Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №2/2006

Отовсюду обо всем

В защиту компьютерных видеоигр

По мнению испанских исследователей, компьютерные видеоигры, если ими не злоупотреблять, становятся своего рода гимнастикой для глаз. Кроме того, дети, играющие на компьютере и видеоприставках, быстрее развиваются, чем их сверстники, не использующие компьютер.

Однако чрезвычайно важно неукоснительно соблюдать меру, иначе результаты окажутся негативными – это и усталость глаз, и общая усталость, и головная боль.

Ученые рекомендуют детям не играть более одного часа подряд, после чего обязательно делать перерыв по крайней мере на 10 минут. Далее можно играть не более получаса. Во время игр расстояние от экрана монитора до глаз должно быть не меньше 30–40 см. Ни в коем случае нельзя играть в компьютерные игры в положении лежа: это вредно для глаз.

У левшей риск выше!

К весьма любопытному выводу пришли ученые из Университета Утрехта (Голландия). Сначала после проведения экспериментального исследования на животных, затем в итоге анализа собираемой в течение 16 лет информации о 12 тысячах здоровых женщин 1932–1941 гг. рождения они сделали заключение: риск развития рака молочных желез среди женщин репродуктивного возраста в два раза выше у левшей по сравнению с правшами.

Ученые связывают «выбор» руки, как и подверженность заболеванию раком молочной железы, с гормоноподобными химическими веществами, воздействию которых плод подвергается в утробе матери. Голландские исследователи уверены, что их подход дает основание понять химическую природу этой болезни.

Новая разновидность ВИЧ

Еще в январе текущего года американские медики из Нью-Йорка обнаружили новую разновидность ВИЧ: у нескольких человек, заразившихся этим видом вируса, лекарственная терапия оказалась полностью неэффективной. Для нового вируса было характерно очень быстрое развитие симптомов СПИДа, не поддающегося лечению.

Часть врачей полагает, что наблюдаемые случаи заражения новой разновидностью ВИЧ единичны и регистрируются только в маргинальной среде. Другая группа медиков утверждает, что новый вирус неизбежно покинет рамки этой узкой категории и распространится на прочие слои населения.

Новый вариант ВИЧ устойчив к терапии тремя видами лекарств из четырех, существующих в настоящее время. Он приводит к развитию СПИДа уже через 2–3, максимум через 24 месяца (в то время как инфицирование обычным ВИЧ в некоторых случаях вообще может не вызвать СПИД).

Ложные результаты анализа на наркотики

Ученые из Гарвардской медицинской школы в Бостоне провели исследование, показавшее, что прием антибиотиков может вызывать ложноположительный результат анализа на наркотики.

При исследовании использовали пять разных тест-систем, с помощью которых выявляли наркотик в моче пациента, а также 13 антибиотиков. При тестировании растворов антибиотиков (в той концентрации, в которой они обычно присутствуют в моче пациента при их приеме) было обнаружено, что на большинство растворов по крайней мере две или три из выбранных тест-систем давали положительную реакцию. То есть тест-системы ошибочно воспринимали антибиотик как героин или другие опиаты, что, вероятно, объясняется схожестью трехмерной структуры их молекул.

Такие антибиотики, как левофлоксацин и офлоксацин, принимали за опиаты четыре тест-системы.

Факты подобрала
Марина МАТВЕЕВА

Любовь родителей развивает мозг детей

Дети, которых мало ласкали в младенчестве, превращаются в тревожных взрослых, считают американские ученые. Родительская любовь и нежность необходимы мозгу для создания каналов, контролирующих стрессы и отвечающих за формирование социальных связей.

Ученые из университета Висконсина сравнили гормональный статус детей, которых воспитывают биологические родители, с детьми из детдомов России и Румынии, которые были усыновлены американцами. До и после того, как эти дети посидели на коленях у матерей, у них измерили уровень двух гормонов – вазопрессина, который, как полагают, помогает нам узнавать знакомых и жить в социальной группе, и окситоцина, который вызывает у нас чувство защищенности и снижает уровень стресса. У детей из детдомов уровень вазопрессина изначально был ниже, а уровень окситоцина, в отличие от детей, живущих с родными родителями, не поднимался после того, как их приласкала приемная мама. Дефицит гормонов привязанности можно увидеть у сирот даже после того, как они три года провели в семьях любящих приемных родителей. Ученые подозревают, что определенные структуры мозга у этих детей уже никогда не разовьются в полной мере. А гормональный дефицит может стать причиной поведенческих проблем в будущем.

Когда идти спать?

Подростки природой запрограммированы на поздний отход ко сну, считают американские ученые. Их нежелание рано ложиться спать – не просто протест против сложившихся устоев. Мелатонин – гормон, который оповещает организм о наступлении ночи, – начинает вырабатываться у под¬ростков на 2 часа позже, чем у детей. Ученые считают, что перестройка внутренних часов мозга готовит растущий организм к окончательному взрослению.

Спешите делать детей

Ученые Калифорнийского университета, проведя беспрецедентное по масштабам исследование взаимосвязи между возрастом родителей и здоровьем детей, пришли к выводу, что не только позднее мате¬ринство, но и позднее отцовство чревато неблагоприятными последствиями. У мужчин старшего возраста выше вероятность произвести на свет детей, страдающих болезнью Дауна или имеющих дефекты конечностей, чем у молодых мужчин.

Это сообщение вызвало беспокойство у британских специалистов по искусственному оплодотворению, которые после отмены закона об анонимности для доноров спермы в Великобритании обнаружили, что сперму теперь все чаще сдают мужчины старшего возраста, у которых уже есть свои семьи. «Около трети детей в Великобритании рождается от мужчин старше 35 лет, и, честно говоря, это не лучшая сперма для использования при оплодотворении».

А ученые из университета штата Вашингтон (США) обнаружили, что у мужчин старше 35 лет большое количество половых клеток имеет разрушенную молекулярную цепочку ДНК.

В общем, все надо делать вовремя, в том числе и зачинать детей.

Есть или не есть?

Дети смогут победить аллергию на орехи, считают американские врачи медицинского университета Джона Хопкинса. Ранее считалось, что если аллергия на кешью, миндаль, фисташки, фундук, кедровые или грецкие орехи появилась в детстве, то она сохранится у пациента на всю жизнь. Исключением была аллергия на арахис, которая проходила в 20% случаев.

А недавно ученые установили: если аллергическая реакция возникает у ребенка только на один вид орехов, велика вероятность, что с возрастом болезнь пройдет. Но если она появляется сразу на несколько видов, человеку придется отказаться от этих даров природы на всю оставшуюся жизнь.

Следите за осанкой!

У каждого десятого ребенка изношены межпозвоночные диски. К такому выводу пришли шотландские ученые, обследовав 11-летних детей при помощи магнитно-резонансной томографии. Причем лишь треть детей с проблемами позвоночника жаловались на боли в спине. Ученые считают, что, несмотря на отсутствие симптомов, эти изменения могут привести к развитию межпозвонковых грыж, поэтому надо уделять больше внимания правильной осанке и физической активности детей.

Богатые детьми живут бедно

Рождение второго ребенка делает семью беднее в два раза. «Каким бы ни был процент бедного населения в России, доля семей с детьми в нем не меняется» – такой неутешительной вывод прозвучал в докладе ЮНИСЕФ «Детская бедность в России: тревожные тенденции и выбор стратегических действий», подготовленном Независимым институтом социальной политики.

78% из тех, кто испытывает нужду, – это семьи с детьми. Система социальной поддержки в России не ориентирована на них. Если в 1991 г. на семейные и материнские пособия приходилось 77% общего объема выплачиваемых пособий, то в 2003 г. их доля сократилась в 2 раза. Размер ежемесячного детского пособия сейчас равен 3,3% от прожиточного минимума ребенка.

По мнению ЮНИСЕФ, смягчить эту проблему можно, если поднять минимальную зар¬плату до половины прожиточного минимума, а пособие ребенка – до его четверти. В этом случае бедность снизится на 4%, а доходы населения вырастут лишь на 1,2%, что не вызовет инфляции.

Результат ожирения

Цирроз печени может развиться у подростка, страдающего ожирением, считают британские медики. Это заболевание стало встречаться у детей в 6–10 раз чаще. Причина – злоупотребление жирной и высокоуглеводной пищей, которую любят многие дети. Избыточный жир накапливается в клетках печени, вызывает их увеличение и воспаление с последующим образованием рубцов. Единственный способ лечения цирроза – пересадка печени.

Высокие умнее?

Дети, которые хорошо растут, лучше учатся, утверждают ученые Бристольского университета. Они определили уровень инсулиноподобного фактора роста (ИФР) в крови детей 8–9 лет, а затем предложили им специальный тест для оценки умственных способностей. Оказалось, что при увеличении концентрации ИФР-1 на каждые 100 нанограммов уровень IQ возрастал на 3 пункта. Это подтвердило и другое исследование, когда после лечения фактором роста дети не только быстро вытягивались, но и демонстрировали более высокие умственные способно¬сти.

Значит, интеллектуальные способности можно улучшать и диетой, и лекарственными препаратами.

Тимофей Звягин