием обучения в общеобразовательной школе:

– обучение является цензовым, т.е. обеспечивает школьникам образование в объеме соответствующих ступеней общеобразовательной школы;
– в учебных планах и программах реализуется принцип последовательности изучения предметов;
– содержание обучения строится в соответствии с принципом единства системы образования;
– построение программ соответствует основным дидактическим принципам.

Один из стрессовых факторов учебы – ограничение двигательной активности ребенка, которая снижается с приходом в школу примерно в 2 раза.

Еще Песталоцци призывал проводить урок в режиме постоянного удовлетворения потребностей в движении. Однако и сейчас учитель, планируя ход урока, как правило, учитывает только умственные нагрузки – объем письменной работы, число примеров, задач, – а двигательный компонент часто остается вне его поля зрения.

Статическая работа гораздо утомительнее для организма, чем динамическая. Например, поза сидя требует напряжения примерно 250 мышц из 600, имеющихся у человека. Для удержания этой позы необходима преимущественная работа мышц-разгибателей: затылочных, спинных, мышц тазового пояса, которые у ребенка младшего школьного возраста еще недостаточно развиты. Время, в течение которого учащийся способен удерживать статическую позу, тем короче, чем меньше его возраст. Первые признаки утомления, когда мышцы переходят из состояния напряжения в состояние расслабления, появляются у детей 6 лет на 5–6-й минуте, в 7 лет – на 7–9-й минуте, в 8 лет – на 9–10-й минуте. Это проявляется в изменении посадки, двигательном беспокойстве. Нарушается рабочая поза ученика, особенно в тех случаях, когда мебель неправильной конструкции или не соответствует своими размерами длине и пропорциям его тела. Установлено, что аномальная поза за столом со склоненной головой и с фиксированной у крышки стола грудной клеткой может на двадцатой минуте вызывать признаки стенокардии, а длительное пребывание в такой позе способствует деформации грудной клетки, недоразвитию мышц диафрагмы. Все, вместе взятое, создает условия для патологического развития сердца и нарушений в функциональном состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Неизбежно страдают зрение и осанка. Подобное положение тела отражает глубокую внутреннюю напряженность: психическую, моторную, вегетативную, которая разрушающе действует на организм.

На призывы учителя «сесть правильно» ребенок выпрямляется, но через 1–2 минуты неизбежно вновь ищет добавочные точки опоры, принимая вынужденные неестественные позы. Поэтому задача педагога – не только научить школьника правильно сидеть за партой, но и так организовать урок, чтобы статические и динамические усилия чередовались.

В нашей школе используется режим «динамической смены поз» по В.П. Щербининой, причем главное – не продолжительность положения стоя, сидя или лежа, а сам факт смены поз. При этом у учащихся наблюдается принципиально иной уровень напряженности при выполнении учебных действий. Для этих детей характерны раскрепощенность, свобода суждений. Они более спокойны, уверенны, уравновешенны.

Особое внимание отводится школьной мебели. Учащиеся одного возраста различаются по росту, поэтому в каждом классе имеется мебель по крайней мере трех различных групп. Если школьники сидят за более высокими столами, чем им требуется по росту, то неправильное положение тела и асимметрия плеч имеют место в 44% случаев. При рассаживании за столы более низкие, чем требуется, асимметрия плеч регистрировалась у 70% учащихся. Поэтому, если возникает затруднение с подбором мебели, лучше посадить школьника за стол (парту) большего размера.

Не менее двух раз за учебный год учащихся, сидящих в первом и третьем рядах, меняют местами, не нарушая соответствия размера парт росту детей. Это мероприятие исключает появление у детей привычки к постоянному наклону туловища и головы вправо или влево, в сторону классной доски или наглядных пособий, размещенных над доской.

Комплексная работа позволила получить следующие результаты.

На январь 2005 года улучшение в состоянии опорно-двигательного аппарата отмечено у 69 ребят из 126, что составило 53,9%. Без динамики в состоянии опорно-двигательного аппарата, т.е. в состоянии стабилизации, находятся 54 человека (42%). Ухудшение состояния и постановка диагноза «сколиоз 1-й степени» – у 3 человек (2,38%).

Анализ по методике Апанасенко показал положительную динамику – увеличение жизненной емкости легких учащихся, силовой выносливости мышц, улучшение формирования мышечного корсета, стабилизацию и улучшение рентгенологической картины заболеваний.

При реализации предлагаемых организационно-педагогических условий у 100% учащихся достигается косметический эффект – улучшение осанки, у 94% учащихся формируется мышечный корсет с увеличением мышечной массы и силовой выносливости . Комплексное использование возможных условий позволяет получить средние положительные результаты в стабилизации и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата.

Наблюдение в течение пяти лет показало, что в коррекционных классах VI вида успеваемость выше, а заболеваемость детей ниже, чем в классах с традиционным обучением. Учащиеся коррекционных классов болеют реже и непродолжительно.

За период работы классов КРО VI вида определен и обоснован комплекс организационно-педагогических условий их эффективного функционирования.

Перспектива дальнейшего исследования видится в разработке комплексного подхода при работе с детьми, имеющими нарушения ОДА, не только в рамках урока в школе, но и внешкольной деятельности, а также в усовершенствовании методов работы педагогов и родителей по социализации детей.

 

Раиса Автухова