Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №22/2005

Учительская

«Pro et contra»

Сценарий отражает суть и основные этапы психологической игры. Содержание имеет непосредственное отношение к проблеме сохранения здоровья учителей. Цель игры – помочь учителям взвесить все «за» и «против» того, чтобы заниматься своим здоровьем, обсудить проблему со всех сторон и прийти к единому решению. Сценарий был апробирован на занятии с учителями в Свободном педагогическом университете «Эврика» в Якутске.

Сценарий дан схематично, он оставляет простор для игротехника, имеющего возможности по-разному начать игру. Поскольку сценарий разрабатывался для психологического тренинга, где характерны игровые перебивки, то особая мотивация участников не предполагалась – ведущий просто говорил: «А теперь давайте немного поиграем».

  1. Группа делится на две подгруппы. Желательно, чтобы деление происходило не «по симпатиям». Можно, например, построиться по росту и рассчитаться на первый и второй номера.
  2. Каждая подгруппа получает свое задание.
    Подгруппа А должна в процессе коллективного обсуждения выдвинуть 10 тезисов в защиту положения «Каждый учитель имеет реальные возможности следить за своим здоровьем».
    Подгруппа Б должна в процессе коллективного обсуждения выдвинуть 10 тезисов в защиту положения «Учитель не имеет никаких реальных возможностей следить за своим здоровьем».
    Время на работу подгрупп – 10–15 минут.
  3. Подгруппы рассаживаются в кружок в разных углах комнаты и приступают к обсуждению задания. Ведущий работает «таймером».
  4. Ведущий рассаживает подгруппы в две линии лицом друг к другу, например по длинным стенам аудитории, и предлагает начать обсуждение тезисов. Представитель подгруппы А обнародует первый тезис, который ведущий кратко фиксирует на соответствующей части доски. Всем членам подгруппы Б предлагается (индивидуально, не обсуждая в подгруппе) высказывать свои контраргументы. По мере выдвижения возражений члены подгруппы А выдвигают поддерживающие свой тезис положения. Ведущий предлагает подгруппе Б «назначить цену» данному тезису по 10-балльной шкале. По¬сле «торгов» – дискуссии между подгруппами о назначенной цене и ее корректировке – цена фиксируется на доске. Далее слово для представления своего первого тезиса получает представитель подгруппы Б и т.д. В процессе дискуссии нередко возникает необходимость уточнения, переформулировки тезиса.
  5. По окончании рассмотрения всех тезисов (бывают случаи, когда можно обсуждать не все 10, а меньшее число, например, 7) подводятся итоги:
    – общего видения проблемы;
    – хода обсуждения в подгруппах;
    – дискуссии между подгруппами.
  6. Ведущий вновь предлагает подгруппам разъединиться (в процессе дискуссии они обычно сближаются и даже перемешиваются) и выполнить второе задание – придумать рекламу цикла оздоровительных мероприятий для учителей, на что отводятся 3–4 минуты (время выдерживается не строго!).
  7. Игра завершается демонстрацией реклам.
Примечания о ходе игры. Несмотря на то что в начале игры подгруппы получают разные по содержанию задания, при общей дискуссии нередко происходит «смешение ролей», например, тот, кто был в группе «против», начинает вы¬двигать положения «за». Это очень важный момент, на который игротехнику следует обратить внимание игроков, – не для осуждения за невыполнение инструкций, а как пример сближения позиций, ведь главная цель игры – задуматься над тем, действительно ли мы не можем заниматься своим здоровьем так, как оно того требует, и что на самом деле нам мешает – внешние условия или собственная лень и безразличие к себе.

 

Владислав Коган