Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №2/2006

Учительская

Стиль нашей жизни

Учителя – самоотверженные люди. Они обычно все силы отдают работе с учениками – и очень часто в ущерб своему здоровью. Если дирекция школы хочет сохранить квалифицированные кадры, она должна обратить внимание на то, какую жизнь ведут ее учителя и как она, администрация, может помочь им сохранить здоровье. Мы разработали анкету «Стиль жизни». Учителя ее могут заполнить анонимно, а администрация школы получит картину отношения педагогов к своему здоровью на поведенческом уровне и увидит, в чем это отношение надо изменить (c помощью лекций, тренингов или создания условий для регулярных диспансеризаций)

Опросный лист «Здоровый стиль жизни» выполняет прежде всего функцию контрольного инструмента, который заполняется дважды: на стартовом мероприятии, в рамках организационного модуля, и после проведения цикла всех процедур системы по охране и укреплению здоровья. Это дает возможность зафиксировать изменения в поведении людей в результате всей проведенной работы. Вместе с тем это и источник информации о стиле повседневного поведения индивида относительно некоторых факторов, обусловливающих его физическое и психическое состояние. Вместе с другими процедурами диагностического характера опросник дополняет портрет субъекта здоровья, а также определяет направленность мероприятий других модулей, в частности информационно-познавательного и психопрофилактического. Заполнение опросника также способствует формированию у личности осознанной самооценки степени адекватности отношения к здоровью на поведенческом уровне.

Процедура заполнения опросного листа может осуществляться двояко: до проведения организационного модуля и во время реализации комплекса организационных мероприятий, непо¬средственно перед круглым столом или деловой игрой. Преимущество первого варианта состоит в том, что это позволяет количественно обработать данные и использовать их в суммарном виде в ситуации проведения организационного модуля. В связи с этим небезынтересно проиллюстрировать результаты опроса, проведенного в одном образовательном учреждении.

22,7% опрошенных учителей в этой школе хотят отказаться от курения и пытаются ограничить себя в этом. Логично предположить, что люди, стремящиеся освободиться от никотиновой зависимости, нуждаются в помощи. Эту помощь им надо оказать незамедлительно, так как осознание необходимости отказа от курения и психологические трудности в реализации этой проблемы плохо влияют на психическое состояние человека. Эту работу надо проводить в рамках рекреационно-оздоровительных мероприятий и психокоррекции.

Другой пример. Проходят осмотр у гинеколога по крайней мере 1 раз в полгода лишь 9,1%, а осмотр молочных желез на отсутствие опухолевых признаков – 18,2% женщин-педагогов. И это при практически полной информированности опрошенных о необходимости профилактических осмотров.

Известно, что неучастие в регулярных медицинских обследованиях – один из факторов риска заболеваний, в частности раком груди.

К числу других факторов, как отмечают исследователи, относятся наследственность, курение или проживание вместе с курящим человеком, рождение первого ребенка после 30 лет, возраст старше 40 лет. Медицинское обследование снижает риск заболевания. Поэтому администрации школы надо найти форму стимулирования регулярных медицинских обследований.

Предлагаем размножить анкету «Стиль жизни» и провести в ваших педагогических коллективах подробное исследование.

Анкета

Дата заполнения_____

Охарактеризуйте, пожалуйста, некоторые стороны привычного для себя поведения (отметьте только те позиции, которые соответствуют Вашему стилю жизни.

 

Владислав Коган ;
Ирина Мещерякова