Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №5/2006

Вне урока

Волонтерская работа

Масштабы и темпы распространения наркомании, токсикомании и алкоголизма в России принимают характер национального бедствия. Старые формы профилактической работы (беседы учителей, лекции врачей) исчерпали себя и стали неэффективными в работе с молодежью. Свою жизнеспособность и плодотворность доказала идея пропаганды здорового образа жизни и ведения профилактической работы силами самих детей, подростков и молодежи как добровольных участников

В 1999 г. в Глазовском филиале центра «Психолог Плюс» (Удмуртия) на базе республиканской программы «Подари себе жизнь» была разработана подпрограмма по пропаганде здорового образа жизни и профилактике всех видов наркозависимости «Надежда», которая реализуется и в настоящее время. Создание городской общественной организации «Молодежное объединение «Окно в будущее» ставило перед собой следующие цели: информационная подготовка в области всех видов физической и психологической зависимости, обучение методам работы с аудиторией, методам самосовершенствования, саморегуляции и самоконтроля, поддержание физического и психического здоровья.

С мая 2000 г. ребята приступили к активной самостоятельной работе, основными формами которой стали беседы, дискуссии, лекции, викторины и другие виды деятельности. Идея нашла отклик среди учащихся школ и учебных заведений города. В нескольких школах города созданы волонтерские отряды. Опыт волонтерской работы за 1999–2000 гг. позволил сделать вывод о необходимости поиска и введения новых форм и методов пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ) и профилактики наркозависимости. Были разработаны новые методики, включившие в себя деловые и ролевые игры, сценарии театрализованных представлений, планы тренинговых занятий и т.п.

Был организован городской семинар «Профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа среди учащейся молодежи». В ходе семинара выявлены проблемы работы специалистов с учащимися по проблемам СПИДа, показаны возможные варианты проведения профилактических занятий, участники обменялись опытом работы, наметили планы дальнейшего сотрудничества.

Проведены неделя профилактики заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП) в Глазовском государственном педагогическом институте, информационно-профилактические мероприятия в рамках «Месячника памяти жертвам СПИДа», операция «Подросток», акции «Красный, желтый, зеленый» (профилактика правонарушений на дорогах и их последствий), «Твой выбор» (профилактика алкогольной зависимости), «Помоги ближнему» (сбор вещей для детей приюта несовершеннолетних). Организованы выступления в школах по теме «Удовольствие и зависимость».

Волонтеры были задействованы в работе актива в оздоровительном лагере «Ласточка», где был проведен практикум «Основы волонтерской деятельности» (формы и методы работы волонтерских отрядов и объединений). В приюте для несовершеннолетних прошло заключительное мероприятие благотворительной акции «Помоги ближнему», где были подведены итоги, организована праздничная программа, подопечным приюта были переданы собранные вещи и школьные принадлежности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С ПОДРОСТКАМИ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ (ПАВ)

Занятия проводятся один раз в неделю в течение 2–2,5 часа в группе из 10–12 подростков в возрасте 13–14 лет.

При проведении занятий необходимо:

  1. Установление доверительного контакта с группой.
  2. Установление договорных отношений с группой.

А. Актуализация темы.

В этот момент определяется актуальность предлагаемой тематики, для чего необходимо получить от подростков информацию о том, насколько эмоционально значима для них проблема наркомании и алкоголизма. Такой эмоциональный заряд будет залогом эффективности дальнейшей работы.

Б. Прояснение ожиданий сторон.

Если тема для подростков эмоционально значима, то у них могут возникнуть желания, например, получить дополнительную информацию, или помочь товарищу избавиться от наркозависимости, или определить степень своей собственной зависимости и т.д. Задача ведущего будет заключаться в том, чтобы помочь группе подростков глубже познакомиться с темой, разрешить их страхи и сомнения и научиться справляться с трудными ситуациями.

Ведущий выступает в роли помощника и способствует тому, что естественным образом должно было произойти с участниками в соответствии с их потребностями и ожиданиями. Для того чтобы дальнейшее взаимодействие было эффективным, определяются его рамки, т.е. когда и в течение какого периода будут проводиться занятия, какие темы будут разбираться. Важно, чтобы все участники чувствовали себя комфортно, а происходящее было значимо для каждого.

Первое занятие.
«Умения и качества, которые необходимо развивать, чтобы не стать зависимым от ПАВ»

Цель:

Участники изучают причины употребления ПАВ, какие стоят за этим потребности, какие умения и качества необходимо развивать для того, чтобы противостоять зависимости от ПАВ.

  1. Знакомство участников друг с другом.
  2. Упражнение «Снежный ком». Группа сидит в кругу. Первый участник называет свое имя, следующий за ним повторяет его имя и называет свое, третий называет имена предыдущих, а затем свое, и так до конца.
  3. Упражнения для снятия напряжения. «Броуновское движение»: участники игры («молекулы») по команде ведущего начинают бегать в хаотичном направлении в том помещении, где проводится занятие. По команде «Молекулы, стоп!» все ищут свою пару и останавливаются. Те, кто не успел найти, выбывают из игры. «Путаница»: участники стоят в круге с вытянутыми в центр руками. По команде все с закрытыми глазами сходятся в центр и берутся за руки. Потом открывают глаза и начинают распутываться.
  4. Принятие правил работы в группе.
  5. Задание «Вспомните и назовите чувства, которые вы испытываете, сталкиваясь с людьми, которые употребляют алкоголь и наркотики». Работает вся группа, а ведущий записывает все чувства на доске. Задание для малых групп «Давайте подумаем вместе, что заставляет людей употреблять ПАВ». Записываем все причины на доске. Далее обсуждаем следующие вопросы: «Что они получают в результате употребления?», «Какие потребности они хотят удовлетворить?», «Что должен уметь человек, чтобы добиваться желаемого без использования ПАВ?». Ведущий записывает все мнения на доске.

    Затем идет рефлексия по поводу работы:
    – На какие вопросы в процессе работы было трудно отвечать? Что нового вы узнали или осознали в процессе работы?
    – Что помогало, что мешало работе в группе?
    Ведущий резюмирует все сказанное и обращает внимание именно на то, что должен уметь делать человек, чтобы не стать зависимым: «Именно эти навыки и качества мы будем развивать на наших занятиях».
  6. Упражнение «Встаньте все, кто...» (голубоглазые, родились в марте и т.д.)

Групповое прощание.

Второе занятие.

«Выбор»

Цель:

Участник развивает умение делать выбор и принимать ответственность за его результаты.

  1. Приветствие.
  2. Упражнение «Табу». В центр круга помещается коробка. Ведущий говорит: «В ней то, что нельзя». Проявите себя как-то в отношении этого предмета. Покажите это невербально.
    После упражнения участники делятся впечатлениями. В ходе этого упражнения участники могут прийти к осознанию того, что внешние запреты не являются препятствием для девиантного поведения. Надежной защитой могут стать только внутренние установки человека, базирующиеся на его жизненных ценностях.
  3. Ведущий предлагает схему «Принятие решения».
    – В чем проблема – обдумываю.
    – Собираю необходимую информацию по проблеме.
    – Рассматриваю различные варианты решения проблемы.
    – Оцениваю варианты с точки зрения положительных и отрицательных последствий того или иного решения.
    – Выбираю наиболее благоприятную для меня альтернативу.
    – Принимаю на себя ответственность за свой выбор.
    – Выполняю необходимые для реализации принятого решения действия.
    В процессе обсуждения ребята выходят на темы взаимодействия в группе, принятия индивидуального и группового решения, тему ответственности.
  4. Рефлексия сделанного: обмен впечатлениями, чувствами, пожеланиями.

Третье занятие.

«Противостояние давлению»

Цель:

Участник обучается противостоять давлению со стороны других людей.

  1. Приветствие.
  2. Ведущий говорит: «В жизни нам приходится принимать множество решений, и чем старше человек становится, тем больше решений ему приходится принимать самостоятельно. Вспомните серьезные решения, которые вы принимали в последнее время, и проанализируйте, какие из них были приняты под влиянием других людей, а какие – самостоятельно. Что повлияло на процесс принятия решений и к каким последствиям они привели?».
    Работа выполняется сначала индивидуально, затем участники делятся результатами в малых группах.
  3. Ведущий предлагает вести групповую дискуссию и перечислить причины того, почему люди, и особенно подростки, так сильно зависят от решения своей группы.
    Примеры называемых причин:
    – Не хотят оказаться изгоями.
    – Не хотят портить отношения с другом, который тоже является членом этой группы.
    – То, что предлагается ему группой, кажется приятным, веселым и безопасным.
    – Человек не уверен в себе и в правильности своей точки зрения.
    – Нет достоверной информации, что правда, а что нет.
  4. Ребята все вместе составляют список способов сопротивления давлению:
    – Подумать: почему человек заставляет вас сделать что-то, чего вы не хотите? Что вы получите, если поддадитесь давлению: выигрыш в чем-то или негативные последствия? Насколько можно верить приводимым им аргументам? Совпадают ли ваши желания с желаниями другого?
    – Веские контраргументы.
    – Решительность в голосе.
    – Спокойное объяснение причин отказа.
    – Уход из ситуации.
    – Уверенность в себе.
    – Хладнокровие.
  5. В конце занятия можно предложить проанализировать свое состояние и впечатления от занятий с помощью рисунка «Мое настроение сейчас», который участники рисуют в течение 3–5 минут, а затем в парах обмениваются впечатлениями.

Четвертое занятие.
«Умение сказать «нет»

Цель:

Участник учится отказывать в ситуации, когда предлагают принять психоактивные вещества.

  1. Приветствие.
  2. Ведущий предлагает ролевую игру «Три друга».
    ...Три друга приехали на турбазу, чтобы хорошо отдохнуть после учебной недели, покататься на лыжах. Вечером один из них предложил двум другим расслабиться в баре, выпив вина или водки.
    Задача участникам ролевой игры. Один из ребят должен постараться уговорить выпить, задача других – отказаться. Взаимодействие происходит в течение 10–15 минут, после чего остальные участники группы выделяют в поведении участников ролевой игры то, что помогало и что мешало им отстаивать свою позицию.
  3. Закончить предложение: «Когда я кому-нибудь отказываю в просьбе, я...». Участники обсуждают ответы и находят ответ на вопрос: что мешает дать отказ? Что помогает настоять на своих интересах?
  4. Участники обсуждают способы выражения отказа и их последствия в ролевых играх. Обсуждают, как выглядит уверенное поведение в ситуации отказа.
  5. Отрабатывают в ролевых играх уверенное поведение.
  6. Рефлексия состояния участников. Групповое прощание.

Пятое занятие.
«Об ответственности»

Цель:

Участники анализируют понятие «Ответственность за себя и за других».

  1. Приветствие.
  2. Ведущий предлагает группе разделиться на микрогруппы и рассказывает историю: «Володя и Катя дружат больше года. Последнее время Катя стала замечать, что с Володей что-то происходит: он изменился внешне, стал пропускать уроки, появились подозрительные друзья. Как-то на дискотеке он сказал Кате о том, что уже больше года балуется ханкой. Ему это нравится, при этом он не считает себя наркоманом. Потом предложил Кате уколоться вместе с ним. Катя отказалась и была очень встревожена. После бессонной ночи, мучимая сомнениями, Катя решила рассказать все своей однокласснице, у которой недавно погиб от наркотиков брат. Одноклассница все рассказала классному руководителю. Был собран экстренный педсовет, оповещены родители Володи, от него отвернулись все одноклассники, кроме Димы – друга с первого класса. Он всегда был рядом с Володей, говорил о том, что все это можно пережить, поддерживал его. Володя наркотиков больше не употребляет, но с Катей отношения испортились».
    Участникам предлагается ответить на вопрос: «Чьи действия вызывают большую симпатию?». Затем в микрогруппах ребята обмениваются мнениями, и им предлагается прийти к единому мнению. Далее идет дискуссия.
  3. Ведущий предлагает «Незаконченное предложение об ответственности»: «Я в этом мире ответствен за...». Ведущий поясняет разницу в позиции быть ответственным за себя и за других и показывает, чем ответственность за других отличается от ответственного отношения к другим.
  4. Рефлексия. Групповое прощание.

Шестое занятие.
«Свобода – зависимость»

Цель:

Осознают понятия «свобода», «зависимость». Развивают способность делать осознанный выбор.

  1. Приветствие.
  2. В кругу участники называют свои ассоциации на слова «зависимость», «свобода».
  3. Задание для участников: что вовлекает в зависимость? Все мнения выписываются на доске. Что позволяет быть свободным? Все ответы выписываются на доске.
  4. Упражнение «Скульптура зависимости». Участники в микрогруппах «лепят» из «глины» фигуру зависимого человека. Для этого в микрогруппе распределяются следующие роли: «глина» – это тот человек, из которого лепят; «скульптор» – тот, который лепит; «экскурсовод» – тот, кто рассказывает о скульптуре; «экскурсанты» – те, которые осматривают скульптуры. «Глина», «скульптор», «наблюдатели» делятся своими чувствами и впечатлениями.
  5. Упражнение «Этапы формирования зависимости». Ведущий предлагает для двух или трех групп следующие карточки со словами: пристрастие, наслаждение, девиантное поведение, интерес, злоупотребление, употребление, зависимость. Их необходимо расставить в том порядке, в каком, по мнению ребят, происходит формирование зависимости в реальности. Мнения обсуждаются. Ведущий предлагает следующую схему: интерес, употребление, наслаждение, злоупотребление, девиантное поведение, пристрастие, зависимость.
  6. Рефлексия. Групповое прощание.

Седьмое занятие.
«Я и мои эмоции»

Цель:

Участники анализируют понятия «эмоции», «чувства», их значение и роль в жизни человека. Осознают свое отношение к ним.

  1. Приветствие.
  2. Беседа ведущего об эмоциях и чувствах. Эмоция как ответная реакция человека на изменение окружающей среды, на внешние и внутренние стимулы.
  3. Задание участникам: «Назовите эмоции, которые вам знакомы» (за одну минуту). Подводим итоги: кто назвал больше?
  4. Исследуем 6 эмоций и чувств, которые нам интересны. В микрогруппах отвечаем на вопросы: «Какие из них испытывали?», «Какие хотим испытать еще?», «Какие не хотим испытывать?». Результаты отражаем на доске. Дискуссия на тему «Для чего нужны отрицательные эмоции? Что было бы, если бы их не было?».
  5. Ведущий рассказывает о двух позициях по отношению к эмоциям:
    А) Хочу испытывать только приятное. Мой девиз: «Дайте мне наслаждений».
    Б) Я принимаю все свои эмоции, как отрицательные, так и положительные. Девиз: «Я могу позаботиться о своих чувствах». Участники делают выбор. Обсуждаем в кругу, почему сделан тот или иной выбор, к чему он может привести.
  6. «Позитивные итоги». Ведущий дает следующее задание: «Мы часто обращаем внимание прежде всего на негативные особенности других людей и не замечаем их положительных качеств, поэтому мне хочется предложить каждому из вас понаблюдать за другим участником группы, обращая внимание на его положительные стороны. Я приготовил для каждого из вас конверт, в котором лежит карточка с именем того участника, за которым вы должны будете наблюдать. Никому это имя не называйте. Наблюдать надо до последнего занятия группы. Я советую вам делать короткие заметки после каждого занятия и записывать все, что вам понравилось в поведении человека, за которым вы наблюдаете. При этом важны конкретные действия и способы поведения человека».
  7. Групповое прощание.

Восьмое занятие.
«Как овладеть своим состоянием, изменить его?»

Цель:

Участники получают представление о саморегуляции, осознают способы саморегуляции.

  1. Приветствие.
  2. Беседа ведущего: «Что такое саморегуляция?».
  3. Участники оценивают свои способности к саморегуляции по 10-балльной шкале. Делятся результатами.
  4. Упражнение «Чувствую себя хорошо, когда...». Участникам дается задание назвать 5 ситуаций, при которых они чувствуют себя хорошо. Рисуют место, где хорошо и комфортно.
  5. Упражнение «Вверх по радуге». Ведущий предлагает следующую релаксационную технику: участник закрывает глаза, делает вдох, при этом мысленно взбирается по радуге, выдыхая – съезжает с нее. Далее участники делятся своими ощущениями.
  6. Групповое прощание.

Девятое занятие.
«Напряжение – расслабление»

Цель:

Участники знакомятся с понятиями «напряжение – расслабление», овладевают способами релаксации.

  1. Приветствие.
  2. Задание для участников: «Назовите ассоциации на слово «напряжение», вспомните телесные ощущения. Поделитесь этим в микрогруппах. От микрогруппы один участник рассказывает для всех об ассоциациях и телесных ощущениях. Далее проделываем ту же работу на слово «расслабление».
  3. Беседа «Что такое релаксация, ее возможности?».
  4. Ведущий предлагает сеанс релаксации «Спокойное дыхание». Первый этап: участники слушают свое дыхание, сосредоточиваются на нем в течение минуты. Второй этап: ведущий предлагает «вдох на счет один – три; на счет один – шесть – выдох. Легкий вдох и спокойный мягкий длинный выдох. Такое дыхание рекомендуется поддерживать одну минуту. Третий этап: ведущий предлагает побыть наедине с собой, отследить те картины, образы, которые возникают. На четвертом этапе участники выходят из состояния расслабления. «Пошевелите пальцами рук, вытягиваем ноги, руки скрещиваем на груди в замок, делаем вдох, руки поднимаем вверх, потягиваемся, открываем глаза, некоторое время пребываем в том состоянии, которое есть, отслеживаем его».
    Далее участники делятся в группах своими ощущениями.
  5. Упражнение «Заброшенный сад». Ведущий говорит: «Я хочу показать, как вы можете самостоятельно восстановить свои силы после трудной работы. Представьте себе, что вы бродите по какому-то большому помещению. Вы видите высокие стены, целиком заросшие плющом. В стене вы замечаете старую деревянную дверь. Поддавшись внезапному порыву, вы открываете створки и входите внутрь...
    Вы обнаруживаете, что оказались в старом саду. По-видимому, раньше этот сад был цветущим, аккуратным и очень ухоженным. Но сейчас он одичал.
    Деревья и кусты необузданно разрослись во все стороны, сорняков столько, что дорожки и клумбы стали едва различимы.
    Вы начинаете наводить порядок в окружающей вас части сада. Возможно, вы будете косить траву, выпалывать сорняки, обрезать сучья, пересаживать растения, поливать их, вносить удобрения! Делайте все, что, как вам кажется, надо сделать, чтобы привести сад в порядок...
    А когда вы устанете и вам понадобится источник вдохновения для продолжения работы, остановитесь и посмотрите на ту часть сада, которую вы уже привели в порядок, и сравните ее с участками сада, которых ваша рука еще не касалась...
    Теперь скажите саду «до свидания» и со свежими силами возвращайтесь сюда».
  6. «Работа с проблемой». Участники определяют проблему в саморегуляции своих состояний, своего поведения. Составляют формулу желаемого. По инструкции ведущего проводят сеанс аутотренинга, обсуждают свои чувства, мысли в ходе сеанса.
  7. Ведущий просит участников оценить свои способности к саморегуляции на данный момент по десятибалльной шкале. Сравнивают результаты с предыдущими, делают выводы.
  8. Групповое прощание.

Десятое занятие.
«Повышение самооценки»

Цель:

Участники осмысливают собственную самооценку, находят способы ее повышения.

  1. Приветствие.
  2. Ведущий предлагает ребятам поразмыслить над вопросом «кто я?» и дать ответ на него так, как они ответили бы на него сами; один из родителей по выбору и один из близких друзей. Ребята работают, используя табличку. После заполнения таблички ведущий просит посмотреть, есть ли повторяющиеся определения в разных колонках, каких характеристик больше – положительных или негативных, описывающих личностные качества или роли, которые человек играет, описывающих больше внешность человека или его внутренние особенности. Ребята обмениваются впечатлениями в парах и по желанию в кругу. После этого ведущий делает краткое информационное сообщение о том, что такое «я-концепция», как она формируется и меняется, поясняет, что такое самооценка.
  3. Задание «Способы повышения самооценки». Ведущий просит каждого участника микрогруппы вспомнить ситуации, в которых повышалась его самооценка, рассказать другим, выделить на основе их опыта способы повышения самооценки. После обсуждения в микрогруппах они выписываются на доске.
  4. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца». Участники рисуют свой портрет в центре солнечного круга, пишут свое имя, под лучами подписывают собственные достоинства. Делятся мыслями и чувствами, которые возникли в ходе упражнения.
  5. Групповое прощание.

Одиннадцатое занятие.
«Чувство собственного достоинства»

Цель:

Участники исследуют чувство собственного достоинства.

  1. Приветствие.
  2. Упражнение «Скульптура». Ведущий предлагает участникам в микрогруппах создать скульптуру человека: а) не имеющего чувства собственного достоинства; б) имеющего чувство собственного достоинства. Причем они могут соглашаться, не соглашаться, вносить коррективы. В конце упражнения идет обсуждение пережитого.
  3. Упражнение «Эпизод из жизни человека, не имеющего чувства собственного достоинства». «Эпизод из жизни человека, имеющего чувство собственного достоинства». Ведущий предлагает двум командам сделать театрализованные постановки по заданным темам. Идут просмотр, обсуждение.
  4. Беседа о возможностях человека с наличием или отсутствием чувства собственного достоинства. Ведущий делает акцент на том, кто из вышеуказанных людей способен противостоять внешнему давлению, побуждающему к употреблению ПАВ, придерживаться своих интересов, нести ответственность за то, что делает. Это человек, имеющий чувство собственного достоинства.
  5. Рефлексия.
  6. Групповое прощание.

Двенадцатое занятие.
«Завершение»

Цель:

Получение обратной связи после проведенного цикла занятий по профилактике.

  1. Приветствие.
  2. Ведущий говорит: «Мне бы хотелось, чтобы сейчас мы все вместе обсудили результаты упражнения «Позитивные итоги». Напишите на основе своих наблюдений письмо участнику, за которым вы наблюдали, и сообщите ему как можно более конкретно, что в его поведении вам понравилось. У вас есть на это двадцать минут. Теперь каждый из вас по очереди расскажет о том, за кем наблюдал, прочитает вслух свое письмо, передаст адресату». Вопросы для обсуждения:
    – Что в получении обратной связи оказалось особенно важным для меня?
    – Общаясь с людьми, я обычно обращаю больше внимания на их сильные или слабые стороны?
    – Какие выводы мне хочется сделать из этого упражнения?
  3. Ведущий предлагает ребятам письменно ответить на вопросы:
    – Что нового о себе и других людях ты узнал на занятиях?
    – Изменилось ли твое восприятие своей жизни и отношение к ПАВ? Если да, то как?
    – Были ли трудности при работе в группе и как ты их преодолевал?
  4. Упражнение «Рисунок – подарок». Каждый участник рисует то, что он хотел бы подарить группе. Рисунок передается соседу слева до тех пор, пока он, пройдя всех участников, не вернется к хозяину.
  5. Упражнение «Свеча». Ведущий зажигает свечу и передает ее по кругу. Просит тех участников, кто возьмет ее в руки, высказать свои пожелания себе, группе, ведущему.
  6. Окончание занятий группы.

(При подготовке занятий использовались материалы
Сентябовой Т.В. и Салтыковой Е.Ю.)

 

Евгений Жуйков