Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №1/2006

Технология

Кто выше? Кто дальше?

Двигательная активность является показателем здоровья и уровня физического развития детей.

Ее основными качествами, по мнению специалистов, являются:

  • общая и силовая выносливость – способность выполнять нагрузку в течение двигательного времени, не допуская перенапряжения;
  • быстрота, или скоростные качества, – способность совершать двигательные действия за минимальный отрезок времени;
  • координационные качества, ловкость – возможность изменять направления физических упражнений (действий) без временных затрат;
  • гибкость – способность выполнять двигательные действия с максимальной амплитудой;
  • силовые качества – способность выполнять максимальную нагрузку.

Основными двигательными качествами можно охарактеризовать состояние школьника в настоящий момент, уровень его физического развития и здоровья. Давно уже не секрет, что с развитием такого двигательного качества, как выносливость, улучшается состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а развитие гибкости и ловкости напрямую влияет на укрепление опорно-двигательного аппарата ребенка. Поэтому необходимо уделять особое внимание обеспечению оптимальной двигательной активности детей, развитию и улучшению их физической подготовки, способствующих гармонизации духовного и интеллектуального состояния школьников.

Уровень и динамика физиче¬ского развития детей среднего и старшего школьного возраста может отслеживаться учителем непосредственно на уроках физкультуры. Разрабатывая систему мониторинга физического развития, мы выбрали в качестве критериев оценки показатели основных двигательных качеств.

При этом учитывались следующие требования к упражнениям-тестам физического развития:

  • не должны быть слишком сложными по выполнению;
  • должны быть едиными независимо от возраста и пола учащихся, уровня их физического развития;
  • должны преимущественно демонстрировать уровень развития одного качества, не задевая другие;
  • должны обеспечивать возможность отражения роста показателей в течение года.

На наш взгляд, наиболее полное представление о состоянии физической подготовленности дают следующие упражнения-тесты.

  • Шестиминутный бег на выносливость. Можно выполнять учащимся 1–11-х классов независимо от пола. В отличие от других беговых дистанций, учитывается расстояние, которое успел пробежать школьник за данный отрезок времени. В данном тесте можно разрешить чередование бега с ходьбой.
  • Бег на 30 метров. Измеряется показатель скоро¬стных качеств. Именно на этом отрезке ученик должен стремиться развить максимальную скорость бега, и чем раньше он ее разовьет, тем лучше общий результат.
  • Подтягивание в висе. Продемонстрирует силовые качества. Девочки подтягиваются на низкой перекладине в висе лежа.
  • Наклон вперед из положения сидя. Показывает степень гибкости ребенка. Необходимо проследить, чтобы ноги удерживались прямо, не сгибались в коленях.
  • Прыжок в длину с места. Показатель ловкости (координационных качеств) одновременно может демонстрировать и скоростно-силовые качества. Измеряется длина прыжка.

При полном выполнении учеником всех показателей возможно изменение отдельных упражнений. Например, вместо наклона вперед на гибкость можно выполнять упражнения «мостик» или «шпагат», вместо подтягивания – сгибание рук в упоре, жим штанги от груди и др.

Система подведения итогов проверки физической подготовленности детей нуждается в некоторых комментариях (см. табл.). Этот этап наиболее важен для получения объективной информации о физическом развитии школьника. Действующая оценочная система (выставление оценок по 5-балльной системе за выполнение норматива) не позволяет правильно подвести итоги проверки развития ребенка, отпугивает учащихся жесткими рамками учебных нормативов. Например, учащиеся со слабо развитой координацией движений не могут справиться с упражнением-тестом на удовлетворительную оценку, поэтому отказываются от его выполнения. С другой стороны, физически развитые учащиеся, легко выполняя норматив на отличную оценку, не используют полностью свои возможности и резервы. По этой причине целесообразно расширить диапазон и оценивать каждый результат от 1 до 9 баллов. То, что полученный результат соответствует какому-либо баллу, а не оценке, избавляет ребенка от страха перед выполнением упражнения. Набрав после выполнения упражнений-тестов определенное количество баллов, ребенок получает информацию об уровне своей физической подготовленности, а учитель – о недостатках развития отдельных двигательных качеств у детей. Далее учитель физкультуры может составлять индивидуальные планы занятий для учащихся, добиваясь пропорциональности в развитии двигательной сферы детей.

Данная методика оценки уровня физического развития школьника достаточно информативна и может быть использована как средство контроля за уровнем физического здоровья для своевременного внесения коррективов в тренировки.

В процессе подведения итогов в специальных журналах фиксируются результаты выполнения тестов. Лучше, если журнал ведет не учитель физкультуры, а физорг класса. Он подсчитывает количество набранных баллов, выводит уровень физической подготовленности отдельных учащихся и класса в целом. Задача физорга – довести до сведения одноклассников эти результаты, дать оценку общих успехов в направлении физиче¬ского совершенствования. На совете физоргов школы под руководством координатора физкультурно-оздоровительной программы учителя физкультуры и учащиеся могут обсуждать общие показатели физического развития детей с учетом результатов, достигнутых в каждом классе.

Следует сказать о некоторых недостатках данной системы оценки физического развития школьников. Во-первых, эта система не позволяет учитывать уровень подготовленности детей, отнесенных к специальной и подготовительной группе здоровья. Имея ограничения в двигательной активности, они не допускаются к выполнению некоторых упражнений-тестов и поэтому не могут быть оценены объективно. Вторая проблема заключается в том, что учебная нагрузка по физической культуре (2 урока в неделю) не дает должного эффекта в физическом развитии, несмотря на наличие физкультурных минуток на уроках, проведение динамических перемен, дополнительных спортивных занятий на базе школы.

Как правило, в спортивные школы и секции отбираются наиболее физически подготовленные дети, а слаборазвитые туда не попадают. Поэтому в их физическом совершенствовании нет заметного прогресса.

К сожалению, школа не имеет возможностей для привлечения к работе с детьми квалифицированных специали¬стов для проведения дополнительных занятий различными видами спорта, лечебной физкультурой. Крайне ограниченны материальная база, необходимая для организации физкультурно-оздоровительной работы (приобретение спортивного инвентаря, тренажеров), а также средства финансирования для проведения дополнительных занятий ОФП.

 

Олег Дурхеев