Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №17/2006

Взгляд физиолога

Реакция детского организма на работу с компьютером

Дистанция огромного размера: в чем она проявилась

В специальном исследовании участвовали практически здоровые дети 5, 6 и 7 лет (1-я и 2-я группы здоровья). Они находились в одном и том же компьютерном зале перед одинаковыми мониторами с аналогичной эргономикой рабочего места. Продолжительность работы была тоже одинаковой. Развивающие компьютерные программы средней степени сложности позволяли ребенку выбрать индивидуальный темп деятельности. Со всеми детьми занимался один и тот же методист-преподаватель.

Можно считать, что поведенческие реакции и динамика реагирования физиологических систем детей разного возраста при работе на компьютере зависели главным образом именно от возрастных особенностей их организма. Различия, конечно же, проявились. Одним из показателей, интегрально отражающим состояние ребенка, состояние его работоспособности, считается показатель «длительность отвлечений от работы». Оказалось, что у пятилетних детей средняя продолжительность отвлечений в первые 5 минут работы на ПК равнялась 24 сек., а в последние 5 минут – 55 сек., т.е. нарастала более чем вдвое. У детей 6 лет в первые 5 минут отвлечения занимали 18 сек., в последние 5 минут – 37 сек. У детей 7 лет – соответственно 13 и 27 сек.

Однозначно с увеличением возраста детей длительность отвлечений сокращается как в начале, так и в конце периода их работы на компьютере. При этом характерно, что более выраженная разница отмечается между 5- и 6-летними дошкольниками, а 6-летние дети по этому показателю приближаются к 7-летним.

У тех же детей изучалось функциональное состояние центральной нервной системы до и после общения с компьютером. Использовался метод хронорефлексометрии (зрительно-моторная реакция). Полученные результаты позволили определить функциональное состояние ребенка по одному из четырех признаков (состояние врабатывания, первые признаки утомления, утомление, выраженное утомление).

Оказалось, что число детей в состоянии врабатывания, т.е. без признаков утомления, было наименьшим среди 5-летних (24%) и в половине случаев среди 6- и 7-летних (56–50%). У небольшого числа детей наблюдались первые признаки утомления.

Однако нас больше всего интересуют случаи утомления и выраженного утомления, которые выявились у детей к концу работы на компьютере. Выяснилось, что наибольшее число случаев утомления и выраженного утомления отмечается среди детей 5 лет: соответственно, в 48% и 12% случаев. Среди детей 6 лет таких случаев было существенно меньше (26% и 5%), среди детей 7 лет – примерно столько же (28% и 11%).

Таким образом, и по этим показателям дети 5 лет значительно отличались от дошкольников 6–7 лет, а 6-летние дети по своей реакции на работу с компьютером были схожи с 7-летними.

Получается, что пятилетних детей следует выделять в обособленную возрастную группу. Для них следует отдельно от других возрастных групп устанавливать нормы различных нагрузок (учебно-воспитательных, умственных, физических и пр.).

Согласно многочисленным данным, изложенным в монографии «Физиология развития ребенка» под редакцией М.М. Безруких, Д.А. Фарбер (М., 2000), дети 5 лет по многим признакам существенно отличаются от 6-летних. Речь идет о функциональном состоянии целого ряда физиологических систем (центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной), об их резервных и адаптивных возможностях.

Например, полиморфный характер ЭЭГ (частота альфа-ритма от 8 до 10 Гц) присущ детям только до 5 лет включительно, а с 6 лет уже доминирует альфа-ритм частотой 9 Гц. Произвольное регулирование своей деятельности до 6 лет очень несовершенно.

Дети не могут подчинить свои действия внешним управляющим влияниям, делают много ошибок. В отличие от них, 6–7-летние дети делают не много ошибок и сами же их исправляют, время выполнения задания у них значительно короче, работают они сосредоточенно, не отвлекаясь.

Именно от 5 к 6 годам происходит существенное развитие и сердечно-сосудистой системы: достоверное снижение величин объемного мозгового кровотока и показателя тонуса мелких мозговых артерий, снижение частоты сердечных сокращений, возрастание минимального артериального давления и ударного объема крови. В этом возрасте довольно резко происходят увеличение объемной скорости спокойного дыхания и прирост объема дыхания.

Резервные возможности системы расширяются в возрасте от 6–7 лет.

Не остается в стороне и двигательная система. С увеличением возраста длительность заданного цикла движения постепенно уменьшается. Наиболее заметно – в некоторые возрастные периоды, в том числе от 6 до 8 лет, т.е. снова на границе 5 и 6 лет. Совершенствуется регуляция произвольных движений, и способ механического копирования при выполнении задания по изображению (рисование) геометрических фигур, присущий детям 3–5 лет, сменяется в 5,5 года способом осознанного выполнения движений по инструкции.

Такой интегральный показатель функционального состояния организма, как «умственная работоспособность», у 6–7-летних детей имеет более высокие значения, чем у 5-летних. Работоспособность первых значительно устойчивее, чем у вторых.

Функциональное изменение детского организма на рубеже от 5 до 6 лет созвучно с морфо¬функциональными изменениями различных образований головного мозга в этот возрастной период.

Итак, мы убедились, что нормирование работы на компьютере надо проводить с учетом возраста ребенка. Дети начинают работать на ПК, как правило, с 5–6 лет. Именно для этого возраста в систему развивающих педагогических средств в детском саду включают и компьютер с развивающими компьютерными программами. Следовательно, разработку правил использования компьютеров для детей 5 и 6 лет следует проводить отдельно для каждого возраста.

Среди прочих правил, требований и рекомендаций особенно важное значение приобретают гигиенические, направленные на сохранение здоровья детей.

О нормах длительности работы (общения) с компьютером для детей 5- и 6-летнего возраста поговорим в следующий раз.

 

Людмила Леонова