Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №5/2006

Технология

Школьный кодекс

Как сделать, чтобы каждый ученик и каждый учитель чувствовали себя комфортно? Чтобы учитель шел в класс с желанием дать детям знания, а для детей встреча с учителями была радостной?

Мы решили посмотреть на себя, учителей, глазами детей. Пригласили психолога из пединститута, он провел анкетирование учеников и учителей, и мы увидели, что дети не принимают учителей потому, что:

  • многие учителя ошибаются в оценке знаний учащихся;
  • в школе не разработаны единые требования к оценке знаний;
  • не все педагоги тактичны в общении с детьми;
  • у школы и семьи нет точек соприкосновения в воспитании детей.

Эти выводы очень корректно и педагогически грамотно, тактично были высказаны кандидатом педагогических наук психологом Э.И. Белановой. Замечания были и в адрес учителей и администрации. И тогда мы разработали правила внутреннего трудового распорядка в школе, кодекс члена коллектива Сторожевской средней школы.

Потом была создана детская организация «Школьная страна» с президентским советом.

Мы решили: в здоровом коллективе взаимоотношения между членами складываются на доверии, на взаимопонимании, а значит, меньше нервозности, резко сокращается заболеваемость среди учащихся, работников школы.

В этом учебном году назрела необходимость вернуться к вопросу об объективности в оценке знаний учащихся. Решили провести педсовет «Обучение. Оценка. Отметка». Выступления педагогов были очень эмоциональны, каждый представлял свой опыт работы. В ходе педсовета были даны некоторые рекомендации учителям, педагогам дополнительного образования.

  1. Не выделять «любимчиков».
  2. Избегать «двойной» морали (что позволено учителю, не позволено ученику).
  3. Удерживаться от излишних замечаний во время урока.
  4. Избегать угроз, особенно классу.
  5. Не напоминать о прошлом, о плохом, сделанном вчера.
  6. По возможности при разрешении конфликтов не прибегать к помощи других лиц (гнать ученика к директору – капитуляция перед учеником).
  7. Избегать эмоциональных срывов (крик – последнее средство).
  8. Побуждать ученика анализировать свое поведение, чтобы он понял, как его можно исправить.
  9. Не бояться признавать собственные ошибки.
  10. К концу школы отношения между учителем и учеником должны складываться так, чтобы выпускник не делал ничего такого, чего бы не сделали вы.

Мы вышли на новую шкалу оценивания знаний и умений учащихся.

Провели конкурс «Мое имя – учитель» в номинациях: «Учитель – исследователь», «Традиции и новаторство», «Вдохновение и педагогический артистизм», «Сердце отдаю детям», «Свобода и демократические ценности».

С 1-го по 4-й класс ввели уроки здоровья по программе, предложенной М.Н. Лазаревым, этот предмет ведет преподаватель ОБЖ, продолжает данный курс в рамках ОБЖ с 5-го по 11-й класс. В течение учебного года весь коллектив готовится к Дню здоровья, который отмечается в мае, когда полученные знания придется показать на практике с выходом на природу.

В 10–11-х классах ведем совместно с работниками здравоохранения курс «Этика и психология семейной жизни». Этот курс мы считаем очень нужным. Классные руководители ведут индивидуальную работу с учащимися, на классные часы приглашают врачей. Большое внимание уделяем информации о том, какой вред наносят здоровью курение, употребление алкоголя, токсических и наркотических веществ. Результат, конечно, заметен не сразу, но все же среди наших ребят токсикоманов и наркоманов нет.

Здоровье и экология неразделимы. Коллектив работает над проблемой «Экологическое образование и воспитание». Проводили педсоветы с приглашением президентского совета детской организации «Школьная страна», родительские собрания. Работает круглогодичное школьное лесничество. На заседаниях с учащимися занимаются и учителя, и работники Сторожевского лесхоза, и специалисты районного общества по охране природы. Проводятся конкурсы, слеты, смотры как в школе, так и в районе. Наши ребята занимают призовые места. Так, ученица 4-го класса Юля Тарасевич стала победителем в районном конкурсе рисунков «Природа глазами детей», награждена дипломом и денежной премией.

В течение учебного года ведется активная подготовка к неделе по экологии. Начинается неделя с общешкольной линейки, где объявляется план проведения недели. В последние годы мы обращаем внимание на практическую направленность всех меропрятий. В этом году предложили следующую программу: в конце марта определить уровень гигиенического состояния учебных кабинетов, мебели, учеников. В столовой установить санитарный пост. В дальнейшем все гигиенические требования к учащимся контролировать.

В июне во время учебной практики по биологии и географии учащиеся описали все природные комплексы в местах остановок на учебной экологической тропе, провели азимутальные съемки маршрута.

Нам казалось, что в нашей школе созданы все условия, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. Но все-таки и у нас дети жалуются на отсутствие аппетита, расстройство пищеварения, головные боли, утомляемость.

Наши учителя вполне согласны с доктором К.Ф. Шнелем, который писал: «Но вот начинается учение, дитя отправляют в школу, а здесь первая заповедь – сидеть смирно и не шевелиться. Учение и сидение поглощают столько времени, что о движении почти и думать некогда. Исчезает румянец щек и округлость форм; мышцы делаются слабее, тело худеет и много, очень много детей с поступлением в школу навсегда расстаются со своим здоровьем». Поэтому мы начали внедрять в школе технологию доктора медицинских наук, профессора В.Ф. Базарного «Методология и методика развития раскрепощенной личности». Очень нам помогли родители. Мебель, оборудование – все сделано руками родителей и учителей. За годы работы в данном режиме учителя не раз выезжали на семинары в другие школы России, делились опытом работы с другими учителями, два раза В.Ф. Базарный проводил республиканский семинар на базе нашей школы. Работать по этой технологии учителям непросто, однако они понимают: ребята стали меньше болеть, активны на уроках, нет проблемы с дисциплиной, не стало «трудных» детей. Два раза в год мы организуем детскую оздоровительную площадку для учащихся 1–4-х классов, проводим совместную работу с врачами больницы. На базе сельхозкооператива создали летний лагерь труда и отдыха с двухразовым питанием.

Мы пришли к выводу, что для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения необходимы:

  • благоприятный психологический климат в семье;
  • доброжелательная обстановка в школе;
  • экологически комфортная окружающая среда;
  • оптимальный двигательный режим;
  • закаливание;
  • сбалансированное питание;
  • здоровый образ жизни.

Все в школе понимают, что от здоровья детей зависит успешность их обучения.

Статья 1

В нашей школе разрешено то, что не угрожает жизни людей, не ущемляет ничьих прав, чести и достоинства. Использование прав и свобод не должно наносить ущерб интересам школы и членов коллектива.

Статья 2

Настоящий кодекс провозглашает неприкосновенность личности, защиту уставом школы ее чести и достоинства.

Ни один человек не должен оставаться ненаказанным, если он нарушит эти положения в соответствии с новым российским Законом «Об образовании».

Статья 3

Каждый имеет право на свободу убеждений, на свободное их высказывание. В школе провозглашается свобода слова, печати, совести, свобода мирных собраний, но никого нельзя принуждать вступать в какую-либо общественную организацию.

Статья 4

Успехи и неудачи в работе или в учебе не должны влиять на уровень прав, свобод и ответственности члена коллектива школы.

Статья 5

Каждый имеет право принимать участие в управлении школой непосредственно или через свободно избираемых представителей. Воля школьного коллектива должна быть основой власти школы, эта воля должна проявлять себя в периодических выборах, проводимых при всеобщем и равном избирательном праве путем свободного, всеобщего и тайного голосования.

Статья 6

Учеба в школе должна быть направлена на развитие личности и уважения к правам человека и основным свободам.

Родители имеют право выбора уровня образования в соответствии с российским Законом «Об образовании».

Статья 7

В школе утверждается принцип «От каждого по способностям, каждому по качеству и количеству труда».

Статья 8

Никто не должен подвергаться физическому воздействию или унижению достоинства. Никто не может быть судьей другому. В случае унижения достоинства и чести любая сторона имеет право обратиться за защитой к администрации, совету школы в письменной или устной форме.

Статья 9

Каждый имеет право на защиту чести и достоинства, моральных и материальных интересов. Каждый имеет право на такой порядок, при котором права и свободы могут быть полностью осуществлены.

Статья 10

Каждый член коллектива имеет обязанности перед школьным коллективом. Участие в школьном самоуправлении – долг каждого. Только при этом условии возможна демократизация школьной жизни.

 

А. Захаренко