Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №9/2006

Нам пишут

Дорогу осилит идущий

В Липецкой специальной коррекционной образовательной (СКО) школе-интернате III–IV вида (для слепых и слабовидящих детей) создана модель системной работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников

В нашей школе на 335 учащихся приходятся 115 педагогов. Это и понятно, ведь дети у нас непростые. Судите сами: среди наших воспитанников 40 сирот и детей, чьи папы и мамы лишены родительских прав, 141 инвалид по зрению, 50 инвалидов по общим заболеваниям.

Ребята учатся по 7 основным и 37 дополнительным программам, то есть объединены четыре формы образования – общее, дополнительное, коррекционное и начальное профессиональное.

Здоровьесберегающая работа начинается с создания комфортной образовательной среды.

В нашем интернате есть все условия для изучения обязательных учебных дисциплин, дополнительных предметов (по выбору), коррекционных дисциплин, для занятий в кружках и на музыкальном отделении. В трехэтажном здании располагаются 30 учебных кабинетов, 5 кабинетов коррекционных дисциплин, 5 музыкальных классов, шахматный клуб, мастерские «Глиняная игрушка», изостудия «Вдохновение», актовый зал, спортивный зал, зал ритмики и ЛФК, тифлоцентр.

Все кабинеты оснащены тифлотехническим оборудованием для проведения занятий со слабовидящими и незрячими учащимися – используются приборы «Графика», «Ориентир», компьютеры с брайлевским дисплеем, набор приборов и пособий, облегчающий обучение и вос¬приятие учебного материала: приборы для письма по Брайлю, таблицы по Брайлю; специальное оптическое оборудование для использования остаточного зрения слепых и слабовидящих детей: ортоскопическая накладная лупа, планосферическая строчная лупа. Для каждого ребенка оборудовано удобное рабочее место за столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения. В учебных классах, кроме системы общего освещения, дополнительно подсвечивается классная доска (не менее 500 люкс).

Оборудование и инвентарь спортивного зала дают возможность слабовидящим и незрячим детям заниматься физкультурой. Здесь есть специальные гимнастические стенки и скамьи, маты, перекладина, беговые дорожки, тренажеры, озвученные мячи…

Наша библиотека – это настоящий справочно-информационный центр, оснащенный всеми видами ТСО для слабовидящих детей, что обеспечивает условия для их индивидуальных занятий. Книжный фонд библиотеки составляют учебники плоскопечатные с крупным шрифтом, учебники по Брайлю, ПК «Говорящие книги», художественная литература по Брайлю.

Воспитанники школы-интерната получают пятиразовое горячее питание, а приходящие дети – двухразовое.

Все учебные помещения проветриваются во время перемен, до начала занятий и после их окончания.

Оздоровительная инфраструктура школы-интерната включает: медкабинет, изолятор, зубоврачебный кабинет, физиокабинет, процедурный кабинет, массажный кабинет, зал ЛФК, что позволяет постоянно проводить профилактическую работу и специальные лечебные процедуры по назначению и под контролем врача (физиотерапию, массаж, электростимуляцию, фито- и озонотерапию и прочее).

Администрация школы-интерната серьезно относится к рациональной организации коррекционно-образовательного процесса. Объем учебной нагрузки не превышает объема допустимой нагрузки по нормам СанПиНов. Режим дня наших учеников предусматривает нормальное с физиолого-гигиенической точки зрения чередование труда и отдыха, то есть налицо эффективный учебный процесс без чрезмерного функционального напряжения и утомления.

Например, вот что сделано для первоклассников:

  • расписание включает не более 4 уроков в день;
  • один день по облегченной программе в середине учебной недели;
  • динамическая пауза после второго урока продолжительностью 1 час;
  • «ступенчатый» режим обучения в I полугодии: в сентябре, октябре – 3 урока по 35 минут каждый, со 2-й четверти – 4 урока по 35 минут каждый;
  • дневной сон, прогулки на свежем воздухе;
  • отсутствие домашних заданий и балльного оценивания знаний школьников;
  • дополнительные недельные каникулы в середине 3-й четверти;
  • физкультминутки и гимнастика для глаз.

Расписание уроков составляется с учетом кривой дневной и недельной умственной работоспособности учащихся. Для школьников 1-й ступени основные предметы чередуются с уроками музыки, ИЗО, трудового обучения, физкультуры, для школьников 2-й и 3-й ступеней обучения чередуются предметы естественно-математического и гуманитарного циклов. Перерыв между последним уроком обязательных дисциплин и началом факультативных, коррекционных занятий составляет 45 минут.

Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа способствует нормальному физическому развитию детей всех возрастов, повышает адаптивные возможности организма, является одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья школьников.

Для повышения двигательной активности ребят ежедневно проводятся:

  • утренняя зарядка;
  • физкультминутки на уроках;
  • подвижные игры на переменах;
  • уроки физкультуры, ритмики, ЛФК;
  • занятия спортивных секций и участие в спортивных соревнованиях;
  • занятия в танцевальных кружках;
  • дни здоровья – каждый месяц.

В общем, физкультурой в школе-интернате занимаются все, в том числе и ребята из специальной медицинской группы. Наши воспитанники постоянно участвуют в соревнованиях по различным видам спорта.

В рамках программы «Одаренные дети» организованы индивидуальные занятия по музыке, русскому языку, литературе, математике, иностранному языку, истории, введены спецкурсы «Стилистика речи», «Физика и компьютер», факультативы по биологии (подготовка к поступлению в медицинский колледж), по информатике отдельно для слабовидящих и для незрячих учащихся.

Медицинская профилактика, лечение и наблюдение за состоянием здоровья воспитанников в динамике проводятся в рамках школьной программы «Здоровье».

Большую роль в системе психологической помощи детям-инвалидам играет арттерапия. В школе около 10 лет проводится эксперимент «Реабилитация и социальная адаптация детей с нарушениями зрения средствами эстетического воспитания» – действуют 37 коллективов художественно-эстетического и прикладного творчества. Каждое направление за эти годы приобрело статус технологии, при этом для всех детей-инвалидов ведутся индивидуальные карты социокультурной реабилитации.

Результатом системной коррекционно-образовательной и оздоровительной деятельности являются успешная социализация выпускников школы и их трудоустройство. За последние пять лет более трети выпускников поступили в вузы; 42% выпускников – в средние специальные учебные заведения; многие работают в ООО «Электроаппарат».

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Hasttings», представляющей английские кардиотренажеры для дома и небольших тренажерных залов: беговые дорожки класса А и В, эллиптические и велотренажеры, батуты. Купив беговую дорожку, вы приобретете качественный и компактный тренажер, который можно использовать всей семьей. Купить беговую дорожку можно на любой бюджет, цены начинаются от 20 тысяч рублей. Кроме того, вы можете купить реабилитационную беговую дорожку, которая позволяет задать скорость от 0,3 км, осуществляет непрерывный контроль пульса и имеет удлиненные поручни с функцией быстрой остановки.

И. Батищев