Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №3/2006

Образ жизни

Одеяла и подушки ждут ребят…

Ученик на уроке неорганизован и вял, не способен сосредоточиться, доходчивое и ясное, казалось бы, объяснение учителя наталкивается на его отсутствующий взгляд и с трудом подавляемую зевоту… Его ответ у доски невыразителен и бледен, словно он затрудняется припомнить выученный, по его словам, материал, и даже необходимые слова подыскивает не сразу… Письменная работа пестрит нелепыми ошибками… Плюс к тому преобладает подавленное настроение (которое «теоретически подкованные» взрослые уже спешат диагностировать как депрессию), самооценка неустойчива и преимущественно занижена…

Знакомая картина, не правда ли? В ней многие легко узнают портрет типичного слабого ученика, страдающего от недостаточной произвольности поведения и к тому же, весьма вероятно, обделенного умственными способностями. Направленный на консультацию к школьному психологу, он в большинстве случаев подтверждает справедливые опасения – результаты диагностических тестов свидетельствуют об эмоциональной нестабильности и интеллектуальном отставании. И у психолога, пожалуй, уже готов удручающий «диагноз», переполненный пугающими терминами – от недостаточной сформированности когнитивных процессов и вплоть до синдрома дефицита внимания.

Впрочем, не будем торопиться с приговором. Ситуация явно неблагополучная, что и говорить, но стоит ли искать ей громоздкое и сложное объяснение, если зачастую достаточно простого? Ведь в большинстве случаев все означенные симптомы свидетельствуют лишь о том, что ученик… просто-напросто недосыпает! Причем далеко не всегда школьные нагрузки, якобы чрезмерные, тому виной.

До недавнего времени проблема детского сна не привлекала большого внимания ученых (за исключением, пожалуй, нарушений сна невротического характера). Гораздо большую озабоченность вызывала проблема недосыпания у взрослых, связанная с чрезмерной погруженностью в работу, так называемым трудоголизмом. Особую тревогу вызывала настоящая эпидемия синдрома хронической усталости, вызванная, в частности, недопустимым сокращением времени сна. Что же касается детей, то для них давно были установлены возрастные нормы сна, и негласно считалось, что придерживаться их ничто не мешает. Однако с недавних пор ученые с беспокойством отмечают, что настораживающие проявления синдрома хронической усталости все чаще встречаются уже в школьном возрасте (причем даже в младшем). Проще всего было бы объяснить это явление школьной перегрузкой, и ангажированные публицисты давно бьют в набат по этому поводу. Но это подкупающее своей простотой объяснение у людей здравомыслящих невольно вызывает сомнение.

Во-первых, справедливое для отдельных гимназий и лицеев, оно кажется сильно преувеличенным для обычных массовых школ (в которых учится подавляющее большинство детей), где учебные нагрузки вовсе не требуют от школьников исключительной самоотдачи. К тому же немалое число детей к такой самоотдаче и не склонны – они рефлекторно противятся любым попыткам их «перегрузить», словно включая какой-то внутренний предохранитель. Переутомление от учебных занятий иногда возникает у детей, сильно мотивированных на учебные до¬стижения, но много ли таких вы, положа руку на сердце, можете назвать?

Во-вторых, симптомы хронической усталости наблюдаются не только в российской школе, но даже в американской, где им, казалось бы, взяться совершенно неоткуда, – учебный год там на месяц короче, чем у нас, домашние задания в большинстве школ задавать не принято, а программа облегчена настолько, что выпускники зачастую не имеют представления не только о логарифмах, но даже о дробях (необходимый для аттестата балл вполне набирается зачетами по физкультуре, домоводству и т.п.).

Тем не менее бросается в глаза, что недосыпание школьников в последние годы стало явлением повсеместным – оно распространилось по всему миру, от Исландии до Австралии. Так, например, согласно одному из исследований, проведенных среди 594 учащихся сеульских школ (Южная Корея), 64% опрошенных школьников спят в среднем менее 5 часов в сутки. На почве хронического недосыпания у них появляются различные расстройства. Почти 79% опрошенных страдают дневной сонливостью, половина – жалуются на снижение способности к концентрации, треть стали из-за постоянного недосыпания более раздражительными.

А исследователи из университета штата Массачусетс опросили свыше двух тысяч школьников о продолжительности их сна и сопоставили полученные данные с показателями школьной успеваемости. Участники исследования также заполнили опросники, позволяющие выявить уровень их самооценки и склонность к депрессии. В результате была установлена четкая закономерность – чем короче продолжительность сна, тем ниже самооценка и успеваемость. Кроме того, выявилась тенденция к уменьшению времени сна по мере перехода в каждый следующий класс, причем это уменьшение сопровождалось снижением самооценки и распространением депрессивных симптомов (в частности, отмечено, что для девочек эта тенденция более выражена).

Небезынтересно, что практически повсеместно отмечается еще одна тенденция – увеличение продолжительности сна в выходные как минимум на полчаса. Ученые полагают, что это явление отражает не столько недостаток дисциплины, сколько потребность восполнить недостаток сна, накопившийся за неделю.

А чем же, если не школьной перегрузкой, он может быть вызван? Свое объяснение предлагают психологи из Оксфордского университета. В ходе проведенного ими опроса свыше тысячи семей выяснилось, что, по мнению 20% родителей, дети спят на 2–5 часов меньше, чем родители в их возрасте. Психолог Л.Виггс считает, что эти дети принадлежат к первому поколению, у которого есть множество разных занятий в качестве альтернативы ночному сну. Большинство английских детей в наши дни имеют отдельные комнаты, а в них – телевизоры и компьютеры, подключенные к глобальной Сети. Мобильные телефоны имеются почти у всех подростков и у многих учеников начальных классов. Эти «чудеса прогресса» и оказываются главными «похитителями сна». Поздние телепрограммы, компьютерные игры и сетевое общение, обмен текстовыми сообщениями по мобильным телефонам оттягивают время отхода ко сну далеко за полночь. В постель ребенок может укладываться сразу от телеэкрана или монитора, не выпуская из рук мобильника, а это выливается в проблемы с засыпанием – пока уляжется возбуждение, проходит минут сорок, тогда как в обычных условиях на засыпание требуется четверть часа, а то и меньше.

Доктор Виггс в этой связи справедливо полагает, что родителям следует заботиться о рациональном режиме сна своих детей не на словах, а на деле – уделять хотя бы минут пятнадцать перед отходом ко сну дружественному необременительному общению, позволяющему ребенку успокоиться. Важно также каждый вечер ложиться в одно и то же время.

Так или иначе стремление ребенка лишний часок поваляться в постели в выходной должно насторожить. И дело тут, разумеется, не в том, чтобы в воскресенье будить его ни свет ни заря по школьному расписанию. Просто это повод задуматься, отчего нарушается режим сна, и позаботиться о его соблюдении прежде всего в будни. А тогда, возможно, меньше станет поводов для недовольства поведением ребенка и его успеваемостью.

 

Сергей Степанов