Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №3/2006

Школьный возраст

Роль дополнительного образования в выборе здорового образа жизни

Возможности творческих центров

Возможности дополнительного образования для формирования здорового образа жизни детей необычайно широки. Помимо центров детского творчества, а также специализированных учреждений дополнительного образования, которые прямо ориентированы на создание у детей и подростков привычек, полезных для здоровья (детско-юношеские спортивные школы, клубы физической подготовки, центры и станции юных туристов и краеведов и др.), сохранилась сеть и иных учреждений, работающих по здоровьесберегающим технологиям.

Речь может идти и об объединениях в стенах школы. Во многих регионах России в штаты общеобразовательных учреждений уже включены должности педагогов дополнительного образования. Взаимодействуя с ними, педагоги-предметники находят поддержку в проведении общеклассных мероприятий и в формировании ученического актива (туристского организатора из числа детей, посещающих объединение юных туристов и краеведов; сектор живой природы из числа ребят, которые занимаются в объединении юных экологов, и т.д.).

Огромным ресурсом для формирования здорового образа жизни являются также внеурочные занятия как одна из составляющих дополнительного образования детей.

При разработке технологий формирования здорового образа жизни в системе дополнительного образования мы исходили из того, что это – новое, непривычное и не совсем понятное дело, которым никогда специально педагоги не занимались. Пока не существует и системы их подготовки в данной области. Поэтому мы стремились к тому, чтобы каждый педагог мог вы¬брать из разработанных нами технологий те, которые ему подходят, отвечают его способно¬стям. В основе этих технологий – партнерство, сотворчество детей, педагогов и семьи.

Проанализировав существующие формы работы в системе дополнительного образования, мы предприняли попытку внедрить в них действенные стимулы, которые заставляли бы детей выбирать здоровый образ жизни.

Вот варианты этих подходов.

Первый – внедрение в работу детских объединений по интересам тем здоровья, здорового образа жизни, имеющих прямое отношение к тематике объединения.

Второй – включение в деятельность детских объединений тем образа жизни, прямо не связанных с этой деятельностью, но чрезвычайно актуальных в настоящее время (например, проблемы вредных привычек, нравственного здоровья и др.), а также тем здорового образа жизни, традиционно входивших в систему гигиенического воспитания. К ним относятся личная и общественная гигиена, гигиена умственного труда, питания, оздоровительное значение физкультуры и спорта, профилактика инфекционных заболеваний, травматизма и гигиенические аспекты полового воспитания.

Третий – общие акции в детском объединении или центре детского творчества на темы здорового образа жизни.

Проблемы здоровья актуальны для каждого человека – и для детей, и для педагогов. Каждый готов обсуждать их. Вопрос в том, как это делать. Это должен быть не монолог педагога устрашающего характера (если вы будете делать то-то или не делать того-то, то вам грозит…), а дискуссии, споры, игры (кто умеет, кто правильнее действует). Главное, к чему нужно стремиться, – чтобы по возможности это было общение с детьми на языке их чувств, чтобы обсуждение любой темы не было отвлеченным, но было обращено к практической жизни ребенка, его опыту.

Новые подходы

Обучение основам здорового образа жизни в рамках школьных предметов предполагает освоение каждым ребенком некоего оптимального, стандартного объема знаний и навыков. Недостатком предметного обучения здоровью является абстрагированность, отстраненность знаний от реальной жизни ребенка, его опыта и позиции по отношению к выбору стиля жизни.

Вот почему важно искать другие подходы, которые не только заставляли бы ребенка выбирать стиль поведения, способствующий здоровью, но и побуждали бы его действовать. Такие уникальные возможности предоставляет система дополнительного образования, позволяющая через неформальное общение с детьми, развитие их творческого потенциала решать многие воспитательные задачи, в том числе и задачи формирования здорового образа жизни.

Новизна предлагаемых нами подходов за¬ключается в том, что впервые формирование здорового образа жизни рассматривается как важнейшая цель и составляющая дополнительного образования, реализация которых возможна и в контексте существующих вариантов неформальной, творческой деятельности детей, и как самостоятельное направление их творчества. Само детское творчество выступает главным инструментом этого процесса. Важнейшую роль в этом должен играть выявленный нами детский потенциал обучения здоровью. Сотворчество, совместное познание, взаимовоспитание, взаимообучение, партнерство детей разных возрастов, семьи и педагогов – основные принципы, на которых должна основываться реализация этого потенциала. Все это должно формировать у ребенка способность к самооценке, самоанализу своего стиля жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своего окружения, умение применять знания о здоровье в практической жизни и стремление расширять эти знания, а также стимулировать детские инициативы, направленные на укрепление здоровья.

Разработанные нами формы реализации детского потенциала отражают потребности и ожидания современных детей и особенности подростковой субкультуры. Они позволяют решать не только образовательные и воспитательные, но и коррекционные задачи.

Через совместное творчество детей, родителей и прародителей лежит путь к восстановлению во многом утраченных связей между поколениями, в том числе традиций, помогающих сохранению здоровья.

Все это требует обновления содержания дополнительного образования, разработки форм и методов, которые были бы адекватны новым задачам.

В школьном среднем образовании учащиеся узнают «понемногу о многом», в добровольных объединениях по интересам они постигают то или иное явление глубоко и подробно, то есть узнают «все о немногом». В этом и заключается сущность дополнительного образования, ибо оно представляет собой гармоничное единство познания, творчества и общения детей и взрослых, в основе которого лежат любознательность, свободный поиск пути к мастерству и постижению смысла жизни.

Именно в этих учреждениях имеются все возможности для обучения детей и подростков с учетом способностей, запросов и интересов конкретного ребенка.

Качества личности, ее развитие во многом зависят не только от того, что изучается, но и от того, как изучается.

Особое внимание педагогу нужно обратить на формирование у детей взаимоотношений с социальной средой, а также элементов творческой деятельности, которые помогут им быстрее приспособиться и выжить в сложившихся условиях, сохранив и укрепив свое здоровье, а также сделать более здоровым свое окружение.

Реализация предложенной нами концепции предполагает как минимум два направления в обновлении содержания дополнительного образования. Во-первых, это – встраивание в него тем, которые раньше входили в систему так называемого гигиенического воспитания (это – оздоравливающее значение физкультуры и спорта, личной и общественной гигиены, закаливания, гигиены умственного труда, питания, профилактики инфекционных болезней, полового воспитания, профилактики травматизма). Во-вторых, включение наиболее острых, актуальных проблем образа жизни сегодняшнего дня (проблемы курения, токсикоманий, девиантного поведения и др.).

При этом дополнительное образование не долж¬но дублировать предметное обучение в области здоровья. Это – качественно другой уровень: освоение знаний и навыков через практический опыт ребенка, через творчество и создание стимулов к расширению этих знаний. Содержание образования должно предусматривать и формирование мотивации к выбору здорового образа жизни, стимулы к изменению стиля жизни на более благоприятный для здоровья, а также практические шаги в этом направлении.

Клубные формы

Клуб – очень привлекательная для детей и предложенная ими на Первой московской дет¬ской конференции «Мы выбираем здоровье» форма сотрудничества в движении к здоровому образу жизни.

Основа клуба – добровольное объединение его членов. Но если ты вступаешь в клуб, то должен разделять его идеи, принимать его цели и участвовать в их реализации. В то же время это дает возможность воплотить собственные идеи и потребности каждому его члену через сотрудничество и творчество.

Эта форма позволяет подобрать множество «ключей» к формированию здорового образа жизни и одновременно решать широкие воспитательные задачи.

В организации коллективных творческих дел, в том числе клуба, следует предусмотреть шесть стадий.

Первая – предварительная работа взрослых – классного руководителя и других членов «взрослого» школьного сообщества, которых можно привлечь; родителей и прародителей (бабушек и дедушек), медперсонала, учителей-предметников... Она включает обсуждение практических способов реализации той или иной идеи, которая могла бы объединить детей.

Вторая – планирование. Это – дело самих детей: они должны предложить и обосновать свои способы и варианты решения поставленных задач после активного их обсуждения в группах. Завершить эту работу должен выбор совета (команды, комиссии).

Третья – коллективная подготовка дела. Должен быть составлен детальный план подготовки и организовано его выполнение с включением по возможности большего числа детей. Здесь могут быть использованы и такие подходы, как оказание особого доверия («Только ты можешь это сделать»), что помогает увлечь детей, в том числе «трудных».

Четвертая – подведение итогов подготовки, где дети могут поделиться накопленным опытом. При этом возможны отступления от первоначальных замыслов из-за непредвиденных обстоятельств – это не страшно. Педагогу принадлежит неявная направляющая роль, поддерживающая, стимулирующая к дальнейшей работе.

Пятая – общее подведение итогов с участием всего коллектива, где анализируются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения мероприятия. Главное – чтобы в этом приняли участие как можно больше детей, чтобы они приобщались к выработке общественного мнения, к созданию добрых традиций.

Шестая – ближайшие последствия коллективного дела. Сразу же после подведения итогов нужно взяться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе, определить новые задачи и способы их решения.

При организации любого клуба (и клуба здорового образа жизни в том числе) в классе, школе или в центре детского творчества нужно исходить из того, что основа его деятельности – творчество. Без свободы оно затухает. Поэтому задача педагога заключается в том, чтобы работать с детьми как с партнерами, не навязывая собственную позицию, предоставляя им возможность выдвигать свои идеи и их воплощать. Нужно постараться найти баланс между тем, когда обучать и когда следовать за детьми, между тем, чтобы дать слишком мало или слишком много, когда нужно поддерживать, а когда – советовать.

При организации любого детского клуба здорового образа жизни с привлечением взрослых (родителей, бабушек и дедушек) нужно обязательно объяснить им выгодность сотрудничества с детьми, которое непременно окажет оздоравливающее воздействие на них самих.

Очень важно, чтобы в работе каждого клуба непременно участвовали неформальные школьные лидеры – и «созидатели», и «разрушители». Совместная работа, общее интересное, увлекательное дело помогут направить энергию последних в созидательное русло.

 

Людмила Баль ;
Сергей Барканов