Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №/


С.А. МИНЯЕВА

Подвижные игры дома и на улице.
От 2 до 14 лет

– М.: Айрис-пресс, 2006. – 208 с.

В жизни каждого ребенка важнейшее место занимают игры. Они оказывают на детей оздоравливающее, воспитательное и образовательное воздействие. Благодаря им развиваются быстрота, точность, координация движений, ловкость, сила, выносливость ребенка. Подвижные игры, которые проводятся на воздухе, укрепляют здоровье в целом, закаляют организм, благотворно влияют на нервную систему детей. Нельзя не отметить и то, что во время игры дети учатся общаться друг с другом, с педагогами, родителями; участие в игре воспитывает твердый характер и такие важные его составляющие, как целеустремленность, самообладание, дисциплина, чувство коллективизма.

Прекрасно, когда подвижные игры проводятся на воздухе в любое время года, в самых разных условиях, когда они разнообразны и интересны детям.

В настоящей книге автор собрала 500 подвижных игр для детей всех возрастов, от 2 до 14 лет. В некоторых из них могут принимать участие и взрослые – педагоги, воспитатели, родители, вожатые.

Специальные обозначения в тексте позволяют правильно вы¬брать возрастную категорию играющих. Количество игроков может быть самым разным: от одного до целой команды.

Все игры, рекомендуемые автором, собраны в пяти разделах. Открывает сборник раздел «Игры во дворе». Тут мы находим множество игр с мячом (включая так хорошо всем нам известный штандер), а также игры, в основе которых бег (это и столь популярные «салки», «жмурки», «прятки», «бояре», и более редкие, например «горелки», «гуси-лебеди», и масса других, менее известных и совсем новых). Приводятся игры с различными предметами («гольф», «серсо» и т.д.), игры-прыжки (например, «классики»), силовые игры.

Второй раздел сборника рассказывает об эстафетах. Среди них много различных вариантов с забегами (бег спинами друг к другу, бег на скорость, эстафета с палочкой, бег с препятствиями, бег на четвереньках, бег с мячом и пр.), прыжками (на одной ноге, с мячом между ног, в мешке и др.), в том числе с различными предметами и без них.

Раздел «Игры дома» позволяет, помимо подвижных игр, выбрать творческие игры, игры на внимание и сосредоточенность, игры на «ощупь» и др.

Следующие разделы – игры по временам года. Зимой для них потребуются санки, лыжи, коньки или просто снег. Большой раздел сборника отведен летним играм. Здесь множество игр на баскетбольной площадке, футбол, мини-футбол и женский футбол, шуточные и другие игры с футбольным мячом, волейбол и игры на волейбольной площадке, крокет, теннис, бадминтон, настольный теннис. Тут же можно найти варианты игр-соревнований, проводимых на велосипедах.

Очень интересны игры на воде, причем среди них игры для детей, которые боятся воды или только еще начинают к ней привыкать. Есть и немало игр для обучающихся плавать, чтобы научить их ориентировке в воде, помочь им развить и освоить безопорное положение, а также игры для тех, кто уже преуспел и хорошо плавает.

Летние прогулки на природе также таят в себе возможность проведения увлекательных и полезных для детей игр. Накануне такой прогулки следует рассказать детям о растениях, животных, птицах, живущих в нашей полосе. Рассмотреть их изображения на картинках, вспомнить голоса животных и птиц и научиться им подражать. Необходимо поговорить о Красной книге, показать исчезающие виды растений и животных, обсудить с детьми, как каждый из нас может помочь сохранить природу края. В сборнике много игр, которые проводят в лесу, среди деревьев, кустарников, на лугах.

Настоящая книга, без всякого сомнения, окажется очень полезной для всех, кто организует досуг детей, в первую очередь для работников детских лагерей, школьных учителей, воспитателей детских садов, а также для родителей.

А.Г. ТРУШКИН

Физкультурно-оздоровительная работа в летних лагерях

– М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону:
Издательский центр «МарТ», 2006. – 199 с.

Книга представляет собой методическое пособие по организации физкультурно-оздоровительной работы в детских оздоровительных учреждениях.

Вначале рассматриваются общие положения о подобных учреждениях и их вариантах, в том числе: общего типа (загородных и с дневным пребыванием); профильных (оборонно-спортивных, спортивно-оздоровительных, лагерях труда и отдыха); санаторных; оздоровительных учреждениях для родителей с детьми. Читатели подробно знакомятся с содержанием деятельности смены лагерей различного типа, с Положением о лагере юных туристов, Положением о значке юных туристов. Изложены нормативы продолжительности смены в разных лагерях; правила проезда школьников к месту проведения смены лагеря и обратно, а также при экскурсиях, выездных соревнованиях и других мероприятиях; медицинские противопоказания к направлению детей в оздоровительные учреждения; подбор кадров лагеря. Обсуждаются требования к территории лагеря, режим дня для школьников 7–9 и 10–15 лет.

Основная глава книги посвящена непосредственно физкультурно-спортивной деятельности в детских лагерях. Автор приводит перечень обязательных документов, касающихся планирования и учета работы по физическому воспитанию, сообщает примерные сроки возобновления занятий физическими упражнениями после некоторых заболеваний, обсуждает содержание планов, которые должны иметь педагоги по физическому воспитанию (в том числе по организационной работе, оздоровительной, физкультурно-спортивной).

Детально рассматриваются обязанности должностных лиц, ответственных за физическое воспитание детей. Обсуждаются требования к спортивным площадкам на открытом воздухе, к местам для занятий легкой атлетикой, к гимнастическому городку, площадкам для спортивных игр. Далее – подробный рассказ о том, какой разнообразной по содержанию и форме может быть утренняя гимнастика (зарядка): тут и различные упражнения, и советы, в какой последовательности следует их подбирать, как создавать положительный эмоциональный настрой. Сюжеты игр для школьников младшего возраста, а также примерные комплексы упражнений утренней гигиенической гимнастики для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста и описание множества популярных у детей и подростков спортивных игр и эстафет – важная составляющая этого пособия.

Здесь даются рекомендации по организации обучения школьников плаванию в естественных водоемах и бассейнах, приводятся инструкции о правилах организации морских купаний и купания в плавательном бассейне, перечень необходимого оборудования детских пляжей, правила пребывания детей в воде. Как организовать спортивные соревнования и физкультурные праздники, занятия школьников в спортивных секциях и мероприятия по закаливанию – все это можно узнать из книги.

Специалистам пригодятся нормативы и правила допуска детей к туристическим походам, медицинские противопоказания к участию в них, рекомендации по протяженности маршрута, скорости передвижения, тяжести груза за плечами для школьников разного возраста.

Автор затрагивает тему гигиенического воспитания школьников в летних лагерях, рассказывает об основных принципах организации работы медицинского персонала, а также о методах оценки эффективности оздоровления детей. В последней главе рассматриваются принципы обеспечения безопасности жизни и деятельности в летнем лагере, возможные причины травматизма детей и его профилактика.

Установленные формы отчетности при несчастных случаях с анализом причин их возникновения даны в приложениях.

Настоящая книга – незаменимое пособие для всех организаторов физкультурно-оздоровительной работы, воспитателей и педагогов, непосредственно занимающихся физкультурно-оздоровительной работой в летних лагерях.