Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №5/2006

Пульс событий

Под прицелом – дети и подростки

Когда табачные компании продают сигареты, они фактически продают две вещи – никотиновый продукт и имидж, олицетворяющий определенный стиль жизни и связанное с ним процветание.

Мало кто из подростков начинает курить из-за тех ощущений, которые дают сигареты, – эти ощущения не из приятных. Детей и подростков привлекает потребность соответствовать определенному образу, некоему модному стандарту. Удовлетворения именно этой потребности добивается реклама.

«Если дизайном сигарет занимается талантливый человек, он сделает их мужественными в руках мужчин и женственными в руках женщин. В кругу утонченных людей сигарета будет выглядеть утонченно, в грубоватой обстановке она будет выглядеть грубовато. Для молодежи она будет символом нонконформизма, для пожилых людей – символом спокойствия... другом, союзником, если необходимо действовать, и ненавязчивым компаньоном, если надо спокойно подумать» (из доклада компании Imperial Tobacco Souza Cruz, действующей в Бразилии).

Реклама может по-разному побуждать к потреблению табака. Она может стимулировать некурящих начать курить раньше, чем это могло бы случиться без влияния рекламы. Она может заставить бросивших закурить снова. Она может способствовать тому, что человек будет увеличивать количество ежедневно выкуриваемых сигарет. Она может заставить человека купить новый продукт, вместо того чтобы совсем бросить курение.

Исследования показали, что серьезные усилия научиться курить предпринимаются детьми в большинстве случаев в 12–13 лет. Первые эксперименты в форме игры, особенно среди детей курящих родителей, могут начинаться уже в пятилетнем возрасте.

Легкие сигареты ускоряют процесс привыкания к курению. В эту ловушку обычно попадают девушки 13–19 лет.

Легкие сигареты – это все равно что «легкий» цианистый калий или «легкий» мышьяк. Невозможно обеспечить сочетание мягкости и получение привычной дозы никотина.

Табачные компании с помощью различных рекламных трюков показывают потребителям, что легкие сигареты безопасны или менее опасны для здоровья. Человеку внушают, что курение легких сигарет – это лишь промежуточный шаг на пути к полному отказу от курения. На самом деле это способ не столько остановить желающих бросить курить, сколько приобрести новых потребителей.

 

Людмила Баль