Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №7/2006

Образ жизни

Встречаемся в клубе!

Введение в школьные образовательные программы основ здорового образа жизни, вероятно, вооружит каждого ребенка необходимыми знаниями и навыками. Однако реальность такова, что «правильные» знания, полученные в школе, могут противоречить практике жизни семьи. В результате знания становятся для ребенка абстрактными, оторванными от повседневности. При этом он оказывается перед трудным выбором собственной позиции, своего поведения, своих действий. Отсюда прямая дорога к невротизации личности ребенка с перспективой разнообразных нарушений в его здоровье. Избежать этого можно лишь в том случае, если семья станет партнером образовательного учреждения в формировании здорового образа жизни детей

Такова реальность

В 2002 г. нами были обследованы молодые семьи, где возраст родителей составлял 20–35 лет и имелись дети в возрасте от 1 до 9 лет.

Условно здоровым был принят такой образ жизни, когда у всех членов семьи отсутствовали так называемые факторы риска основных хронических неинфекционных заболеваний. К этим заболеваниям относятся болезни сердца и сосудов (инфаркт миокарда, мозговой инсульт, гипертоническая болезнь, атеросклероз), рак, сахарный диабет и ряд других.

Доказано, что основными факторами риска хронических заболеваний, связанными с поведенческими привычками человека и определяющими его образ жизни, являются несбалансированное питание (в частности, злоупотребление продуктами с высоким содержанием холестерина, сахара и соли), низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, хронический стресс.

Установлено также, что уменьшение распространенности этих факторов среди населения значительно сокращает риск развития перечисленных выше болезней.

В то же время, если индивидуум имеет несколько факторов риска, вероятность возникновения всех этих болезней возрастает у него многократно.

В проведенном нами исследовании в качестве составляющих образа жизни рассматривались курение родителей и других членов семьи, пассивное курение детей, двигательная активность взрослых и детей, характер питания, пищевые привычки и семейные традиции питания, психологическая обстановка в семье как источник хронического стресса.

Результаты исследования показали, что только в 1% случаев семьи вели образ жизни условно здоровый: ни у взрослых, ни у детей указанных факторов риска выявлено не было. Зато в остальных 99% семей присутствовал не один фактор, а их сочетание.

Опасная трясина

Курение обнаружено более чем в 70% обследованных семей: курили 25,7% матерей и 45,9% отцов. Необходимо отметить, что по сравнению с 1995 г. число курящих матерей увеличилось вдвое. Более чем в 2/3 семей пассивному курению подвергались дети.

В таких семьях в присутствии детей курят около 60% отцов и матерей и около 35% других членов семьи. Анализ показал, что, если бы прекратилось курение отцов, частота пассивного курения детей могла бы быть уменьшена почти вдвое; если бы не курили матери, она уменьшилась бы в полтора раза.

Более 80% матерей и отцов предпринимали безуспешные попытки бросить курить. В настоящее время половина матерей и около 40% отцов хотели бы бросить курить ради своего здоровья. Ради здоровья детей хотели бы избавиться от курения около 40% отцов. Среди матерей таких не оказалось.

Низкая физическая активность отмечена более чем в 80% семей. В настоящее время только 12% матерей и отцов регулярно занимаются физкультурой и спортом, в то время как в прошлом 35% матерей и половина отцов имели спортивный разряд, 2/3 матерей и 53% отцов физкультурой не занимаются или занимаются реже одного раза в неделю.

Среди причин низкой физической активности 58% матерей и 64% отцов назвали недостаток времени. В то же время половина матерей и 56% отцов ежедневно проводят у телевизора более 2 часов. Что касается детей, то среди них 41% ежедневно смотрит телевизор более 2 часов и 11% – более 3 часов.

В 82% семей детей приобщали к физкультуре с дошкольного возраста: 28% родителей делали это с помощью собственного примера, а 72% – посредством объяснения необходимости этих занятий. Всего в 1,38% семей физическими упражнениями с детьми родители занимаются ежедневно, в 29,1% – в выходные дни. В то же время в 38,6% семей спортом с детьми не занимаются вообще и в 16,7% занимаются только во время отпуска.

Примерно в 60% семей выявлена высокая частота факторов риска, связанных с питанием. Среди особенностей питания наиболее часто у родителей и детей встречается высокое потребление сладостей (около 20%), хлебобулочных и макаронных изделий (около 15%), 24% взрослых и 14% детей употребляют большое количество соли, 33,8% и 8,2%, соответственно, – острую пищу.

Выявлена положительная тенденция – уменьшение потребления животных жиров. В то же время появилась новая небезопасная пищевая привычка – любовь к чипсам и их регулярное употребление у 40% детей и 10% родителей. Явно недостаточно употребление овощей и фруктов. Только половина родителей и около 60% детей соблюдают режим питания.

Происхождение факторов риска

Результаты показали, что главным фактором, определяющим образ жизни сегодняшней семьи, был образ жизни в доме, где прошло детство родителей, или прасемьи.

Так, курение в прасемье было тесно связано не только с частотой курения сегодняшних родителей, их возрастом приобщения к данной привычке, стимулами для начала, поддержания и прекращения курения, количеством попыток избавиться от него и т.д., но и с частотой пассивного курения детей и всеми его характеристиками. При этом вклад курения родителей в пассивное курение детей в сегодняшней семье был таким же, как и вклад прасемьи, независимо от того, по какой линии (отцовской или материнской) это имело место и кто жил в доме, где воспитывались родители. В то же время антитабачное воспитание в прасемье уменьшало частоту пассивного курения детей в 2 раза.

Что касается физической активности, то влияние семьи, где прошло детство родителей, также прослеживается в двух следующих поколениях. Так, культивирование спорта в прасемье тесно связано с физической активностью сегодняшних родителей. В такой же степени прасемья влияла на физическую активность детей. В «наследственно спортивных» семьях детей чаще и раньше приобщали к физкультуре и спорту, регулярно с ними занимались, в этих семьях дети гораздо меньше времени проводили у телевизора, им значительно чаще прививали любовь к физическим упражнениям.

Аналогичная связь между тремя поколениями выявлена и в отношении привычек питания. Влияние традиций питания в прасемье на пищевые привычки двух последующих поколений было столь же значительным, как и других факторов риска.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют также, что еще до поступления в школу более чем у 2/3 детей уже сформированы поведенческие привычки, связанные с высоким риском развития хронических болезней. Главная роль в этом принадлежит семье, и не только сегодняшней, где растет ребенок, но и предыдущей, где воспитывались его родители. В связи с этим обучение и воспитание в школе должно быть направлено не только на формирование правильных, здоровых поведенческих стереотипов, но и на коррекцию уже сложившихся, что является гораздо более сложной задачей.

Можно сделать вывод, что образ жизни сегодняшних семей весьма далек от здорового, но именно этот образ жизни формирует поведенческие привычки детей. Реально изменить сложившийся стиль жизни большинству родителей достаточно трудно. В то же время неформальное клубное общение предоставляет немало возможностей для того, чтобы справиться с этой задачей.

Как достичь цели?

У любого человека, любой семьи есть свой выбор того или иного образа жизни, и этот выбор свободен. Каждый выбирает то, что он считает правильным, полезным для здоровья или не очень полезным, но доставляющим больше удовольствия.

Большинство молодых родителей чувствуют себя здоровыми, и их не очень беспокоит, что будет с ними через 20 и более лет. Но вот в семье рождается ребенок. Забота о нем, о его здоровье становится главным делом родителей, семьи в целом.

Ребенок растет в своем особом пространстве, его оберегают и лелеют. При этом члены семьи чем-то жертвуют (например, уходят курить на лестничную площадку). Но, как правило, это продолжается не более года. Привычный образ жизни возвращается вновь, и у ребенка постепенно формируются поведенческие стереотипы, характерные для членов семьи.

В связи с этим работа с родителями должна основываться на следующих предпосылках:

  • чем меньше ребенок, тем в меньшей степени он может участвовать в выборе того или иного образа жизни. Этот выбор делает за него семья (он ест ту пищу, которую ему дают, дышит воздухом, который комфортен для других членов семьи, в том числе насыщенным табачным дымом, он часами смотрит телевизор начиная с младенчества, если это делают другие, и т.д.);
  • основные поведенческие привычки, в том числе связанные с риском для здоровья, формируют у ребенка сами родители или другие члены семьи, воспитывающие ребенка;
  • выбирая тот или иной образ жизни, родители несут ответственность не только за собственное здоровье, здоровье детей, но и за здоровье своих будущих внуков.

Здоровье детей – это та цель, где, безусловно, сходятся интересы семьи и образовательного учреждения. Общность интересов и в том, чтобы вырастить здоровую смену, жить в здоровой стране.

Исследования разных авторов, в том числе выполненные нами в последние годы, показывают, что знания о здоровье и здоровом образе жизни у детей и родителей явно недостаточны. В такой же мере это относится и к педагогам. Сов¬местное постижение знаний о здоровье, взаимообучение, взаимовоспитание принесут пользу всем.

Знать – не значит действовать

Принять решение перейти к действию, т.е. попытаться изменить стиль жизни семьи на более здоровый, очень трудно. И в этом смысле лучший способ убеждения и поддержки – живой позитивный опыт других. Его можно найти в клубе, в общении с единомышленниками.

Попытаемся подытожить, что приобретает каждый участник такого содружества.

Какие возможности могут приобрести родители, семья?

  • Получить новые знания о здоровье;
  • приобщиться к живому опыту других семей и использовать его в интересах здоровья своей семьи, своих детей;
  • узнать о способах изменения образа жизни на более благоприятный для здоровья;
  • найти поддержку в изменении образа жизни своей семьи;
  • улучшить здоровье своих детей и других членов семьи;
  • способствовать укреплению семьи.

Классный руководитель или педагог дополнительного образования относится к тем немногим членам образовательного сообщества, которые имеют возможность многолетнего живого общения с семьей. Если учесть, что других реальных путей просвещения семьи в области здоровья сегодня практически нет или они недоступны большинству родителей, без преувеличения можно сказать, что сегодня, кроме учителя и в гораздо меньшей степени врача, взять на себя функцию просвещения семьи некому (СМИ не в счет, так как их воздействие в основном негативное). Как это ни трудно, но эту реальность необходимо осознать.

Результаты исследований Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова свиде¬тельствуют о высокой мотивации педагогов к просветительской деятельности в области здоровья, а также о понимании ими острой необходимости этой миссии сегодня.

Просветительство семьи – крайне важная часть этой деятельности.

При поверхностном взгляде это можно воспринять как новую, тяжелую обязанность и так перегруженного учителя. В то же время можно попытаться взглянуть на проблему с другой точки зрения: что может дать эта работа самому педагогу, какую выгоду он может получить, чем может обогатить его самого это сотрудничество?

(Окончание следует)

 

Людмила Баль