Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №14/2006

Игровая площадка

В гостях у Природы

Предварительная подготовка: мероприятие рассчитано на две команды по 10–12 человек и зрителей. Вывешивается транспарант с названием мероприятия, стены украшены крупными рисунками растений и плакатами с природоохранной тематикой («Природу губить – здоровью вредить!», «Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир!», «Охранять природу – значит охранять Родину!» и т.д.).

Реквизит: фрагменты музыки Э.Грига «Утро», П.И. Чайковского «Времена года», пьеса Г.Свиридова; костюм Старичка Лесовичка; карточки с кроссвордами и экологическими задачами, бочонок (маленький) и лото с номерами от одного до девяти; маски животных и платок – завязывать глаза; бумага, фломастеры; набор маленьких букв «природа», «человек»; буквы для оформления «В гостях у Природы» на стене; «Книга Природы». Для награждения – дипломы и призы.

Звучит музыкальный фрагмент (Э.Григ. «Утро».)

Ведущая

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик, –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

(Ф.И. Тютчев)

Сегодня нам с вами предстоит отправиться в гости к Природе. Природа расскажет вам о деревьях и травах, кустарниках и мхах, грибах и насекомых, земноводных и пресмыкающихся, птицах и зверях, обитающих на территории нашей страны и за ее пределами. Конечно, обо всех растениях и животных поговорить за одну нашу встречу невозможно, так как только в России насчитывается около 80 тысяч видов растений и более 100 тысяч видов животных. Книга Природы необъятна, и поэтому сегодня мы перелистаем лишь некоторые ее страницы. Сегодня с нами две замечательные команды и болельщики, которые своими аплодисментами будут поддерживать храбрецов, отважившихся раскрыть Книгу Природы. Как называются наши команды, мы сейчас узнаем.

(Команды получают по набору букв.)

Первый набор: Ч-Е-Л-О-В-Е-К.

Второй набор: П-Р-И-Р-О-Д-А.

Задание. За 30 секунд сложить название команды. Таким образом, одна команда получает название «Человек», другая – «Природа».

Ведущая. Вот теперь мы знаем названия наших команд, и нам пришло время отправиться в наше путешествие. Как вы думаете: почему оно называется «В гостях у Природы»?

(Звучат варианты ответов ребят.) Ведущая. Да, совершенно верно, человек является частью Природы, поэтому ему необходимо делать все, чтобы сохранить ее для будущего. Сегодняшнее путешествие поможет каждому из присутствующих здесь еще раз задуматься о том, что человечество – всего лишь малая часть Природы, и если оно не хочет своего уничтожения, то должно защитить Природу от своей разрушительной деятельности. Итак, друзья, пора отправляться в путь. С нами сегодня отправится еще одна команда – команда жюри.

(Представление жюри.)

Ведущая

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за невиданной птицей.
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье лягушкою скок в ручеек.
«Что?» мышью шныряет под листьями в норах,
«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох.
Сидит «отчего?» на зеленом листке.
«Куда?» полетело верхом на жуке.
«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.
Вопрос за вопросом, и так целый день!
Мы с вами, друзья, по тропинке идем
Ответы искать под зеленым шатром.

Звучит музыкальный фрагмент (музыка свирели, фрагмент из пьес Г. Свиридова).

(Появляется Старичок Лесовичок.)

Лесовичок. Здравствуйте, друзья!

Ведущая. Здравствуй, гость невиданный! Кто ты такой и откуда к нам пожаловал?

Лесовичок. Я – Старичок Лесовичок.

Домик мой в глуши лесной.
Лес я слушаю весной,
И деревья, и цветы.
Льется солнце с высоты.
Стукнул дятел по сосне,
Я кричу: «Лети ко мне,
Побеседуем вдвоем
В светлом домике моем».
Заяц прыгнул на лужок,
Говорю: «Привет, дружок!
В лес пришел веселый май,
Подожди, не убегай!».
Зайка вздрогнул,
вбок скакнул
И в кусты улепетнул.
Ой, трусишка! Ой, чудак,
У меня же нет собак!
Белка, голубь, дикий гусь –
Я со всеми подружусь,
Я гуляю без ружья,
Сторожу покой, друзья.

Ведущая. Мы рады такому гостю. Скажи, Старичок Лесовичок: почему ты к нам именно сегодня пожаловал?

Лесовичок. Я пришел к вам, потому что птички мне прощебетали, что вы собираетесь в гости к Природе. А без меня вам будет нелегко. Я лесной житель, в лесу мне все знакомо, к тому же у меня есть то, без чего вам не обойтись. Я храню Книгу Природы.

(Лесовичок достает толстую книгу из корзины и показывает ребятам.)

Ведущая. Какая интересная книга! Старичок Лесовичок, а давай мы все вместе перелистаем страницы этой волшебной Книги Природы!

Ребята, для того чтобы Старичок Лесовичок убедился, как хорошо вы знаете Природу, вам придется ответить на несколько вопросов.

Разминка

За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 7 баллов у каждой команды).

  1. Что за трава, которую и слепые узнают? (Крапива.)
  2. Как можно пронести воду в решете? (Заморозить ее.)
  3. Как называют полный оборот Земли вокруг своей оси? (Сутки.)
  4. Что такое ветер? (Движение воздуха.)
  5. Назовите нерукотворный спутник Земли. (Луна.)
  6. Какая звезда самая близкая к Земле? (Солнце.)
  7. Почему леса называют «легкими планеты»? (Вырабатывают кислород и позволяют всему живому дышать.)
  8. Что подразумевается под понятием «явления природы»? (Все изменения, происходящие в природе.)
  9. Кто появляется весной раньше – летучие мыши или насекомые? (Насекомые.)
  10. Какой цветок имеет в своем названии мужское и женское имя одновременно? (Иван-да-марья.)
  11. Под каким кустом сидит заяц во время дождя? (Под мокрым кустом.)
  12. Где не найдешь сухого камня? (Под водой.)
  13. У кого много рук, а нога одна? (Деревья.)
  14. Что вниз верхушкой растет? (Сосулька.)

Лесовичок. Молодцы! Вы не только хорошо знаете Природу, но и с чувством юмора у вас все в порядке!

Ведущая. Старичок Лесовичок, мне кажется, теперь пришла пора узнать, что же за секреты хранит Книга Природы.

Лесовичок открывает толстую книгу на первой странице.)

Лесовичок. Первая страница этой книги называется «Времена года».

Бывает – не бывает

Каждой команде зачитывается по одному утверждению; если все игроки считают, что оно верное, то говорят «бывает», если неверное, то – «не бывает». За правильный ответ – 1 балл. (Максимально по 3 балла у каждой команды.)

Выпал снег, и зацвели подснежники.
Мальчик на лыжах отправился в лес за земляникой.
Выпал снег, и дети строят ледяной лабиринт.
На деревьях появились первые листья, а в школах начинается учебный год.
На поле тает снег, а на реке начался ледоход.
Зацвели подснежники, а птицы улетели в теплые страны.

Какое время года?

За правильный ответ – 1 балл (максимум 4 балла у каждой команды.)

Лесовичок

Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасила витрины?

(Зима.)

Я соткано из зноя,
Несу жару с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» – приглашаю.

(Лето.)

Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идет на поле, на реку
И по снежку, и по цветку.

(Весна.)

Наступили холода.
Превратилась в лед вода.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.

(Зима.)

Несу я урожай,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.

(Осень.)

Солнце поет,
Липа цветет,
Рожь колосится,
Золотится пшеница.

(Лето.)

Я раскрываю почки
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Росою поливаю.

(Весна.)

Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем.

(Осень.)

Ведущая. Мы отлично знаем времена года. Какая же следующая страница в Книге Природы?

Лесовичок. Эта страница называется «Растения».

А вам, ребята, сейчас предстоит справиться с заморочками из бочки.

Заморочки из бочки

Команды по очереди вытаскивают из маленького бочонка лото с номером вопроса. За правильный ответ команда получает 2 балла. Если игроки не могут ответить, то вопрос переходит к другой команде.

  1. Какие жизненные формы встречаются у растений? (Травы, кустарники, деревья.)
  2. Как растения размножаются? (Семенами, черенками, клубнями, усами.)
  3. Береза, липа, клен – это… (Деревья.)
  4. Малина, смородина, крыжовник – это… (Кустарники.)
  5. Одуванчик, клевер, ландыш – это… (Трава.)
  6. Почему «дрожат» листья осины? (Лист осины имеет длинный черешок и относительно широкую листовую пластинку.)
  7. Сколько живет хвоя сосны или ели? (Хвоя сосны – 2–3 года, ели – 5–6 лет.)
  8. Почему в сосновом лесу нижние ветки деревьев отмирают? (Сосна – светолюбивое дерево, если ветви получают мало света, они отмирают.)
  9. Почему нижние ветки ели в темном лесу не умирают? (Ель – теневыносливое дерево. Ее хвоя может жить при некотором затемнении.)
  10. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою? (Лиственница.)

Лесовичок. Пришла пора перевернуть следующую страницу. Она называется «Звери и птицы». Вначале вам нужно будет ответить на некоторые вопросы о них.

Викторина «О живом»

1 балл за правильный ответ.

Назовите самую маленькую птицу наших лесов. (Королек.)

Какая в мире самая большая летающая птица? (Дрофа.)

Чем дышат лягушки под водой? (Кожей.)

Что объединяет лебедя, утку и гуся? (Они – водоплавающие птицы.)

Какие млекопитающие откладывают яйца? (Утконос, ехидна.)

Какие птицы спят на лету? (Стрижи.)

Как зимуют обитатели водоемов? (Зарываются в ил или ведут малоподвижный образ жизни.)

Как лягушки и жабы добывают пищу? (Языком.)

Про кого можно сказать, что она «вылезает из кожи вон»? (О змеях, они сбрасывают кожу при линьке.)

Как зайцу удобнее бежать – с горы или в гору? (В гору: передние лапы у него короче, чем задние.)

Когда температура тела у птиц ниже – зимой или летом? (Всегда одинаковая.)

Какое животное лишнее: заяц, олень, морж, белка? (Морж.)

Ведущая. А теперь нам предстоит следующее испытание.

Узнай меня

От каждой команды по одному добровольцу: завязываем платком глаза по очереди и сверху надеваем маску животного. Участник должен, задавая своей команде наводящие вопросы, догадаться, маска какого животного на него надета. («Я хищное или травоядное?»; «У меня когти или копыта?»; «У меня пушистая шерсть или гладкая?»; «У меня короткий или длинный хвост?» и т.д.). Максимально 5 баллов, если угадал правильно после трех первых вопросов. Каждой команде – по три маски.

Лесовичок. Мне кажется, совершенно необходимо узнать, есть ли знатоки природы среди болельщиков наших команд.

Знатоки природы

Зрители награждаются сувенирами за каждый правильный ответ.

Какая рыба называется именем человека? (Карп.)

Какие города носят имена рыб? (Судак, Калуга.)

В названии какой птицы сорок букв «а»? (Сорока.)

Какая птица называется как танец? (Чечетка.)

Какие цветы носят человеческие имена? (Роза. Василек. Иван-да-марья. Лилия.)

Какая птица на земле самая маленькая? (Колибри.)

Какая птица зимой белеет? (Куропатка.)

Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими.)

Толстым или худым ложится медведь в берлогу? (Толстым.)

Лесовичок. Вот мы нашли среди болельщиков много знатоков природы, а команды после непродолжительного отдыха приступают к новому испытанию. Им необходимо найти ошибку в предложенных рассказах о природе.

Экологические задачи

Командам раздаются карточки с задачами, и после минутного обсуждения они дают ответы. За верный ответ команда получает 3 балла.

  1. Бабочка капустница летает над огородом. Для капусты это очень вредная бабочка. Она с удовольствием ест листья этого растения и не дает завязываться кочанам. (Листья поедает гусеница этой бабочки, а бабочка питается нектаром цветков.)
  2. С раннего утра с цветка на цветок перелетает симпатичная бабочка медведица. Весь день эта бабочка поедает пыльцу на цветках. (Бабочка медведица – ночная бабочка.)

Лесовичок. Вот, ребята, нам пора открыть еще одну очень важную страницу в Книге Природы. Эта страница называется «Человек».

Ведущая. Путешествуя по Природе, мы, конечно же, не можем обойти человека. Он – особое дитя матушки Природы. Человеку помогают выжить в окружающем мире растения, животные, природные богатства. Но прошло время, когда человек мог безраздельно черпать природные ресурсы, пришло время задуматься о том, как сохранить землю и само человечество, которое без Природы ждет неизбежная и мучительная смерть. Давайте попробуем сейчас внести небольшую лепту в сохранение природы – создадим плакаты, в которых расскажем, как надо сохранять Природу.

Природа и мы

Командам необходимо за пять минут нарисовать плакат, рассказывающий, как сохранять Природу. Победителю – 5 баллов.

Лесовичок. Пока команды готовятся, расскажите мне, ребята: что вообще должны делать люди, чтобы сохранить Природу для потомков?

(Работа в режиме мозгового штурма. Ведущая и Лесовичок записывают варианты ответов ребят на ватмане.)

Ведущая. Мы, люди, не должны забывать, что в этом мире мы всего лишь гости. Приходя в гости, мы всегда ведем себя вежливо. Так и люди, приходя в гости к Природе, пользуясь ее бо¬гатствами, должны быть очень внимательными и осторожными. Гармония природы – очень хрупкая вещь, ее легко разрушить. Поэты, музыканты, писатели и художники всегда острее других ощущали эту особую гармонию природы.

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши.
Она – твой давний, добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.

(В.Шефнер)

Лесовичок. Замечательные советы! Но давайте посмотрим, что получилось у ребят.

(Смотрят плакаты, выслушивают комментарии ребят.

Ведущая резюмирует итоги мозгового штурма и то, что изображено на плакатах.)

Ведущая. Пришло время подвести общие итоги. Слово – жюри.

(Председатель жюри оглашает общие оценки за все конкурсы.

Лесовичок поздравляет победителей, вручает дипломы и призы.)

Лесовичок. Ну что же, друзья, пришла пора расставаться. Нужно прощаться и собираться в путь-дорогу. На прощание я хочу оставить вам свой наказ.

Тихо звучит фоном музыкальный фрагмент. (П.И. Чайковский. «Времена года.)

Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба.
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю! Берегите…

(М.Дудин)

 

Елена Стукалина