Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №10/2006

Нам пишут

Модель разработана – будьте здоровы!

Здоровье школьников – проблема не только медиков, но и педагогов.

Особенно остро она стоит в учебных заведениях, где программа обучения предъявляет повышенные требования к организму ребенка. К их числу относится и наша гимназия № 35 города Владимира.

С 1998 года в гимназии работает психолого-физиологическая лаборатория, созданная кандидатом биологических наук, доцентом В.М. Усоевым. Лаборатория стала в 2000 году городской экспериментальной площадкой для исследования темы «Организация и функционирование Центра здоровья в общеобразовательном учреждении». Руководителем экспериментальной программы с 2001 года и по настоящее время является кандидат медицинских наук, доцент И.М. Морозова.

Работа Центра здоровья изначально была направлена на создание условий, способствующих полноценной работе как учеников, так и педагогов: оздоровлению учащихся после острых респираторных заболеваний, профилактике хронических заболеваний органов дыхания, пищеварения, сохранению и укреплению психологического здоровья учащихся. Проводились и до сих пор продолжаются коррекционно-оздоровительные мероприятия для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения, желудочно-кишечного тракта. Эта работа проводится совместно с Микрореабилитационным центром медицинского оздоровления учащихся, действующим от Детской областной клинической больницы г. Владимира и ежегодно работающим на базе гимназии в течение 2–3 месяцев. Ведется и просветительская работа по формированию психологии здорового образа жизни среди педагогов, учащихся и родителей.

В гимназии была создана концептуальная модель Центра здоровья в общеобразовательном учреждении. Суть модели заключается в формировании у школьников мотивации на здоровье в условиях современного образования, что невозможно без следующих компонентов:

  • междисциплинарного характера взаимодействия различных специалистов (психологов, физиологов, педагогов, врачей);
  • согласованных действий всех взрослых, работающих в гимназии;
  • определения здоровья как многогранного понятия, включающего в себя физическую культуру, культуру питания, общения и т.д.

Кроме работы Центра здоровья, в гимназии создана единая образовательно-оздоровительная система преподавания всех предметов с 1-го по 9-й класс, апробируются методики оценки ее результативности, разрабатываются критерии дифференцированного подхода к категориям учащихся, имеющим разный уровень здоровья. Тема здорового образа жизни интегрирована в образовательные программы гимназии по русскому языку и литературе, истории и обществознанию, иностранному языку, географии, физике, химии и др.

Изучение вопросов здоровья, экологии, роли физкультуры и спорта в жизни великих людей, проблемы нравственного выбора, духовного и душевного здоровья человека происходит с учетом специфики предметов.

Педагогическим коллективом через учебную и внеучебную работу успешно решаются следующие задачи:

  • образовательные (приобретение учащимися знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни);
  • развивающие (формирование мировоззренческих идей и убеждений о ценности здо¬ровья);
  • воспитательные (развитие у учащихся стремления организовать здоровый быт, противостоящий неблагополучной социальной и природной среде);
  • практические (привитие умений и навыков в области охраны своего здоровья, содействие социальной адаптации учащихся, укрепление духовно-социального здоровья подростков).
Модель экспериментальной работы предусматривает следующие направления:
  • предметные курсы базисного учебного плана (интеграция вопросов здорового образа жизни в преподаваемые предметы, уроки здоровья для учеников первых и вторых классов, релаксационные паузы на уроках, офтальмогимнастика);
  • деятельность психолого-физиологической лаборатории (работа психолога, физиолога, педиатра, составление карт индивидуального и психологического развития, профилактика вирусных заболеваний, коррекция минимальных мозговых функций, разработка комплексов упражнений для релаксационных пауз на уроках и т.д.);
  • углубленное обследование учащихся врачом-педиатром и специалистами узкого профиля;
  • внеклассная работа (дни и недели здоровья, спортивные праздники, родительский всеобуч и т.д.);
  • просветительская деятельность (беседы врачей-специалистов, анкетирование и индивидуальные консультации детей и родителей).

В ходе работы в рамках эксперимента мы выделили следующие направления работы:

  • психолого-физиологическое;
  • педагогическое;
  • медицинское;
  • организационно-методическое.
Указанные направления включают в себя следующие виды деятельности и конкретные мероприятия.
  1. Диагностика состояния физического и психологического здоровья учащихся (анализ структуры и уровня заболеваемости учащихся, психологическое тестирование, оценка резерва адаптации функциональных систем и всего организма и т.д.).
  2. Проведение врачами лечебно-оздоровительных и психологами коррекционно-развивающих мероприятий. С детьми, имеющими отклонения в психоэмоциональном состоянии, работают психологи психолого-физиологической лаборатории (ПФЛ), оценивая уровень психоэмоционального состояния и проводя его индивидуальную коррекцию. Эффективность оценивается повторным тестированием гимназистов, прошедших программу коррекции.
    С сентября 2001 года в рамках эксперимента «Организация и функционирование центра здоровья в общеобразовательном учреждении» проводится оздоровительная программа для детей первой ступени обучения. Программа оздоровления направлена на снижение острой заболеваемости респираторными инфекциями, улучшение адаптации ребенка к условиям школьного обучения. Медицинская реабилитация проводится ежемесячно в течение всего учебного года. Лечебно-оздоровительные мероприятия включают в себя комплекс как медикаментозных, так и немедикаментозных средств, предназначенных для профилактики острых респираторных заболеваний и гриппа, улучшения процесса адаптации ребенка к обучению в школе, коррекции витаминной недостаточности.
  3. Комплексная медико-психологическая оценка готовности детей к обучению в школе, которая позволяет выявить индивидуальные особенности и, соответственно, определить для каждого ребенка формы обучения и прогноз адаптации к школе, своевременно провести коррекционные мероприятия для детей с отклонениями в физическом и нервно-психическом развитии, соматически ослабленных детей.
  4. Дифференцированный подход к формированию первых классов с учетом уровня развития и состояния здоровья детей, поступающих в гимназию, целенаправленное формирование медико-психолого-педагогической готовности к интенсивному обучению, контроль за течением адаптации, обеспечение оптимальной адаптации и предупреждение ее срыва.
  5. Уроки физического воспитания, ОБЖ, уроки развития, ритмики и внеклассные мероприятия по физкультуре и спорту, которым отводится ведущая роль в оздоровлении учащихся.
  6. Физкультпаузы, физкультминутки, гимнастика для глаз на определенных этапах уроков с целью профилактики утомляемости, нарушения осанки, зрения.
  7. Дни здоровья, проводимые согласно календарю международных праздников. Недели здорового образа жизни, занятия детей в спецгруппах, работа спортивных секций, кружков.
  8. Пропаганда здорового образа жизни, формирование знаний в области психологии, физиологии, гигиены и медицины путем проведения всеобуча для учащихся и их родителей.
    Система экспериментальной работы в гимназии включает в себя активную работу с родителями, так как здоровье детей в немалой степени зависит от образа их жизни. Именно в семье формируются многие хронические заболевания из-за неправильного питания, режима дня, низкой двигательной активности, вредных привычек родителей. Поэтому в гимназии с участием педиатра, психологов, физиологов, классных руководителей разработаны и внедрены родительские всеобучи, регулярно проводятся родительские собрания. Налажена и обратная связь – проводятся различные виды анкетирования и опросов. В гимназии практикуется индивидуальное медико-психолого-педагогическое консультирование родителей и учащихся по волнующим их проблемам здоровья физического, психического, взаимоотношений в семье, коллективе.
  9. Создание фитобара, в котором ученики пьют настои трав. Используются витаминный сбор, адаптогенный и антисептический сборы.
  10. Разработка преподавателями гимназии тем по здоровому образу жизни и их интеграция во все преподаваемые предметы.
  11. Обучение в гимназии в одну смену по графику шестидневной учебной недели с длительностью урока 40 минут. График работы – пять учебных недель и одна каникулярная. Все это позволяет избежать переутомления учеников даже в условиях интенсивного образовательного процесса.

За три года вошли в традицию офтальмогимнастика, употребление очищенной воды для приготовления пищи в столовой и питья, особые комплексы утренней гимнастики, профилактика острых респираторных инфекций в начальных классах, работа массажиста, физиотерапевта, инструктора ЛФК по индивидуальному расписанию в течение уроков, проведение дней здоровья, недели здоровья.

Эти мероприятия в условиях интенсивного обучения казались ранее немыслимыми, но они способствовали сохранению здоровья учащихся, о чем свидетельствуют результаты обследований.

При этом результативность обучения сохранилась на высоком уровне, мы заняли 2-е место в городе по итогам предметных олимпиад в 2003/04 учебном году, наши гимназисты получили десятки дипломов за 1-е и 2-е места в городских конкурсах по разным номинациям.

В 2004/05 учебном году гимназия стала лауреатом Всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья», получила грант на сумму 216 тыс. руб., что позволило открыть тренажерный зал для разновозрастной категории.

Большая творческая работа всех членов педагогического коллектива, фельдшера и врача дала возможность включить в режим жизни гимназии оздоровительные мероприятия, взять под контроль течение хронических заболеваний, более глубоко проводить диагностику некоторых из них. Однако все это касается в основном учащихся 1–4-х классов. Определенный этап пройден, но эксперимент продолжается для среднего и старшего звена.

Коллективом гимназии, по сути, создана модель здоровьесберегающей технологии в учебном заведении с повышенным уровнем обучения.

 

В. Азова ;
А. Анохин