Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №6/2006

Урок здоровья

Скоро Всемирный день здоровья

7 апреля – Всемирный день здоровья. Учителя могут в этот день провести с учениками беседы о здоровье и закончить уроки подвижными играми или спортивными состязаниями в зале и рекреациях. Предлагаем примерные сценарии уроков для учеников младших классов

1-й КЛАСС

Первая часть: беседа.

Учитель зачитывает загадку.

Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?

– Апрель! – дружно отвечают ученики.

– Апрель, – говорит учитель, – это свежий воздух, время, когда пригревает солнышко. Апрель – прекрасный месяц не только для активной учебы, но и для укрепления здоровья.

Не зря ежегодно 7 апреля на планете отмечается праздник «Всемирный день здоровья».

– Что вам известно о здоровье?

Выслушав учащихся, учитель говорит:

– Быть здоровым – естественное желание каждого человека, однако далеко не всем дарует это природа. Вот один из примеров.

Боря и Костя

Боря во время весенних каникул жил в деревне, делал утром зарядку, обливался холодной водой, катался на лыжах, много ходил пешком.

Эти занятия позволяли Боре быть всегда веселым, с аппетитом есть, крепко спать.

Боря вернулся в город и с новыми силами пошел в школу. С первых же уроков Боря внимательно слушал объяснения учителя и активно участвовал в обсуждении нового материала.

А Костя, его друг, все только собирается приступить к закаливанию. Он вялый, от обеда отказывается. Часто просыпается ночью. Чихает и кашляет. На уроках рассеянный. Руку не поднимает. Ждет с нетерпением звонка с урока. Дома его не оторвать от телевизора. Смотрит все передачи подряд. На улицу почти не выходит.

Обсуждение

– Про кого из друзей можно сказать, что он здоров?

– Какие занятия помогают Боре укреплять и сохранять здоровье?

В борьбе за здоровье, за длительную молодость в природе нет более мощного, более надежного средства, чем самостоятельные физкультурно-оздоровительные занятия. В то время, когда вы без устали проделываете наклоны, повороты, приседания, прыжки, ходите на лыжах, бегаете на коньках, участвуете в подвижных играх, закаливаете организм, вы заряжаетесь его энергией, силой. Физкультурно-оздоровительные занятия делают неуклюжего ловким, медлительного – быстрым, слабого – сильным, всегда жалующегося на усталость – выносливым, болезненного – здоровым.

– Как спит Боря?

– Какой у Бори аппетит?

– Как зовут доктора, который стоит рядом с мальчиком? (Рис. 1)

«Айболит!» – отвечают ученики.

– Радуется ли здоровью мальчика доктор Айболит?

Ученики отвечают: «Да!».

Выполнить задание к рассказу «Боря и Костя».

Помните! Одна из основ сохранения и укрепления здоровья – самостоятельные физкультурно-оздоровительные занятия во внеурочное время.

– Какое состояние у друга Бори – Кости?

– Почему мы сегодня говорили с вами о здоровье?

Потому что крепкое здоровье – гарантия успешной учебы и нормального отдыха.

Вторая часть: эстафеты – чередование ходьбы с бегом или другие подвижные игры – на усмотрение учителя.

2-й КЛАСС

Первая часть: беседа.

Учитель зачитывает четверостишие:

Я вхожу одним из первых
В медицинский кабинет.
У меня стальные нервы
Или вовсе нервов нет!

– Что можно сказать о здоровье пациента?

– Что вы знаете о здоровье?

Выслушав детей, учитель приводит выдержку о здоровье из «Словаря русского языка» С.Ожегова: «Здоровый – обладающий здо¬ровьем, не больной».

Здоровью посвящен праздник, который называется «Всемирный день здоровья», он ежегодно отмечается 7 апреля.

– Теперь, – говорит учитель, – послушаем рассказ.

Мечты, мечты...

Мама Павлика постоянно встречалась с мамой Валеры у школы. Их дети учились вместе во втором классе. После уроков Павлик и Валера ходили на «продленку».

Однажды мама Павлика спросила: «Как ваш сын?».

– Ничего, – ответила мама Валеры. – Правда, часто жалуется на головные боли. Носовые платки ему меняю почти каждый день. Страдает одышкой.

– Вы его, наверное, тепло одеваете?

– Вовсе нет.

– Наверное, он ведет малоподвижный образ жизни?

– Это так, – сказала мама Валеры. – Мы пытаемся приобщить сына к спортивным занятиям. Он и сам об этом мечтает, но только мечта мечтой и остается.

– Знаете, наш Павлик тоже был таким. А сейчас активно занимается физкультурой, закаливается, даже участвует в спортивных соревнованиях, которые устраиваются в школе. Мы как-то убедили Павлика в том, что движение – основа для его здоровья.

– Придется нам с папой тоже начать заниматься физкультурой, чтобы Валера к нам присоединился, – сказала мама Валеры.

– О чем говорится в рассказе?

– Кого – Валеру или Павлика – можно назвать здоровым ребенком?

– Наверное, – говорит учитель, – о таких детях, как Валера, писал Роберт Стивенсон.

Когда я много дней хворал,
На двух подушках я лежал,
И, чтоб весь день мне не скучать,
Игрушки дали мне в кровать.

– Какое дыхание у Валеры?

– Какие занятия помогают укреплять здоровье Павлику?

В заключение учитель поздравляет учащихся с праздником и желает им ежедневно делать зарядку, участвовать в спортивных конкурсах и спортивных соревнованиях.

Выполнить задание к рассказу «Мечты, мечты…».

  1. Что способствует укреплению здоровья? (Подчеркните.)
    а) Малоподвижный образ жизни;
    б) занятия физкультурой.
  2. Какое здоровье у Валеры?
    (Выпишите из рассказа.)

__________________________________________

Вторая часть: эстафеты – чередование ходьбы с бегом или другие подвижные игры – на усмотрение учителя.

3-й КЛАСС

Первая часть: беседа.

Учитель зачитывает стихотворение Б.Заходера «Ласточка».

Улетела ласточка
За тридевять земель…
Возвращайся, ласточка!
На дворе апрель.
Возвращайся, ласточка,
Только не одна:
Пусть с тобою, ласточка,
Прилетит весна!

– О каком месяце говорится в стихотворении?

Дети отвечают: «Об апреле!».

– Какие праздники отмечаются в апреле?

Дети быстро называют: «День космонавтики!» – и… далее заминка.

Учитель читает рассказ.

Упустишь день – потеряешь годы

В понедельник мама пришла с двумя коробками конфет и двумя букетами цветов.

– Это мне конфеты? – спрашивает Андрей. – А кому цветы?

– Конфеты и цветы не для тебя, дорогой мой! Одну коробку конфет и букет цветов ты завтра подаришь школьному врачу. Это с ее легкой руки ты начал закаляться и уделять больше времени физкультурно-оздоровительным занятиям. У тебя заметно улучшилось здоровье, и мы с папой теперь спокойны.

Утром Андрей сделал зарядку. Облился прохладной водой. Обтер тело сухим полотенцем. Позавтракал.

– Мама! Я пошел в школу!

– В школе не задерживайся. После того как ты выполнишь домашние уроки, мы пойдем к лечащему врачу в поликлинику.

– Зачем? У меня ничего не болит!

– Мы поздравим врача.

– Почему это мы сегодня, 7 апреля, будем поздравлять врача?

– Потому что 7 апреля праздник – «Всемирный день здоровья». И было бы неплохо, если бы о врачах вспомнили в этот праздничный день, – сказала мама.

На первой же большой перемене Андрей постучался в кабинет школьного врача. Потом постучал второй раз. Никто не отвечал. Он решился заглянуть, но дверь была заперта. Мимо проходила девочка-старшеклассница.

– Что ты стучишь? Врач в столовой.

По коридору шли завуч Елена Анатольевна с врачом.

Андрей с коробкой конфет и букетом цветов подошел к врачу. Елена Анатольевна была приятно удивлена, когда Андрей сделал подарок врачу.

Врач растерялась.

– Спасибо, Андрей! Как твое здоровье?

Он решил ответить, но тут подбежала первоклашка и стала жаловаться на Вову Сидорова.

Оказывается, он сел за стол в столовой с грязными руками.

После уроков Андрей с мамой пошли в поликлинику.

Лужи под теплыми лучами солнца освободились от льда. Зацвела мать-и-мачеха.

– Кто последний в 29-й кабинет? – спросила мама.

В 29-й кабинет никого не было.

Мама с Андреем попросили разрешения войти.

– Что случилось? – спросила врач.

– Андрей прекрасно себя чувствует! Мы хотели сказать вам большое спасибо за ваши рекомендации и поздравить с праздником «Всемирный день здоровья».

Врач засмущалась. Потом рассказала, что к ней на прием стало приходить много родителей с одной и той же жалобой: мол, ребенок плохо ест, ночью неспокойно спит, часто у него болит голова. Она им объясняет, что ребенок, наверное, не занимается физкультурой, не закаливает организм. Дети подолгу сидят дома, слишком много смотрят телевизор. Один известный ученый говорил, что целительной силой являются физические упражнения, закаливание, которые могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения и закаливание.

– Как называется праздник, отмечаемый на планете ежегодно 7 апреля?

– Что вы знаете о здоровье?

Выслушав детей, учитель говорит, что одним из показателей здоровья могут служить рост и вес.

Если они будут такими же, как и у большинства одноклассников, можно сказать, что вы хорошо растете и здоровы. – На что сетовал врач в поликлинике?

– Что является целительной силой в укреплении здоровья?

Здоровье мы получаем от рождения. Это бесценный дар. Каждый должен стремиться сохранить его на всю жизнь. Помните! Упустишь день – потеряешь годы.

Выполнить задание к рассказу «Упустишь день – потеряешь годы».

1. Как называется праздник, который ежегодно отмечается на планете 7 апреля?

(Выпишите из рассказа.) ________________________________________

________________________________________

2. Что является целительной силой в укреплении здоровья?

(Выпишите из рассказа.) _______________________________________

________________________________________

________________________________________

Вторая часть: подвижная игра «Мы – веселые ребята».

4-й КЛАСС

Первая часть: беседа.

Учитель читает рассказ.

Движение – здоровье!

Однажды мама спросила меня: «Как ты думаешь, что дороже – богатство или здоровье?».

Я растерялся.

– Вот у меня рассказ. Я его сейчас тебе прочту, и ты узнаешь ответ, – сказала мама.

«Жил-был молодой раджа. Он часто болел. Однажды он спросил своего визиря:

– Почему я так часто болею? Кажется, берегу себя: никогда не выхожу в дождь, всегда тепло одеваюсь, ем самую лучшую пищу. А все-таки постоянно простужаюсь. В чем причина?

– Слишком много заботиться о себе хуже, чем совсем не заботиться, – ответил визирь. – И это я тебе скоро докажу.

Повел визирь раджу за город, встретили они пастуха. Целыми днями пастух ходит по полям с отарами овец и в жару, и в изморозь, преодолевая различные препятствия – реку, горы, густые заросли.

И сказал визирь радже:

– Видишь, как живется пастуху и какие он преодолевает трудности? Спроси его, часто ли он болеет и чем.

Раджа поинтересовался у пастуха: бывает ли у него лихорадка, страдает ли он от ломоты в костях?

Рассмеялся пастух и говорит:

– Я с детства привык к холоду и зною, они мне ничего сделать не могут.

– Всего иметь нельзя, – заметил визирь. – У тебя богатство и болезни, у него походная жизнь, физические нагрузки и здоровье. Ты боишься расстаться с роскошью. А пастуху роскошь не нужна, он предпочитает здоровье».

– Так, значит, что же дороже?

– Здоровье! – тут же ответил я.

– Здоровью даже посвящен праздник, его называют «Всемирный день здоровья». И отмечают его ежегодно 7 апреля, – сказала мама. – Знаешь, когда ты был маленьким, я спросила доктора: «С какого возраста следует приобщать ребенка к физическим нагрузкам?». Доктор, в свою очередь, поинтересовался: «А сколько мальчику лет?». И, услышав, что полгода, ответил: «Вы уже опоздали ровно на полгода!». Тем не менее начинать заниматься физкультурой никогда не поздно. Ты напрасно думаешь, что это удел детей более старшего возраста. Помни! Движение – не только сущность жизни, но и основа здоровья.

Еще древнегреческий врачеватель Гиппократ справедливо утверждал: гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье!

– О чем говорится в рассказе?

– Правильно ли раджа следил за своим здоровьем?

– Часто ли болел пастух?

– Почему у пастуха здоровье было крепче, чем у раджи?

Далее учитель говорит, что слово здоровье – не простое. В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) понятие «здоровье» определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

– С какого возраста следует приобщать себя к физическим нагрузкам?

Работа с рис. 8.

Назовите физкультурно- оздоровительные занятия, показанные на рисунке
(упражнения утренней гимнастики с гантелями, плавание, закаливание)

– Кто из вас занимается плаванием?

– Кто занимается закаливанием?

– Какие спортивные занятия вы любите?

Выслушав детей, учитель говорит: вы обязательно должны делать по утрам зарядку, закаляться, больше играть в подвижные игры, бегать, делать специальные упражнения для хорошей осанки, каждый день гулять.

– Что, по словам Гиппократа, является основой здоровья?

В заключение учитель говорит: «Хорошее здоровье – это хорошая учеба, редкие болезни, умение организма стойко переносить трудности».

Выполнить задание к рассказу «Движение – здоровье!».

1. Как называется праздник, посвященный здоровью, и которого числа он отмечается?

(Выпишите из рассказа.)

________________________________________

________________________________________

________________________________________

2. Что предпочитал пастух – здоровье или роскошь?

(Напишите.)

________________________________________

________________________________________

________________________________________

3. Какую жизнь вел раджа?

(Выпишите из рассказа.)

________________________________________

________________________________________

________________________________________

4. Что Гиппократ считал основой здоровья?

(Выпишите из рассказа.)

________________________________________

________________________________________

________________________________________

Вторая часть: подвижные игры с мячом.

 

Виктор Верхлин ;
Галина Верхлина