Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №5/2006

Нам пишут

Наш опыт: танцующая гимназия

В 2000 году мы провели детальный анализ состояния здоровья наших учащихся и пришли к выводу, что заболеваемость детей увеличилась.

Наиболее часто встречались: миопия, нарушение осанки и сколиоз, заболевания желудочно-кишечного тракта. Эти заболевания вызваны большой умственной нагрузкой и снижением двигательной активности.

При обсуждении проблемы оздоровления детей родился проект «Здоровье и здоровый образ жизни».

Концепция академика В.П. Петленко определяет здоровье следующим образом: «Это – состояние равновесия (баланса) между адаптационными возможностями организма (потенциала здоровья) и условиями среды, постоянно изменяющимися».

Деятельность по реализации проекта свелась к ряду направлений. Так, создание оптимальных санитарно-гигиенических условий в гимназии предполагало соблюдение теплового режима, поддержание чистоты в классах и коридорах, организацию санконтроля за состоянием воды и качеством пищи, организацию здорового, витаминизированного питания, осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний, формирование правильной осанки и контроль за ней со стороны учителей-предметников, правильное размещение учащихся при посадке, контроль за объемом домашних заданий.

Изменение отношения учителей к урокам физкультуры, хореографии, ритмики, методы оздоровления детей с помощью уроков ОБЖ, факультативов и классных часов предполагали увеличение объема физической нагрузки за счет повышения плотности, моторности, динамичности уроков. Активно включалась и использовалась идея состязательности, свойственная детям школьного возраста, увеличивалось время на уроке, отводимое на закаливание и улучшение осанки. У школьников формировались поведенческие навыки здорового образа жизни, проводились книжные выставки, обзоры, классные часы.

Для реализации проекта потребовалось также повысить психолого-педагогическую компетентность учителей по вопросам саморегуляции и способам укрепления здоровья, наладить связь с медицинскими учреждениями, постоянно работать над сохранением психологического здоровья учащихся и педколлектива, развивать спортивно-массовую и оздоровительную работу.

Теперь в учебный план гимназии хореография включена как обязательный предмет. Занятия хореографией сочетают в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, эстетического, художественного и общекультурного развития. Танец восстанавливает жизненную энергию ребенка и его самоощущение как личности. Занятия хореографией есть в 1–4-х классах (это профильный предмет, класс делится на 2 группы). Дальнейшие учебные занятия по хореографии проводятся за счет часов внеклассной работы (студийная работа). Уроки хореографии ведут два учителя – руководитель и концертмейстер.

Мы познакомили со своей работой учителей города и области, наш опыт востребован, нас поддерживают родители и общественность.

 

А. Ходырев