Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №/


И.Р. БУРЛАКОВ, Г.П. НЕМИНУЩИЙ

Спортивно-оздоровительные сооружения
и их оборудование: учебное пособие

– М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 136 с.

Хотя эта книга выпущена в 2002 году, она не утратила своей актуальности и сегодня (желающие смогут ее найти на книжных прилавках). Как известно, на территории нашей страны реализуется государственная программа «Здоровье нации», предусматривающая повсеместное развитие сети спортивных комплексов. Программа стала необходимой в силу многих объективных причин. Одна из них – явная недостаточность спортивных комплексов для привлечения к спортивно-оздоровительным занятиям широких слоев населения (особенно детей дошкольного и школьного возраста), причем как в городах, так и на селе.

Книга написана профессорами кафедры спортивных дисциплин Института физической культуры Ростовского государственного педагогического университета. Один из них – кандидат архитектуры, другой – кандидат педагогических наук. Задача этой книги – учебного пособия – помочь специалистам в сфере физического воспитания, учителям физкультуры, тренерам, спортивным руководителям грамотно решать самые разные вопросы оборудования, обустройства и строительства спортивно-оздоровительных сооружений, разбираться в их техническом оснащении.

Первым делом читателей знакомят с общей характеристикой и существующими классификациями простейших спортивных сооружений. Затем рассматриваются возможные планировочные решения игровых площадок для проведения спортивно-оздоровительных занятий с различными категориями населения, в том числе детского. Представлены различные типы планировки игровых площадок для дошкольников. Детально обсуждается оборудование таких площадок.

Большое значение придается оборудованию площадок для игр младших школьников. Такие площадки необходимо выделять и обустраивать (помимо типовых спортивных площадок) на любом школьном земельном участке, обычно их располагают между зданием школы и спортивной зоной. Авторы предлагают варианты устройства качающегося бревна, столба для лазания, щита для метания мячей в цель, кегельбана, каруселей, арочных лестниц, детских горок и других спортивных сооружений.

Даются подробные рекомендации по сооружению игровых полей для различных видов спорта (футбола, ручного мяча, регби, хоккея с мячом и др.). Ценно, что авторы освещают многочисленные вопросы строительства и обустройства спортивно-оздоровительных сооружений в самых разных условиях, включая не только дворы жилых городских домов, но и сельскую местность, загородные зоны отдыха, парки культуры, скверы и т.д. Без сомнения, удачно, что в книге приводятся варианты нестандартного оборудования площадок и мини-стадионов, не требующие специальной технической подготовки и дорогостоящих материалов. Такие максимально упрощенные планировочные и конструкторские решения спортивно-оздоровительных сооружений особенно актуальны в сельской местности, в небольших городах, рабочих поселках, где чаще всего отсутствуют большие финансовые возможности и основной упор приходится делать на использование местных материалов.

Вместе с тем благодаря книге можно получить представление о том, как должен быть построен и оборудован сельский спортивно-оздоровительный комплекс, отвечающий всем самым современным требованиям, что возможно, разумеется, при наличии соответствующих технических и материальных средств.

Особое внимание уделяется сооружениям и устройствам для занятий групп здоровья, лечебной физкультуры и иных организационных форм оздоровления различных возрастных категорий населения.

Не забыты авторами относительно новые виды спорта: в книге можно найти план скейтпарка, чертежи площадок для скейтборда, фристайла, схему устройства водного тобогана, водных горок.

Н.Б. САДИКОВ

1000+1 совет туристу: школа выживания

– Минск: Современный литератор, 2005. – 352 с.

Эта книга – поистине незаменимое пособие для всех тех, кто собирается в поход, или тем более для руководителей и организаторов походов. Здесь можно найти ответ практически на любой вопрос, касающийся подготовки и проведения не только простого туристического похода, но и сложного, опасного путешествия.

В книге все продуманно, четко и конкретно. Подготовка к походу – дело нешуточное. Здесь даются точные инструкции, как ничего не упустить при сборах в дорогу, правильно подобрать обувь и подготовить ее, выбрать рюкзак, оптимальным образом уложить в него наиболее подходящую одежду, спальные принадлежности, личную посуду. Обсуждается групповое снаряжение: палатки, кухонные принадлежности, прочая экипировка (свечи, фонарик, ремонтный набор и т.д.), подбор продуктов в дорогу.

Пеший поход, пожалуй, самый распространенный вид путешествия. Вы получите массу полезнейших сведений о порядке и интенсивности движения на маршруте; советов, как преодолевать болота (и оценить, что это действительно возможно сделать); осуществлять переправу вброд, над водой, по льду через водоемы, по воде, вплавь; выбрать место для привала, установить палатку. Подробно рассказывается, как вязать различные узлы, разводить костер, осуществлять личную гигиену.

Не менее важна проблема питания в путешествии. Тут читатель обогатится испытанными и несложными рекомендациями, как вкусно и по возможности разнообразно готовить пищу в походных условиях.

Для собравшихся в горное путешествие здесь есть все о снаряжении, особенностях распорядка дня и режиме передвижения в горах, о преодолении горных склонов (лесисто-травяных, осыпных, скальных, снежных и ледовых), о взаимо- и самостраховке, об основных правилах безопасности в горах.

Также содержательны и насыщенны главы, в которых рассматриваются водные, велосипедные, лыжные походы.

«Основы ориентирования» пригодятся любому походнику.

Работа с картой и компасом, определение расстояния, высоты, сторон горизонта (по солнцу и звездам, по растениям и поведению животных, по рельефу, почвам, ветру и снегу, по постройкам), ориентирование по звуку, свету, по следам – все это необходимо знать и уметь.

Особый разговор – о правилах поведения в условиях автономного существования и выживания в них, об ориентировании в различных климатических зонах. Есть в книге сведения и о том, как вести себя при стихийных бедствиях: наводнении, землетрясении, а также при пожаре и попадании в зону радиоактивной опасности.

В походе и путешествии опасность для человека иногда может исходить и от животных или от растительного мира. Соответственно, в одной из глав обсуждаются меры профилактики и помощь при укусах комаров и москитов, клещей, пчел и ос, мух и муравьев, блох, вшей, пауков, сороконожек, пиявок, ядовитых змей, ядовитых и хищных морских животных, некоторых опасных млекопитающих, а также при отравлении ядовитыми растениями.

Приводятся правила оказания первой помощи при ранениях и кровотечениях, переломах, вывихах, ушибах, сотрясении мозга, шоке, ожогах, солнечном и тепловом ударе, отморожениях, поражении молнией. Рассказывается о способах транспортировки пострадавших, искусственном дыхании, массаже сердца.

Узнаем мы и о том, что делать при пищевых отравлениях в походе, при бактериальной дизентерии; о том, какие лекарственные растения могут быть полезными в этих случаях; а также что предпринять, если во время похода или путешествия разболелись голова, зуб, горло, замучил кашель, на коже появились фурункулы, возникла морская или горная болезнь, снежная слепота и другие проблемы.

Даются рекомендации, какими медикаментами, перевязочными материалами и предметами медицинского назначения следует укомплектовать походную аптечку.