Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №1/2006

Из первых рук

Как сохранить здоровье детей в процессе обучения?

Сравните цифры

Всероссийская диспансеризация (2002 г.) к I группе здоровья отнесла 32% обследованных детей в возрасте от 0 до 18 лет, ко II группе – 51,75%, к III группе – 16,25%.

Однако наши выборочные исследования (НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН) показали, что к I группе здоровья можно отнести только 3,3% учащихся школ и 2,5% учащихся ПТУ! Ко II группе – 37,9% школьников и 34,8% учащихся профессиональных училищ, к III группе – 58,8% и 62,7% соответственно.

В то же время другие показатели диспансеризации заставляют предположить, что количество хронических больных занижено. На диспансерном учете состоят 68% детей, 49% нуждаются в лечении в поликлинике, 10% – в стационаре и 15% – в санаторно-курортном лечении. Значит, в активных лечебно-оздоровительных мероприятиях нуждаются 74% всех детей и подростков, что практически совпадает с нашими данными.

Перестройка образования

Впервые в стране перестройка образования идет в интересах охраны здоровья обучающихся. Опираясь на результаты научных физиолого-гигиенических исследований, мы сегодня можем прогнозировать состояние здоровья выпускников наших школ в зависимости от того, в каких условиях организован учебный процесс и насколько педагогически грамотно он ведется. Сейчас, когда общество практически потеряло поколение абсолютно здоровой молодежи, здоровьесберегающая направленность модернизации школьного образования сближает профессиональные интересы педагогов и медиков.

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении предполагает не только и не столько проведение оздоровительных медицинских мероприятий, сколько гигиенически рациональный, адекватный возрасту детей учебный процесс, который организован в условиях, отвечающих требованиям санитарных правил. Мы располагаем убедительными доказательствами того, что большая учебная нагрузка создает серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма в сне, движении, пребывании на воздухе.

Напряженный характер учебы, большой объем учебной нагрузки, дефицит времени для усвоения информации являются психотравмирующими факторами для ребенка, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывает стрессовое воздействие на детский организм. Длительное пребывание детей в таких условиях способствует «закреплению» негативных сдвигов в физиологических реакциях организма, что формирует невротические расстройства с последующей клинической манифестацией, формированием нарушений деятельности сердца, желудочно-кишечного тракта, других органов и систем. В тех случаях, когда образовательная нагрузка превышает предельно допустимую, у учащихся достоверно выше распространенность функциональной кардиопатии, чаще встречается нейроциркуляторная дистония. У детей, в большей степени подверженных стрессу, достоверно чаще диагностируются астеноневротические реакции, вегетососудистая дистония и астеноневротические, церебростенические симптомы.

В нашем представлении здоровьесберегающая технология обучения – это технология, которая основана на: возрастных особенностях познавательной деятельности детей; обучении на оптимальном уровне трудности (сложности); вариативности методов и форм обучения; оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок; обучении в малых группах; использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации; создании эмоционально благоприятной атмосферы; формировании положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»); культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

Ученые, занимающиеся гигиеной детей и подростков, располагают многочисленными доказательствами того, что степень утомления учащихся, уровень их невротизации, эмоциональный комфорт и в конечном итоге состояние здоровья зависят не только от объема учебной нагрузки и ее содержания, но и от методов, режимов и технологий обучения. Отказ от унифицированных программ и способов обучения, расширение вариативности образования, внедрение инновационных форм обучения, в том числе дистанционного, интернет-образования, предполагает контроль за тем, чтобы педагогические инновации соответствовали не только психолого-педагогическим требованиям, но и возрастным особенностям детей.

Изучая работоспособность учащихся начальных классов с традиционной организацией обучения, а также с углубленным изучением иностранного языка (дополнительный час в неделю) и обучавшихся с использованием системы Л.В. Занкова, мы увидели, что почти у 50% учащихся «занковских» классов регистрировались признаки переутомления. При традиционном обучении и углубленном изучении иностранных языков – у 25–30%.

Физиолого-гигиеническая оценка применения системы развивающего обучения Эльконина – Давыдова показывает, что у детей, занимающихся по ней, в 1,5 раза чаще по сравнению с контрольными группами регистрируется сильное и выраженное утомление (34,9 и 20,4% соответственно). 75% детей, обучающихся по системе Эльконина – Давыдова, относятся к III группе здоровья, а в контрольных классах – 53%. Значит, индивидуализация обучения недостаточно ориентирована на сохранение здоровья учащихся.

Более благоприятная ситуация наблюдается при использовании модульных технологий обучения. Количество детей, у которых развивается сильное и выраженное утомление при занятиях по этой технологии, составляет в среднем 22%, а после традиционного урока в этой же школе – 49,6%. Однако сегодня всего 1 программа и 1 образовательная технология среди тех, что используются в российских школах, имеют санитарно-эпидемиологическое заключение о безопасности для здоровья: педагогическая технология обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях активной сенсорно-развивающей среды (Республика Коми) и программа обучения математике «Школа-2000…».

Не только технологии обучения влияют на функциональное состояние организма детей. Личность учителя, его стиль взаимодействия с учениками также оказывают существенное влияние: у педагога с авторитарным, жестким, профессионально неадекватным поведением дети быстрее утомляются, больше невротизируются, чаще нарушают режим дня.

Когда за парту?

Одна из самых актуальных и вызывающих горячие споры проблем – предшкольное образование. Современные шестилетки платят высокую цену за поспешность взрослых, отдавших их в школу так рано. Именно у детей 6 лет диагностируется наиболее высокий уровень школьной дезадаптации и тревожности. Специалисты высказывают большие опасения, что раннее начало обучения детей приведет к ухудшению их здоровья. Результаты современных научных исследований неоспоримо свидетельствуют, что форсированная выработка у дошкольников школьной готовности негативно отражается на их психическом и физическом здоровье и развитии, гармоничном включении в школьную жизнь. По свидетельству специалистов дошкольного образования «ничто так не препятствует созданию психологического фундамента школьной готовности, как ранняя подготовка дошкольников к школе на специальных «тренировочных» занятиях, даже если они проводятся в игровой форме». Такая подготовка в итоге оборачивается школьной дезадаптацией, быстрым угасанием интереса к школьной жизни даже на первом году обучения, молодеющими школьными неврозами, нежеланием и неумением учиться.

Личностно ориентированное образование в дошкольном возрасте предполагает индивидуальный подход к ребенку, недопустимость использования школьных форм проведения занятий (предметности), предоставление возможности выбора игровой деятельности и жесткое соблюдение гигиенических требований к условиям и организации учебно-воспитательного процесса (дневной сон, питание, прогулка и др.).

С учетом реалий сегодняшнего дня, санитарно-эпидемиологического состояния большинства школьных зданий и их оборудования обучение детей с целью выравнивания их стартовых возможностей может и должно быть организовано только на базе дошкольных образовательных учреждений.

Как освоить профессию?

Другой важнейший аспект реформы общеобразовательной школы связан с идеей ввести профильное обучение. Профильное обучение представляет собой самую жизнеспособную и перспективную новацию в образовании, в ее реализации заинтересованы не только все участники образовательного процесса, но и учреждения профессионального образования, работодатели, государство в целом. Обсуждение этой идеи не должно замыкаться только в педагогическом сообществе.

В старшей школе объем суммарной образовательной нагрузки существенно увеличивается в сравнении с нагрузкой в последнем классе основной школы (в 9-м классе). Особенно резко образовательная нагрузка увеличивается в профильных классах. Это свидетельствует о том, что реализация профильного обучения происходит без сокращения объема базового компонента учебных планов, на необходимость которого указывается в Концепции профильного обучения.

Обучение в 10-м классе сопровождается самым значительным увеличением объема образовательной нагрузки, утомлением учащихся (частота случаев сильного и выраженного утомления составляла 40,6% против 29,6% в 9-м и 30,4% в 11-м классах). Это связано с адаптацией к новым требованиям старшей школы, новым предметам, новому составу класса, педагогам.

Сравнительный анализ показателей работоспособности современных десятиклассников и их сверстников середины 1970-х годов показал, что за последние 30 лет качественные и количественные показатели работоспособности подростков не претерпели существенных изменений. Осталась без изменений и величина интегрального показателя (1,5 усл. ед. в 70-х годах и 1,6 усл. ед. в 2003 г.). Однако частота случаев сильного и выраженного утомления у современных школьников в конце учебного дня достоверно выше (40,6% против 35,4%).

В настоящее время подавляющее большинство юношей и девушек имеют ограничения в выборе профессий, связанных с вредными условиями и напряженным характером труда. Причем численность подростков с ограниченным по состоянию здоровья профессиональным выбором за последние 10 лет увеличилась практически на одну треть и в различных регионах составляет от 60 до 80%.

Вместе с тем научные данные свидетельствуют, что подростки не учитывают состояния своего здоровья при выборе профиля обучения в школе, а затем при выборе профессии, получении профессионального образования и самостоятельном трудоустройстве. Юноши и девушки не принимают во внимание возможное неблагоприятное течение имеющихся у них заболеваний при воздействии вредных профессионально-производственных факторов, тем самым в значительной мере повышая индивидуальный риск ухудшения здоровья.

Для успешной реализации профильного обучения необходимо: привести объем образовательной нагрузки в профильных классах в соответствие с гигиеническими требованиями; создать подросткам возможность выбрать индивидуальную образовательную траекторию; создать в современной школе адекватную интересам и потребностям подростков систему профессиональной ориентации; предоставить врачебные консультации в связи с выбором профессии; в рамках проводимого Минобрнауки России эксперимента по введению профильного обучения обеспечить проведение физиолого-гигиенического сопровождения предпрофильной и профильной подготовки и мониторинга состояния здоровья старшеклассников; использовать ресурс школьного образования для формирования у подростков осознанного профессионального самоопределения с учетом состояния их здоровья.

Работа на компьютере

Меняется информационная культура школьников, компьютер они теперь используют в начальных классах. Перенос учебного материала с бумажных носителей на экраны дисплея заставляет искать оптимальное шрифтовое и цветовое решение. Анализ разработанных к настоящему времени электронных учебников показывает, что они не учитывают особенностей зрительного восприятия детей и подростков, приводят к выраженному зрительному и общему утомлению, которое при чтении с экрана дисплея значительно выше, чем при чтении с листа, при равных объемах зрительной работы на 65–100% у учащихся младших классов и на 30% – у учащихся средних и старших классов. Разработка гигиенических требований к изображению информации на экране с учетом возрастных особенностей учащихся ведется в нашем институте. Установлено, что наиболее благоприятными для чтения с экрана являются следующие цветовые сочетания: синие знаки на желтом фоне; желтые на синем фоне; красные на зеленом фоне; черные на зеленом.

Определены допустимые объемы текстовой информации в рамках одной электронной страницы для учащихся начальной, средней и старшей школы, также требования к шрифтовому оформлению.

Однако эти работы должны быть дополнены исследованиями по разработке предельно допустимой продолжительности занятий с использованием новых информационных технологий в зависимости от возраста учащихся, состояния их здоровья и содержания занятий. Актуальны проблемы психофизиологической безопасности при работе с современными компьютерами и телекоммуникационными средствами обучения, профилактика интернет-зависимости.

О школьном климате

В школьном образовании сегодня единственной дисциплиной, способной поддерживать, а при хорошей организации и повышать уровень здоровья обучающихся, является физкультура. Уроки физкультуры ослабляют негативное влияние интенсивной интеллектуальной и статической нагрузок, способствуют их чередованию и поддержанию уровня работоспособности, достаточного для освоения школьных программ на протяжении учебного дня, недели.

Опыт увеличения объемов физкультурных занятий до 3–5 часов в неделю демонстрирует снижение острой заболеваемости в 3–4 раза, увеличение уровня физической подготовленности учащихся, уменьшение распространенности курения и употребления спиртных напитков среди детей и подростков. Приведенные факты служат основанием требовать увеличения двигательной активности детей в процессе занятий, в первую очередь за счет сохранения уроков физической культуры среди базовых дисциплин.

По сведениям государственного санитарно-эпидемиологического надзора только треть детских и подростковых учреждений в РФ полностью соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В каждом восьмом (12,7%) детском учреждении регистрируются грубые нарушения санитарно-эпидемиологического режима, включая вспышки кишечных заболеваний. Не отвечают санитарно-эпидемиологическим требованиям по освещенности 30% детских учреждений, мебель не соответствует ростовозрастным особенностям детей в 22% учреждений, в каждом пятом обследованном детском учреждении регистрируются отклонения параметров микроклимата.

Важным фактором риска развития отклонений в состоянии здоровья является нерациональное питание школьников. Слабая инфраструктура и материально-техническая база школьного питания, медленное внедрение новых форм организации питания школьников и недостаточная эффективность производственного контроля усугубляют эту проблему.

Наши выводы

Научно-методическое обеспечение инновационных перемен в образовании детей и подростков должно быть направлено на:

– изучение закономерностей формирования здоровья детей в современных условиях;

– разработку критериев оценки адаптационных возможностей детей к учебным нагрузкам и к воздействию факторов среды;

– совершенствование критериев и подходов к оценке состояния здоровья на индивидуальном и популяционном уровнях;

– разработку новых технологий сохранения здоровья, основанных на прогнозе адаптации, повышении функциональных резервов организма и воздействии на факторы риска;

– разработку медико-педагогических критериев, нормативов и скрининговых тестов адекватности учебных нагрузок, программ и технологий обучения функциональным возможностям детей;

– совершенствование медико-педагогических подходов к профилизации старшей школы;

– разработку нормативных документов по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях модернизации школы.

Достижения современной профилактической медицины, а также состояние здоровья детей, сложившееся в настоящее время, требуют разработки и осуществления долгосрочной программы оздоровления детей и профилактики наиболее распространенных болезней на основе создания детям условий жизни, необходимых для нормального роста и развития, прогнозирования и предупреждения негативного влияния на состояние их здоровья неблагоприятных социально-экономических и иных условий и факторов.

Основными направлениями такой программы должны быть:

1. Научно-методическое обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей.

2. Законодательная база и подзаконные акты, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья детей.

3. Создание условий для рождения желанного, здорового ребенка.

4. Создание условий для благоприятного роста и развития детей.

5. Оптимальное питание и обеспечение детей качественной водой.

6. Медико-профилактическое обоснование безопасности товаров для детей.

7. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий.

8. Создание безопасных условий ранних форм трудовой занятости детей и их профессионального обучения.

9. Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения.

10. Эффективное медицинское обеспечение детей.

Такая программа подготовлена нашим институтом и утверждена бюро отделения профилактической медицины РАМН.

Владислав Кучма