Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №5/2006

Технология

«Устаю, если не понимаю»

Проблема перегрузки гимназистов не сходит со страниц печати.
Делать учебный процесс более интенсивным, увеличивать объем знаний, который школа предлагает детям, и не учитывать возможности детского организма нельзя. Поэтому в нашей гимназии мы решили экспериментально определить, какие виды учебной деятельности вызывают у детей наибольшее утомление

Мнения детей

Мы предложили старшеклассникам нашей гимназии ответить на четыре вопроса.

1. Какие типы уроков вы считаете наиболее эффективными?

Оказалось, что эффективными были прежде всего уроки, в процессе которых гимназисты должны были сами «дойти до истины» (найти способ решения задачи, проанализировать текст, сделать вывод…). Гимназисты отвечали, что знания на таких уроках «лучше усваиваются», чем на тех, где они должны понять что-либо из объяснений учителя. Интересными и эффективными назывались уроки-семинары, уроки-конференции, уроки-турниры, так как на них можно поспорить, «отстаивать свою точку зрения», самим доходить до сути проблемы. Многие респонденты указывали, что эффективными являются уроки, которые «побуждают интерес к самостоятельному поиску знания». Одной из таких «побуждающих» форм гимназисты называли составление комментариев к тексту и написание эссе – работы, которые расширяют рамки предмета, углубляют знания, учат лаконично выражать свою мысль.

Ряд гимназистов вспомнили брейн-ринг по истории математики. Практически все отметили интегрированные уроки. (Они называли их «междисциплинарными».) «Эффективны они потому, что одну и ту же проблему освещают в разных аспектах». Справедливости ради отметим, что некоторым учащимся оказался удобен традиционный тип урока, он наиболее предсказуем и, по их мнению, способствует лучшему запоминанию темы.

2. От чего вы больше устаете на занятиях?

Неожиданным для нас был тот факт, что учащиеся поделили усталость на «плохую» и «хорошую». К «хорошей» отнесли, например, усталость во время семинаров, конференций («так как я принимаю участие в диалогах, дискуссиях, здесь требуется мое непосредственное участие»); на физкультуре («чувствую физическую усталость, иногда даже мышечную боль, но зато потом легкость: летаю, как птица»); на уроках иностранного языка («так как требуются сосредоточенность, активизация слуха, памяти, активность»).

К «плохой» усталости отнесли ту, которая возникает, когда приходится слушать и успевать записывать («надо все подробно записывать, а потом дома целый день разбираться, чтобы понять»). Утомляет учащихся пассивное восприятие материала («устаю на больших лекциях», «устаю там, где перестаю понимать, но стараюсь точно записывать формулировки», «очень утомляюсь от монолога лектора, особенно если он не создает атмосферы общения»). Одна гимназистка написала, что очень устает, если материал ей не интересен. А вот типичные формулировки ответов: «устаю, если не понимаю», «очень устаю, если на уроке дается большой объем информации», «устаю на контрольных от напряжения и ответственности».

3. Типы уроков, на которых вам приятно и интересно работать.

Учащиеся выделили несколько типов уроков.

Во-первых, психологически комфортные, когда учитель создает атмосферу поддержки и одобрения («на истории чувствую себя свободной; могу говорить не стесняясь; на литературе никогда не бывает скучно»).

Во-вторых, уроки, на которых можно проявить интеллект («работать, не замечая времени», «интересные, но сложные уроки истории и литературы, так как на них так много возможностей для исследования», «уроки математики, так как можно всегда найти рациональный способ решения задач», «уроки экономики, так как на них можно проявить свои знания и эрудицию»).

4. Какие темы за прошлые годы и по каким предметам вам особенно запомнились и почему?

Анализ ответов гимназистов выявил, что в памяти гимназистов сохранились темы, которые требовали длительной отработки навыков («правописание н и нн в наречиях и причастиях», «решение текстовых задач, решение квадратных уравнений и неравенств»). Один ученик отметил, что запомнил тему, которую «учил всю ночь», и ту, когда «использовал каждую свободную минуту, чтобы повторить».

Запомнились и темы, которые сопровождались яркими иллюстрированными материалами (18 из 25 человек помнят урок по МХК «Живопись России XIX века – яркие картины жизни художников-передвижников», 16 из 25 учащихся отметили уроки биологии, на которых «использовалось учебное телевидение»).

Запомнились учащимся также уроки, которые пробуждали интерес («урок-конференция «Вода в жизни человека», потому что я по-другому стал относиться к проблемам экологии», «урок литературы по произведению В.Быкова «Обелиск», так как там подняты нравственные проблемы выбора для человека, находящегося в экстремальных ситуациях») и др.

В памяти учащихся остались уроки, которые требовали их личного участия, самостоятельного творчества и активности («конференция по итогам практики в банках, так как я много трудился над своим проектом, вложил в него душу», «конференция по подведению итогов научно-исследовательской деятельности гимназистов, я очень волновался, потому что это итог моей работы за год», «запомнился урок литературы по творчеству Тютчева, потому что он был проведен в форме литературной гостиной, а я был ведущим»).

Действия учителей

Анализ ответов гимназистов показывает, что снять перегрузки нельзя, только уменьшив количество часов аудиторной работы, или только изменив расписание, или только поменяв форму учебной деятельности, – это сложная, многофакторная проблема.

В нашей работе мы учитываем все аспекты, влияющие на перегрузку учащихся. Мы разработали систему мер по ее ограничению. И результаты эксперимента убедили нас в том, что здоровье наших учащихся теперь не ухудшается.

Факторы, которые надо учитывать

I. Новые приоритеты в целях образования

Современный этап развития цивилизации выдвинул новые приоритеты. На первое место выдвинулись умения самостоятельно искать, передавать информацию, планировать и проектировать свою деятельность, реализовывать свои планы.

Формирование этих интеллектуальных умений позволило повысить эффективность учебного процесса в целом и открыло возможности для разгрузки гимназистов. Например, с первых лет обучения ребята занимаются творческой научно-исследовательской деятельностью. Этой же цели служит содержание многих предметов, особенно экономики, преподавание которой ведется непрерывно с 1-го по 11-й класс.

II. Содержание образования по областям и предметам, новые технологии обучения

Постоянное обновление знаний, потребности реальной жизни привели к тому, что объем информации по каждому предмету растет, в школьной программе появляются новые предметы. Радикально противостоять безудержному росту содержания образования в школе невозможно, если коренным образом не изменить подход к отбору содержания и технологиям его преподавания, тем самым снизить перегрузку учащихся.

Учитывая медицинские рекомендации по снижению перегрузки учащихся и анализ ответов гимназистов о причинах нагрузки, мы в нашем эксперименте пошли по следующему пути. Кафедры гимназии провели анализ предметного содержания образования и выявили множество дублирующих тем, в которых изучаются одни и те же понятия, явления, законы только, в разных учебных предметах и под разным углом зрения.

Например:

  • различные ресурсы (экономика, география, химия, биология, физика, история, ОБЖ);
  • химическая промышленность (химия, география, экономика, история);
  • скалярное произведение векторов (математика, физика);
  • творческое наследие Шекспира (английский язык, литература, история, русский язык, МХК);
  • нации и народности (история, обществознание, МХК, литература, иностранные языки, география).

Важно заметить, что эти темы изучаются в разных классах, причем, изучив одну из них, например, в 6-м на одном предмете, возвращаются к ней на другом предмете в 9-м классе. Программа 9-го класса не предусматривает повторения темы, изученной в 6-м классе. Считается, что учащиеся должны помнить этот материал в полном объеме. Но они не помнят, не понимают новую тему 9-го класса – и от этого ощущают усталость и перегрузку. Разбор новой темы переносится на самостоятельную работу дома. Если этот порочный круг не разомкнуть, то накопившиеся усталость и перегрузка приведут к потере мотивации к учению и сведут к нулю качество образования.

В процессе нашего исследования мы разработали систему «шитых» задач (термин В.Г. Болтянского), целью которых является повторение темы, изученной в 6-м классе на новом, более высоком уровне. Это позволяет эффективно изучать новый материал в 9-м классе без особого напряжения памяти, а главное, учащийся расходует свои интеллектуальные ресурсы на изучение нового материала. Эффективность такого подхода очевидна.

Необходимо заметить, что время на повторение можно взять из резервного, которое выделяется на каждый предмет (4–6 часов в каждом классе по каждому предмету).

В ходе эксперимента по преодолению перегрузок мы смоделировали разные блоки повторения, которые успешно реализуются в учебном процессе гимназии. Мы также проводим значительное количество интегрированных уроков, конференций, семинаров, которые, как показал эксперимент, очень интересны учащимся. Они побуждают детей к учению, что также положительно сказывается на снижении перегрузки.

Мы считаем, что интеграция содержания образования может способствовать снижению перегрузок. Правильно выбранные технологии ведут к снижению утомляемости и повышают эффективность учебного процесса в целом.

III. Классное время и домашние задания

Московский региональный базисный учебный план ограничивает нагрузку гимназистов 10–11-х классов 38 часами в неделю. Кроме того, для гимназий обязательна 6-дневная учебная неделя.

Мы стараемся все профильные предметы, такие, как деловой русский язык, деловой английский язык, математика для экономистов, а также профильные элективные курсы проводить после 40-минутного перерыва для полноценного обеда и отдыха.

Обычно перегрузка учащихся в процессе выполнения домашних заданий не волнует педагогов. В нашей гимназии мы разработали рекомендации для учителей и учащихся по сокращению времени на выполнение домашних заданий. Одна из простейших рекомендаций – фиксация учителем в классном журнале, а учеником – в дневнике времени, достаточного с их точки зрения для выполнения домашнего задания. Оказалось, что ученикам по таким предметам, как физика, математика и литература, требуется в среднем на 20–30 минут больше, чем определено учителем. Проанализировав эти результаты, мы скорректировали объем домашних заданий.

Кроме того, мы определили и ограничили время на выполнение обязательных домашних заданий. Например, классное время – 38 часов в неделю – для учащихся 10–11-х классов значит: домашняя работа должна занимать 19 часов в неделю, по 3,5 часа в день.

Выполнение этих рекомендаций учит детей управлять временем и снижает перегрузки.

Грамотно выбранные технологии позволяют, не снижая эффективности образовательного процесса, создавать условия для сохранения здоровья гимназистов.

 

Н. Новожилова ;
М. Фирсова