Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №9/2006

Технология

В поисках острова сокровищ

Понятие «здоровьесберегающие технологии» возникло несколько лет назад, но единого понимания, что же это такое, до сих пор нет. Наверное, такие технологии должны способствовать прежде всего возникновению у ребенка интереса к учебе. Одним из самых распространенных приемов «здорового преподавания» по праву считается введение игровых элементов в учебный процесс

«Если учитель будет настолько искусен, что занятия по учению до некоторой степени свяжет с играми, если он ухитрится смягчить... резкость перехода от свободной энергичной игры… к отвлеченному, связанному с неподвижностью, с сидением учению, то он получит ключ к раскрытию способностей детей, он сможет руководить их развитием и оказать существенно важные, неоценимые услуги, которые отразятся самым благотворным образом на всей их последующей жизни», – считал известный русский педагог и психолог П.Ф. Каптерев.

Игровые формы обучения с элементами соревнования дают возможность продуктивно провести урок, обеспечивают эффективное взаимодействие учителя и учащихся. Проведенные нами исследования убедительно доказывают, что при создании игровой ситуации у детей резко возрастает интерес к учебе.

Отход от традиционного построения урока и введение игры привлекают внимание всего класса. Очень важно отметить, что игра способствует развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности; у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредоточиваться, проявлять инициативу.

В то же время учителю необходимо обратить внимание на возможную опасность подмены серьезного учебного труда пустой занимательностью. Следует органически сочетать игру с серьезным, напряженным трудом, чтобы она не отвлекала от учения, а способствовала интенсификации умственной работы, делая ее более привлекательной, интересной.

В ходе нашей экспериментальной работы были использованы самые разнообразные игры на уроках географии, среди них и простейшие игровые элементы, и сложные, заранее запланированные вместе с учениками. Это объясняется тем, что в исследовании принимало участие большое количество учителей географии, имеющих разный педагогический стаж и разные взгляды на возможности и необходимость использования игры в учебном процессе.

Игра, с одной стороны, влияет на ребенка и ученический коллектив в целом (диагностика, профилактика и коррекция состояний риска в развитии учащихся), а с другой – на саму ситуацию риска (выявление, предупреждение и устранение неблагополучных черт, свойственных социальной среде, т.е. факторов риска адаптационных нарушений у детей). Это позволяет установить органичную связь собственно методики игры и коррекционно-развивающих технологий.

По классификации Г.К. Селевко к игровым формам урока относятся:

  • уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;
  • уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;
  • уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация, «дублер начинает действовать»;
  • уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, «живая газета», устный журнал;
  • уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок – подарок от волшебника, урок на тему инопланетян;
  • уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, патентное бюро, ученый совет;
  • уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;
  • перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут Знатоки», «Что? Где? Когда?», утренник, спектакль, концерт, инсценировка, диспут, «посиделки», «Клуб знатоков» и др.

Анализ представленной выше классификации показывает, что на уроке географии может иметь место любая из описанных форм игры.

Представим конспект урока в игровой форме с использованием приемов коррекционной направленности.

Таблица

Возможные функции игровой деятельности на уроках географии

Урок-путешествие «Остров сокровищ»

(Обобщающее повторение по теме «Гидросфера», 6-й класс)

Цели и задачи:

  • повторить изученный материал по теме «Гидросфера»;
  • применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, развивать мышление, устную речь;
  • формировать чувства товарищества, дружбы, умение работать в коллективе.
Оборудование урока: контурные карты, настенные карты, карточки с изображением дна океана, части речной системы.

Правила игры:

  • команды формируются самостоятельно (или под руководством учителя), придумывают название и избирают капитана;
    • подсказки и выкрикивания с места не допускаются, тогда команда получает штрафные очки;
    • поощряется коллективная, дружная работа в командах под руководством капитана;
    • если команда не знает ответа или отвечает неправильно, ответить может другая команда (выставляется дополнительный поощрительный балл).

    ХОД УРОКА

     

  • В. Суслов