Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №12/2006

Новости

Музыка развивает память

Ученые Великобритании подтвердили предположение, что музыка развивает лингвистические и математические способности у малолетних детей. В основу исследования легли опросы и наблюдения за четырьмя сотнями мальчиков и девочек. Ученые получили подтверждение того, что малыши двух лет легко запоминают слова и отдельные выражения под музыкальный аккомпанемент. А вот без музыки способности к запоминанию открываются позже. Музыка помогает детям быстрее наращивать словарный запас, развивать простейшие математические навыки, способность слушать и усваивать информацию в виде элементарных инструкций. Исследователи сделали вывод, что прослушивание музыкальных произведений один или два раза в неделю оказывает влияние на некоторые сферы детского развития. Эффект наблюдается при регулярном воздействии в течение двух лет.

Подъем тяжестей избавляет женщин от лишнего жира

Подъем тяжестей помогает женщинам избавиться от лишнего жира в области живота. Но только если поднимать их дважды в неделю и каждый раз в течение часа. Таковы результаты исследований ученых США. При этом, по словам экспертов, даже не нужно соблюдать диету. Речь идет о так называемом «внутрибрюшном» жире, который обволакивает внутренние органы и считается самым нездоровым, поскольку увеличивает риск болезней сердца. Эксперимент проводился на 164 женщинах в возрасте от 24 до 44 лет. Женщин разделили на две группы: одна два года занималась по специально разработанной программе, поднимая тяжести дважды в неделю; участницам второй просто раздали брошюры с рекомендациями заниматься несколько дней в неделю по полчаса или часу. При этом всем им запретили диеты, влияющие на вес. В итоге те, кто тренировался регулярно, накопили всего 7% внутрибрюшного жира, а те, кто лишь иногда придерживался книжных рекомендаций, увеличили свой жировой «запас» в области живота на 21%.

Нервные люди чаще болеют гриппом

В петербургском Институте мозга человека РАМH ищут новые подходы к лечению расстройств нервной системы. По словам заведующего лабораторией нейроиммунологии Игоря Столярова, новые методы диагностики и лечения расстройств нервной системы позволят укрепить иммунитет и тем самым избежать многих заболеваний, в том числе гриппа. Ученый отметил, что согласно данным современных исследований нервная и иммунная системы тесно взаимосвязаны. Воздействуя, например, на иммунную систему, можно лечить мозг; и наоборот.

Лекарство против ВИЧ на подходе

Лабораторные исследования, проведенные в университете Вандербилта (США), подтвердили эффективность нового препарата против ВИЧ. Механизм действия вещества принципиально отличается от действия современных препаратов: за счет электростатического притяжения оно связывается с отрицательно заряженными клеточными мембранами ВИЧ. В результате этого вирус не может связаться с клетками человека. «Вещество, действующее на мембрану вируса, по-видимому, окажется эффективным против всех штаммов вируса, независимо от мутаций, поскольку вирусная мембрана останется не измененной», – заявили ученые.

Создана вакцина против отита

Чешские ученые разработали вакцину против средних отитов, предназначенную для защиты малышей. Средний отит широко распространен у детей первых лет жизни и чаще всего возникает как осложнение простудных заболеваний. Отиты сопровождаются сильными болями в ухе, повышением температуры, в редких случаях могут приводить к снижению слуха. В основе заболевания лежит воспалительный процесс слизистой оболочки среднего уха, который может быть вызван вирусной, бактериальной или грибковой инфекцией. Результаты исследования, которые оценивались через 2 года, показали, что дети, получавшие новую вакцину, заболевали отитом на 30% реже, чем дети из контрольной группы.

Несмотря на эффективность новой вакцины, лор-специалисты сомневаются в целесообразности всеобщей вакцинации детей против отита. Воспаление среднего уха не является смертельно опасным заболеванием и, как правило, протекает достаточно легко. Кроме того, новая вакцина эффективна только против двух бактерий и не защищает от всех возбудителей заболевания.

Антибактериальное мыло опасно

В США скоро перестанут пользоваться антибактериальным мылом. Содержащийся в нем триклозан вместе с болезнетворными бактериями убивает и полезные, способные сдерживать рост опасных микроорганизмов. К тому же постоянное использование такого мыла ведет к появлению бактерий, устойчивых к антибиотикам. Американские ученые утверждают, что многие бактерии давным-давно мутировали и прекрасно себя чувствуют в соседстве с триклозаном, сохраняя жизнеспособность на протяжении 16 недель. Они могут вызвать у человека заражение крови, менингит, рост кишечной палочки.

Специалисты требуют от производителей доказательств того, что их продукция в самом деле имеет преимущества перед обычным мылом. Испытания показали, что разницы в том, каким мылом мыть руки, – «детским», хозяйственным или антибактериальным, – нет. Все они на время уничтожают 99% бактерий. А чистота тела зависит не от сорта мыла, а от частоты мытья.

Российские специалисты рекомендуют применять мыло с содержанием триклозана лишь при промывании порезов, а для умывания пользоваться обычным.

Шоколад не спасет от депрессии

Любители шоколада могут есть его ради удовольствия, но не рассчитывать заглушить им стресс, считают австралийские ученые. Их новые исследования отрицают распространенный миф о том, что шоколад является антидепрессантом.

Споры о рыбьем жире

Проанализировав 89 исследований главного компонента рыбьих жиров – omega 3, – который якобы защищает нас от сердечно-сосудистых заболеваний, ученые не обнаружили каких-либо доказательств их полезности. Почти четверть века врачи советовали пациентам есть больше жирной рыбы, полезной для сердца. Они утверждали, что потребление блюд из макрели и лосося два раза в неделю снижает риск сердечно-сосудистых болезней. Но ученые из Университета Восточной Англии и еще восьми организаций, сведя воедино результаты исследований, не обнаружили доказательств того, что жиры omega 3 влияют на общий уровень смертности, частоту сердечных заболеваний, инсультов и рака. Если этот вывод подтвердится, то рыбьи жиры окажутся в списке медицинских мифов. Последние данные противоречат почти всем ранее проведенным исследованиям. Ранее американские ученые пришли к выводу, что у женщин, употребляющих в пищу много жирной рыбы во время беременности, чаще рождаются умные и общительные дети. А исследования, проведенные в США, Великобритании и Израиле, показали, что употребление полиненасыщенных жирных кислот omega 3, которые присутствуют в рыбе, нейтрализует депрессию и улучшает мозговую деятельность человека. По их данным, у 88% пациентов исчезают перепады настроения, приступы паники и депрессивные кризисы после исключения из диеты сахаров, кофеина, алкоголя и насыщенных жиров и одновременного увеличения в рационе питания фруктов, зелени и прежде всего жирных сортов рыбы, таких, как тунец, семга, анчоусы, сардины и скумбрия. Возможно, именно этот факт объясняет то, что японцы и финны, которые едят рыбу каждый день, в наименьшей степени подвержены депрессии.