Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №11/2006

Урок здоровья

Закаляет солнце

Задача: научить детей правильно загорать и закаляться под лучами солнца.

1-й КЛАСС

По небу ходит
Маляр без кистей,
Краской коричневой
Красит людей.
(Солнце.)

– Человеческая жизнь невозможна без солнца, – говорит учитель. – Солнечное тепло необходимо и для природы. Продукты питания, которые мы с вами потребляем, – тоже плоды солнца.

Под солнечными лучами люди загорают.

Послушайте рассказ, как Боря закалял свой организм.

Маленький и умный

В деревне возле дома в гамаке лежала Соня. Она лежала и смотрела на водную поверхность пруда, который находился за забором. Мимо проходил Боря. Он постоял у забора, посмотрел на Соню и пошел дальше.

«Куда это он собрался?» – подумала Соня, а сама стала раскачиваться в гамаке – кач-кач, кач-кач… Качается Соня и думает: «Хорошо бы, чтоб солнце светило подольше. И мне бы побольше загореть».

Соня увидела, как Боря прыгнул в воду.

«Наверное, он не раз купался в нашем пруду, – подумала Соня. – Иначе он бы так в воду не прыгнул».

Боря поплавал и вышел из воды. Обтерся полотенцем и лег на подстилку. Он полежал то на одном боку, то на другом, то на спине, то на животе.

Соня встала с гамака и подошла к Боре.

– Ты зачем это постоянно переворачиваешься? У тебя что, тело чешется?

– Я переворачиваюсь, чтобы загореть со всех сторон, а не ходить только с коричневой спиной.

– А зачем ты хочешь стать коричневым? – спросила Соня.

– Чтобы стать здоровее!

– Знаю, знаю, – сказала Соня и тихонько засмеялась. – Я и без этого уже не болею две недели.

«Глупый мальчик. Маленький и глупый!» – думала Соня.

Через полчаса Боря встал и пошел от пруда. «Глупая девочка, – думал он, – маленькая еще, глупая. Разве можно так много времени находиться под солнцем, лежа только на спине в гамаке?»

Обсуждение

– Как загорал Боря и знал ли он место купания?

Учитель говорит:

– Как показывает жизнь, люди загорают лучше и ровнее во время движений на открытом воздухе, в том числе купаясь в открытом водоеме. Он напоминает, что, если загорать лежа, то надо время от времени поворачиваться к солнцу разными частями тела.

– Как загорала Соня и правильно ли это?

Учитель говорит, чтобы дети не забывали защищать от прямых солнечных лучей голову, например, панамкой.

Солнечные ванны следует принимать в ясную безветренную погоду утром, через 1,5–2 часа после еды или вечером с 17.00 до 18.00. На первых порах под солнечными лучами следует находиться 3–5 минут, в последующие дни процедуру увеличивают на 1–2 минуты.

Почему мы сегодня вели разговор о закаливании организма под солнечными лучами? Потому что многие дети с приходом теплых солнечных дней неправильно загорают. Они переусердствуют, обгорают, доводят себя до головной боли. Надеемся, что вы, послушав этот рассказ, не повторите ошибок Сони.

2-й КЛАСС

От всех болезней нам полезней
Солнце, воздух и вода…

– В солнечные летние дни на улицах и во дворах, на открытых водоемах можно увидеть много людей, занимающихся разными видами спорта. Каким видом спорта занимался Алик, вы узнаете из рассказа.

Первый выход на пляж

В конце мая закончились уроки в школе. Алик с Дашей пошли в Лефортовский парк. Вместе с ними пошла Дашина мама. Все расположились на берегу пруда и стали загорать. Прошло несколько минут.

Мама обратила внимание на то, что дети как легли на живот, так и лежат.

– Так под солнечными лучами находиться опасно, – сказала она.

– А как не опасно? – спросила Даша.

– Посмотрите! Видите, взрослые ребята играют в волейбол.

– Мы не умеем играть в волейбол, – сказал Алик.

– Да, эта игра пока не для вас, но Даша взяла с собой резиновый мячик. Поиграйте с ним.

– Давай правда поиграем! – предложила Даша.

Дети поиграли минут десять и присели отдохнуть. Потом направились к пруду.

– Только не купайтесь! – сказала мама. – А то можете простудиться.

Когда ребята вернулись и легли, мама спросила:

– Почему я вам предложила поиграть в мяч, а не просто лежать под солнечными лучами?

– Чтобы мы подвигались! – догадался Алик.

– Правильно! – сказала мама. – А еще – чтобы все участки вашего тела равномерно принимали солнечные лучи.

Обсуждение

– Что следует делать, чтобы загореть равномерно, – читать лежа книжку под солнечными лучами или поиграть, например, с мячом?

Далее учитель говорит, что дети и взрослые издавна используют солнечные лучи для закаливания организма.

  • Лучшее занятие для равномерного загорания, конечно же, участие в подвижных играх, легкоатлетические или гимнастические занятия…
  • Чтобы прием солнечных ванн не привел к нежелательным последствиям, надо соблюдать гигиенические правила:
    – долго не лежать под солнечными лучами;
    – не принимать солнечные ванны натощак или перед едой, при сильном утомлении.

Только разумная дозировка солнечных ванн помогает успешному закаливанию организма. Продолжительность первых солнечных ванн не должна превышать 10 минут. Потом это время увеличивают с каждой последующей ванной на 5–6 минут и постепенно доводят до 40–60 минут.

– Какое значение имеют солнечные лучи для здоровья человека?

Учитель обобщает ответы учащихся и говорит, что под действием солнечных лучей улучшается общее самочувствие, глубже и спокойнее становится сон, повышается выносливость к физическим нагрузкам. Солнечные лучи также способствуют росту и развитию костей, нормальной деятельности нервной и мышечной систем.

3-й КЛАСС

Солнце, солнышко,
Полное ведрышко,
Для брусники сладкий сок,
Для орешка – ядрышко.
Гори ясно,
Чтобы не погасло.

Учитель рассказывает, что солнцу рады и воробьи, и зайцы, и медведи, и, конечно же, люди. И приводит выдержку из «Толкового словаря» В.Даля: «Солнце, солнышко, наше дневное светило; величайшее, самосветное и срединное тело нашей Вселенной, господствующее… светом и теплом над всеми земными мирами, планетами».

А для чего использовал солнечные лучи Вадик, вы узнаете из короткого рассказа.

Здоровье дороже всего

В конце мая Вадик, мама и папа приехали в деревню.

На участке уже расцвела черемуха, зацвел дуб.

Вадик лег в постель, но никак не мог заснуть. За окном шел дождь.

Мальчик был очень расстроен. Он хотел позагорать. До этого дня стояла жаркая погода. Даже в тени температура воздуха переваливала за 25 градусов. А тут из-за дождя стало прохладно.

Постепенно Вадик успокоился и уснул. Утром он услышал, что кто-то стучит в окно. Вадик выпрыгнул из-под одеяла. Через окно на него глядел мальчик из соседнего дома.

– Ты чего стучишь?

– Пошли на пруд загорать! Сегодня жарко будет.

Вадик выбежал на крыльцо в одних трусах.

– Ты куда собрался? – спросила мама.

– Можно, мы с соседским мальчиком пойдем загорать на пруд?

– Сначала сделай зарядку. Потом позавтракай. А с кем вы пойдете на пруд? – спросила она соседского мальчика.

– Одни, – ответил тот.

– Тогда, Вадик, я тебя не пущу!

– Может, мне сходить за своей старшей сестрой? – спросил мальчик.

– Сколько ей лет?

– Она перешла в одиннадцатый класс!

– Вот это – другое дело.

Соседский мальчик ушел. Мама позвала Вадика и сказала: «Сейчас утро, время для загорания хорошее. Не лежи на солнце дольше 10 минут. Возьми с собой футбольный мяч, поиграйте. Так вы будете и ровно загорать, и развивать силу и выносливость.

Если у тебя вдруг заболит голова, появится вялость, уйди на несколько минут в тень. А то и вообще приходи домой».

Вадик пришел домой к обеду.

– Как дела, сын?

– Все хорошо! Мне так помогли твои советы!

Обсуждение

– Кто из вас уже закаливает организм под солнечными лучами?

– Где вы загораете?

Играйте на солнце до 10 минут в тихую погоду и в утренние часы при температуре воздуха 18–20 градусов. Затем уйдите в тень для отдыха. После чего снова повторите эту процедуру. Теплые солнечные лучи дают сильный закаливающий эффект.

Далее учитель обращает внимание на то, что не рекомендуется принимать солнечные ванны сразу же после еды. Загорая, голову следует прикрыть легким головным убором.

– Что мама посоветовала предпринять Вадику, чтобы загар получился ровным?

– Что нужно делать, если появляется вялость или начинает болеть голова во время игры на солнце?

  • Изо дня в день постепенно увеличивайте время пребывания под солнечными лучами.
  • Солнечные ванны полезно принимать под березовыми, сосновыми или еловыми деревьями. Воздух под деревьями богат веществами, которые вызывают гибель некоторых бактерий и болезнетворных грибков.
Мы любим солнце, стремимся к солнцу,
Оно дает нам жизнь и свет,
И там, где солнца лучи сияют,
Там для болезни места нет.

Запомните! Злоупотребление солнечными лучами может привести к перегреванию организма, появлению вялости, головной боли, потере аппетита и сна.

4-й КЛАСС

Задача: дать детям знания, необходимые для правильного закаливания организма солнечными лучами; сообщить о значении этой процедуры в укреплении здоровья и физического состояния человека; рассказать, как можно оказать первую помощь пострадавшему от солнечных лучей.

Нет на свете
Прекрасней одежи,
Чем бронза мускулов
И свежесть кожи.
Так сказал поэт В.Маяковский.

– Сегодня, ребята, мы поговорим о закаливании на солнце. Вот что написано в «Энциклопедическом словаре»: «Солнце – основной источник энергии для всех процессов, совершающихся на земном шаре. Жизнь существует только за счет солнечной энергии». Ученые, которые изучают Солнце, говорят, что его поверхность напоминает кипящую кашу. «Каша» бурлит, фыркает, плюется. Только это «каша» газовая. Все, что попадает в эту кашу, немедленно превращается в газ, даже камни и металл.

Как Дима использует «мощные» явления солнца? Об этом мы узнаем, прочитав рассказ.

Дозагорался!

Мама и Дима в тот день встали рано. После завтрака мама предложила пойти загорать.

– Пойдем на пруд! – попросил Дима. – Я в этом году там еще не был!

– Пойдем, – ответила мама.

Они шли по лесной тропинке. Погода стояла чудесная. От устойчивого тепла и сухой погоды за последние дни мая дуб-богатырь оделся в зеленый убор.

Они устроились на пляже, ближе к лесу. Аромат хвои и травы был Диме приятен. Улеглись на солнышке, стали читать каждый свою книжку. Диме очень нравились строчки, которые он читал: «…Петька плакал о солнце? Но Петька маленький… А большие? Они, правда, не плачут. Но если большие долго не видят солнца, а потом вдруг увидят его, у них тоже на глазах слезы. Слезы радости».

Первым молчание прервал Дима, спросив маму: «Почему люди так любят загорать?».

Мама сказала: «Солнечные лучи – целебные. Недаром пословица гласит: «Куда редко заглядывает солнце, туда часто приходит врач»…

– Ты уже долго лежишь на солнце. Иди в тень!

– Я еще немного позагораю!

– Уходи в тень!

– Сейчас! Еще немного, дочитаю страницу и уйду! – сказал Дима.

– Смотри! Доиграешься!

Где-то через 20 минут мальчик почувствовал, что ему нездоровится. Лицо у него горело, вид был сонный.

– Пошли скорее под грибок! – засуетилась мама.

Она обратилась за помощью к дежурившей на пляже медицинской сестре. Медицинская сестра положила Диме грелки с холодной водой на лоб и на область сердца, дала попить.

– Ты, наверное, хотел похвастаться своим загорелым телом? – сказала медсестра. – А чего добился?

Обсуждение

– А как вы загораете: лежа с книжкой или играя в активные игры?

Выслушав детей, учитель говорит:

– Избегайте лежать на солнце. Используйте солнечные лучи утром или с 17 до 18 часов, когда жара спадает. Первоначальная длительность пребывания под солнечными лучами – до 10 минут. С каждым разом эту процедуру можете увеличивать на 1–2 минуты.

  • Максимальное время нахождения под солнечными лучами должно быть не более 30 минут.
  • Лучше, если вы будете загорать на берегу открытого водоема у соснового или лиственного леса. Аромат хвои и трав не только приятен, но и полезен, таит в себе большую лечебную силу.

– Что случилось с Димой на пруду?

Далее учитель рассказывает, как оказывать первую помощь: пострадавшего следует перенести в тень, положить на лоб смоченное полотенце, освободить его тело от стесняющей одежды и позвать на помощь взрослых.

Многие из вас стремятся, приехав с каникул, показать друзьям красивое загорелое тело. Однако солнечные лучи могут кожу и сжечь.

– Какое влияние на организм оказывают солнечные лучи?

Лучи солнца усиливают рост человека, кожа у него приобретает защитные свойства от различных болезней. Она становится золотистой и красивой. Прыщи, ранки и царапины исчезают или заживают быстрее. Под влиянием солнечных лучей улучшается настроение.

– Как появляется коричневый цвет кожи?

В некоторых клетках основного слоя кожи находятся особые зернышки темного цвета. Красящее вещество, входящее в их состав, называется кожным пигментом. Под действием солнечных лучей эти темные зернышки начинают увеличиваться в размерах и образуют как бы сплошной коричневый слой. Это и есть то, что называется загаром.

Однако не всем полезно солнце даже в ограниченном количестве. Например, противопоказано загорать при гипертонии, болезни щитовидной железы, сахарном диабете, заболеваниях нервной системы, сердца, сосудов.

Избежать солнечного удара можно, надев на голову легкий головной убор.

Не жадничайте, солнца хватит всем!

 

Виктор Верхлин ;
Галина Верхлина