Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №16/2006

Взгляд физиолога

Из чего вылупляются компьютерные цыплята?

Компьютер вошел в нашу жизнь, хотим мы этого или нет. И будущее – за ним. Оглядываясь на соседей, уже поставивших это чудо техники в своей квартире, мы настойчиво задаем себе вопрос: не пора ли и нашему ребенку купить компьютер?

Родители, как правило, не могут полноценно ответить на вопрос, в чем польза компьютера, не говоря уже о вреде.

Они чаще всего беспокоятся о влиянии компьютера на зрение и о вреде излучения. Кроме того, многие слышали о фанатах, полностью погружающихся в компьютерный мир, предпочитая всем видам общения общение с этим миром. И, естественно, их беспокоит: не будет ли это и с их ребенком?

Так покупать компьютер? Или подождать? И сколько ждать? А не будет ли поздно? Ведь возраст, с которого ребенок начинает общаться с компьютером, тоже немаловажный фактор, порождающий много других проблем для родителей.

А как только он начинает понимать цену общения со сверстниками, хочется проявить себя и в общении с компьютером. Ему хочется создавать своими руками свой мир – и чтобы никто не мешал и не читал морали.

Давайте сравним две ситуации.

  1. Ребенок за компьютером. В это время он не носится где-то по улицам, он дома, не бегает, не прыгает, не разбрасывает карандаши, фломастеры, не малюет ими где попало. Он очень занят и не пристает к взрослым и даже, может быть, учится чему-то (по обучающим программам) или развивается (по развивающим программам).
  2. Компьютера нет. Зато сколько проблем! Усадить дитятю за уроки, идти с ним гулять, потом чем-то занять, потом все убрать или заставить его это сделать и т.д. И все это время надо его еще воспитывать, напрягать свои нервы и ум.

Да, трудно не согласиться с этим. И многие родители, купив своему чаду компьютер, а то и карманную электронную игру, вздохнули свободно. Занимательность же компьютера не сравнить ни с телевизором, ни с любым другим занятием.

Но давайте посмотрим: действительно ли так просто решаются эти серьезные проблемы?

Прежде всего коснемся такого явления, как компьютерофобия. Что это такое? Это – проявление компьютерной тревожности, которая может выражаться в состояниях неуверенности, нерешительности, раздражительности, страха. Ребенок боится, что не сумеет справиться с требованиями компьютера (на начальном этапе освоения); иногда же нападает необъяснимый страх и при значительном сроке освоения компьютера, ребенок безотчетно боится, сам не зная чего.

Особенно интенсивно проблема компьютерофобии разрабатывается зарубежными учеными, изыскиваются средства для устранения этого расстройства.

Родителям следует обратить особое внимание на индивидуальную восприимчивость своего ребенка. Дело в том, что компьютерные страхи возникают часто у детей тревожных, неуверенных в себе, и компьютер у них выступает лишь «угрожающим стимулом», провоцирующим усиление общего состояния тревожности «тревожного» ребенка.

Большие опасения вызывает явление, по характеру противоположное компьютерофобии, – чрезмерная увлеченность компьютером. Дело в том, что занятия на компьютере создают у ребенка высокую мотивацию к ним. Приходится буквально идти на скандал, чтобы оторвать его от любимого времяпрепровождения.

Компьютерный мир, в который погружается и который сам творит юный пользователь ПК, настолько красочен, динамичен, занимателен, что этот мир со временем начинает восприниматься как действительный. Появляется так называемый «синдром Пигмалиона». По греческой мифологии Пигмалион – скульптор, который создал настолько прекрасную статую девушки, что влюбился в нее. Маленькие дети очень эмоциональны, впечатлительны, они, в сущности, в отличие от взрослых, нечетко различают искусство и реальность, потому так легко и доверчиво погружаются в жизнь героев компьютерного экрана как в мир реальный, а со временем – и охотнее, чем в реальный.

С одной стороны, это хорошо. Когда ребенок с компьютером «на ты», ему легче раскрыть для него себя – и он смелее ведет себя в выборе стратегии поведения или самообучения.

Однако привычка к компьютерному миру как миру действительному может нарушить адекватное восприятие мира некомпьютерного. Следует помнить, что ребенок легче переходит от образов конкретных предметов, игрушек к образам, формируемым компьютерными средствами, чем наоборот. От компьютерных вещей к реальным переход становится тем затруднительнее, чем больше пленяется ребенок компьютерной игрой. А это, в свою очередь, может привести к изменениям в развитии личности в сторону ухода в себя, формирования аутичности. При решении очень сложных задач в динамически меняющихся условиях могут обостряться невротические черты личности, а при выраженной неуравновешенности могут возникать болезненные состояния. Психологи установили самые различные варианты изменений в психическом развитии, в том числе и различную направленность изменений у разных групп людей под влиянием длительных занятий на компьютере. Так, у одних людей происходило повышение уровня интеллекта, у других – его снижение.

К позитивным можно отнести формирование деловой мотивации, развитие логического, оперативного мышления, умения прогнозировать. Кроме того, компьютер располагает большим набором изобразительных средств. Посмотрите, какие возможности для рисования. Можно создавать не только цвета, но и оттенки цветов. Можно легко удалять ненужное. А главное, экспериментировать можно бесконечно. Хочешь – создавай линейный рисунок, а хочешь – комбинируй из цветных фигур, или раскрашивай готовый узор, или составляй свой. Существует немало увлекательнейших развивающих игр, составленных с учетом возраста, индивидуальных возможностей и личностных наклонностей ребенка.

Программы обучающего характера позволяют развивать у детей абстрактное, логическое мышление. Они дают возможность ребенку менять по своему усмотрению стратегию решения, пользоваться различными уровнями усложнения материала, прибегать к услугам компьютерной помощи.

В принципе, как утверждают педагоги-программисты, компьютерные обучающие системы в состоянии обеспечить контроль и управление учебным процессом, строя динамическую модель конкретного учащегося с учетом личностных особенностей его мышления, памяти, восприятия и понимания текста.

Одновременно с этим у пользователей можно формировать такие качества, как аккуратность, точность, рационалистичность, организованность. Но, как понимаете, в каждом случае необходимо рассматривать возможности той или иной программы применительно к конкретному ребенку.

Кроме того, следует иметь в виду, что компьютер, предоставляя разнообразный красочный материал для осуществления творческого замысла (например, при изображении сюжета, в конструировании, в составлении узоров и др.), сам творить не может, как не может и научить творить ребенка.

Творчество – это сфера интуитивного, чисто человеческого мышления, которое невозможно перевести на формально-логический язык компьютера. В этом сказывается ограниченность интеллектуальной активности человека за компьютером, поскольку превалирует формально-логическое мышление и усиливается его шаблонность.

Помимо этого, при длительной и сложной компьютерной деятельности возможно перерастание положительных качеств личности в негативные, например, точности и аккуратности – в педантизм, ригидность – недостаточную подвижность, приспособляемость мышления, установок по отношению к меняющимся требованиям среды. Складывается зависимость мыслительных процессов от компьютера.

Особого разговора заслуживает уровень нашей информационной культуры. Многим родителям следовало бы серьезнее отнестись к выбору детских компьютерных программ. Надо проследить за тем, чтобы в информационное пространство семьи не проникали «культиваторы» агрессивного поведения ребенка.

Речь идет о довольно еще распространенных на сегодняшний день компьютерных играх «активных действий», всякого рода «бегалках и стрелялках». Занятия подобными играми таят тройную опасность.

Во-первых, они отучают детей от терпения и проявления силы воли, необходимых для серьезных интеллектуальных занятий, вырабатывают привычку к развлечению, бездумности при быстром достижении цели. Уже имеется опыт, показавший, как длительные увлечения такими играми приводят к тому, что спустя два года ребенок не может связать несколько слов даже по поводу своей любимой игры, ограничиваясь возгласами и междометиями типа «бац», «ты-ты-ды» и т.п. Он охотно и легко ориентируется в компьютерной терминологии, быстро отвечает на тестовые и учебные задания, но, увы, в большинстве случаев не дает правильных решений.

Таким образом, у ребенка вырабатывается быстрота реакции, однако теряется способность к сосредоточенности, необходимая для успешного выполнения учебных задач.

Вторая опасность подобных игр заключается в отчуждении ребенка от живой природы, от сверстников, родителей.

Считают, что их может заменить компьютер. При этом подразумевается хороший компьютер, оборудованный современными мультимедийными средствами.

Может ли компьютер заменить общение с родителями? На этот вопрос пусть ответят сами родители. А общение с друзьями и другими живыми существами?

Программисты пытаются работать и в этом направлении. В Японии, например, сейчас среди детей распространена новая игра: электронного цыпленка надо вырастить из яйца, «кормить», убирать за ним. Если о цыпленке забудут или допустят ошибку в уходе за ним, он перестанет попискивать и может «умереть».

Казалось бы, какая разница, живой цыпленок или игрушечный. И на примере игрушечного можно научить детей любить цыпленка, а если соответственно смоделировать человека, то и человека. И как это актуально для городского ребенка, когда в семье нет ни других детей, ни собаки, ни вообще животных.

Однако обратите внимание на такой факт. От того, что электронный цыпленок или электронный человек погибнет от неправильных действий или от неподобающего желания играющего, с последнего никто ничего не взыщет и не станет называть убийцей. Таким образом, жизнь становится игрушкой в руках маленького кукловода.

В действительной жизни, само собой, от человека требуется ответственное отношение к живому существу, особенно к человеческой личности, обладающей самоценностью, правом на существование.

Отсюда третья, может быть, самая главная опасность развлекательных игр, допускающих жестокость со стороны игрока. Моделируя действия ребенка в виде отражения ударов, нападения и т.п., компьютер формирует у него агрессивное мышление и агрессивную направленность развития личности в целом.

Давая негативную оценку компьютерным играм, психологи, врачи, педагоги не против игры как таковой. В игре ребенок познает мир, развивается. Они против именно подобных игр, неблагоприятно воздействующих на здоровье, интеллект и психику ребенка.

Представьте, что творится в незащищенном сознании малыша, если он борется с чудовищами, привидениями и другими враждебными существами. Как защитить в таких случаях ребенка от неврозов, навязчивых страхов, лунатизма, тиков и других психических нарушений?

Как известно, страх делает ребенка или забитым, или жестоким, а бывает, и тем и другим одновременно.

Так, один пятилетний малыш, чтобы избавиться от страха быть съеденным динозавриком, «выродил» сам своего динозаврика; он сам вскармливал и воспитывал его так, чтобы с помощью его уничтожать других динозавриков. Однако страх перед ними не исчез. Его воображение до сих пор наполнено различными ситуациями борьбы и защиты.

Другой шестилетний мальчик, по натуре запуганный и робкий, имел такое увлечение: целыми днями пытал на электрическом стуле плюшевого Микки-Мауса.

Если хочешь побороть страх, то как это сделать? Можно укрыться под одеяло. Или просто самому быть страшным.

Некоторые герои компьютерных игр настолько страшны (зверские выражения лиц, рука-клешня, рогатый шлем), что на упаковке (по-английски) написано: «Детям не младше пяти лет». А если не написано?

Как ориентироваться в обилии программ, среди которых есть и вполне приемлемые развивающие и обучающие? Как разумно подойти к организации занятий на компьютере? Как оградить от вредного влияния на здоровье?

Сам компьютер ни плох и ни хорош – тем или другим он делается в зависимости от того, как он используется. Невежество и беспечность родителей и отсутствие разумного подхода в этих вопросах крайне опасны не только для телесного и психического здоровья ребенка, но и для самих родителей. Именно они в первую очередь получают ответный удар из-за своих промахов в воспитании собственных детей, а потом уже страдает общество в целом.

Если родители не ограничивают ребенка, то надо хотя бы знать, что они разрешают, а если запрещают или ограничивают, то следует обосновать свой запрет.

Имеющиеся в литературе сведения о возможном неблагоприятном воздействии на здоровье взрослого человека при общении его с ПК наводят на мысль о том, что использовать компьютер как средство воспитания дошкольников следует с осторожностью, учитывая их возрастные функциональные возможности. В связи с этим, а также с учетом специфичности воздействующих при работе на компьютере факторов (зрительное напряжение как результат различения небольших знаков и символов на фоне светящегося экрана; вынужденная сидячая поза с фиксацией мышц плечевого пояса; изменение окружающей воздушной среды и др.) возникла необходимость разработки гигиенических правил использования ПК при работе со школьниками.

Главные из них: нормирование одноразовой работы на компьютере с учетом возраста ребенка, состояния его здоровья, качества видеотерминала; определение допустимой максимальной кратности работы в недельном цикле занятий; рациональное включение занятия на ПК в режим дня; оценка функциональной ценности занятия с использованием компьютера и отличие ее от ценности других занятий; исследование адаптации организма детей к специфическим условиям работы на ПК и разработка мер оптимизации условий общения ребенка с компьютером; классификация компьютерных программ по гигиеническим критериям.

Некоторые из перечисленных вопросов за последнее десятилетие удалось решить. О них-то мы и поговорим в следующих статьях.

 

Людмила Леонова