Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №17/2006

Урок здоровья

Формула правильного питания

Уже семь лет школьники России осваивают программу
«Разговор о правильном питании»

Образовательная программа разработана в Институте возрастной физиологии РАО при спонсорской поддержке компании «Нестле». На сегодняшний день она состоит из двух модулей – для детей 6–8 и 9–11 лет. В «Разговор о правильном питании» включились более 1,5 миллиона дошкольников и младших школьников из 27 регионов России.

Правила рационального питания важно знать не только малышам, но и школьникам постарше. Вот почему компания «Нестле» составила третий модуль программы «Разговор о правильном питании», ориентированный на младших подростков, учащихся 5–6-х классов.

Модуль получил название «Формула правильного питания». Он включает в себя 14 тем, где в игровой, интересной для ребят форме будет продолжено обучение основам рационального питания. Мальчики и девочки смогут узнать новое о пользе хорошо знакомых им блюд и продуктов, научатся оценивать свой рацион в соответствии с принципами здорового образа жизни, а также планировать режим питания. Но не только. В темах третьего модуля представлены и культурные аспекты питания, помогающие ребятам больше узнать о кулинарных традициях своей страны и других стран, познакомиться с историей.

Так, в теме «Кулинарная история» ребятам предлагается проанализировать литературные отрывки из произведений известных писателей и узнать о питании в разные исторические эпохи: из какой посуды ели первобытные люди, как готовили пищу в Древнем Египте, почему древних египтян называли «хлебоедами» и чем различаются кулинарные традиции древних римлян и древних греков. Найти ответы на эти и другие интересные вопросы можно в книгах Д’Эрвильи, С.Лурье, М.Твена и др. Одной из важных воспитательных задач при этом является не только формирование у ребят представления о развитии кулинарного искусства, но и воспитание у них интереса к чтению. На это направлены задания, которые должны выполнить учащиеся. Многие из таких заданий могут быть использованы на уроках истории. Одно из них – «кулинарный кроссворд». С помощью учебника ребятам нужно найти ответы на вопросы: что, по мнению древнегреческого философа Сократа, является лучшей приправой к пище (голод); какой плод был причиной раздора между богинями Герой, Афиной и Афродитой (яблоко); как звали древнегреческую богиню плодородия (Деметра) и др.

В теме «Как питались на Руси и в России» ребята знакомятся с кулинарными традициями своей страны. Такое знакомство не только имеет культурно-историческое значение, но и позволяет учащимся осознать преемственность культуры. Ученикам предлагается прочитать отрывок из литературного произведения начала XVIII века «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению...», пересказать каждое из правил современным языком, а потом сделать вывод, многое ли изменилось в правилах этикета с тех пор, как было написано это произведение.

  • Умой руки и сяди благочинно, сяди прямо и не хватай первый блюдо, не жри, как свиния, чтобы везде брызгало, не сопи, егда яси…
  • Пий и яждь, сколько тебе потребно, в блюде будь последний. Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому и возблагодари его.
  • Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, когда тебе пить, не утирай губ рукою, но полотенцем, и не пий, пока еще пищи не проглотил.
  • Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом.

Кулинарная тема нашла свое отражение в различных видах искусства. «Необычное путешествие» позволяет расширить представление школьников об эстетике такой важной стороны жизни человека, как питание. Оказывается, в мире существует более 300 музеев, посвященных различным видам продуктов и блюд, – музей сыра, молока, шоколада. Ребята познакомятся с различными жанрами живописи, где еда оказывается «главным персонажем», узнают о музыкальных произведениях, в которых звучит кулинарная тема.

С традициями питания, сложившимися в разных странах, знакомит школьников «Кулинарный глобус». Выполняя задания, ребята самостоятельно должны сделать вывод о том, почему так разнообразны привычки и предпочтения людей, что влияет на кулинарные традиции. Например, школьникам предлагается прочитать, что входит в традиционное меню японцев и норвежцев, и ответить на вопрос: почему в этих столь непохожих странах схожие кулинарные традиции? Здесь поможет географическая карта: обе эти страны находятся на побережье, а значит, и жители Японии, и жители Норвегии предпочитают использовать в питании морепродукты.

Задача программы не только в том, чтобы объяснить школьникам, как климат, географическое положение, образ жизни народа влияет на его кулинарные традиции. Задания, предлагаемые ребятам, помогают убедиться в том, что, несмотря на непохожесть традиций питания в разных странах, они позволяют обеспечить организм человека необходимыми питательными веществами, приспособиться к климатическим условиям.

Здесь же рассказывается о различных кулинарных праздниках, которые проходят в разное время года в Швейцарии, Англии, Франции и др. Ребятам предлагается составить собственный календарь этих праздников, найдя дополнительную информацию в книгах, журналах, Интернете.

В теме «Я накрываю на стол и приглашаю друзей» подростки не только знакомятся с правилами сервировки и этикета, но и учатся роли гостеприимных хозяев. Игровые тесты помогают мальчикам и девочкам оценить, готовы ли они принимать гостей, освоить ряд секретов гостеприимства. С помощью специального листа наклеек в рабочей тетради школьники могут придумать разные варианты сервировки – например, предложить вариант оформления стола для любимого литературного персонажа, для самого необычного праздника и пр.

В программе много заданий, ориентированных на самостоятельную, творческую инициативу учащихся, а также на совместную работу с родителями: составление «семейной кулинарной книги», ведение «семейного меню»... И это не случайно, ведь формирование культуры питания прежде всего происходит в семье, и эффективность такого воспитания во многом определяется заинтересованностью и участием родителей.

В каждой теме подростки самостоятельно оценивают в баллах результаты выполнения заданий, определяют свой собственный вклад в составление формулы правильного питания. В конце обучения подводятся итоги: каждый из учеников составляет личную «формулу правильного питания».

Ознакомиться с новой частью программы «Разговор о правильном питании» школьники смогут в 2006/07 учебном году. Эксперимент пройдет в трех регионах – Нижегородской, Читинской и Пермской областях. Этот выбор не случаен. Ведь педагоги именно из этих регионов стали победителями третьего Межрегионального тура конкурса методик реализации программы «Разговор о правильном питании», который прошел в июне в рамках ежегодной конференции «Воспитываем здоровое поколение».

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина KingIkra, занимающегося оптово-розничной торговлей морскими деликатесами. Покупать икру тут удобно и выгодно. Помимо того, что цены на икру в интернет-магазине на сайте kingikra.ru одни из самых привлекательных на рынке и существенно ниже, чем у многих конкурентов, для постоянных покупателей предусмотрена еще и накопительная система скидок и бонусов. Оплатить заказ можно наличными при получении товара, банковскими картами, средствами электронных платежей, а также по безналичному расчёту. И, самое главное, перед покупкой клиенты имеют возможность бесплатно продегустировать деликатес дома или в офисе. Если качество приобретенного продукта Вас не устроит, или заказ не будет выполнен в срок, компания готова вернуть Вам потраченные деньги. Однако мы уверены, что этого не случится, ведь KingIkra реализует только свежий товар, качество которого подтверждено соответствующими сертификатами, и который ждет своих покупателей в идеальных условиях хранения.

Александра Макеева