Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №17/2006

Вместе с психологом

Зачем это нужно?

Праздничное знакомство первоклашек со школой, с учителем и одноклассниками очень быстро заканчивается. И начинаются будни, будни, будни, наполненные нелегким трудом ученика. Всё им впервые, всё – вновь... Чему они научатся? Чему надо им научиться в первую очередь? Если вы подумали, что в первую очередь им надо научиться читать и писать, то вы глубоко заблуждаетесь. В первую очередь им надо научиться отвечать на вопрос: зачем?

Мне пришлось с этим столкнуться еще в первый год своей работы: вопрос этот почти всегда ставит их в тупик. Никто из окружающих, тем более они сами себя никогда не спрашивали: зачем они идут гулять, зачем смотрят телевизор, зачем помогают маме?.. Они делают то, что им приятно делать, или то, что их просят сделать.

Если сразу не научить их отвечать на вопрос зачем?, то при первых же трудностях они «дадут задний ход». Им будет просто непонятно, зачем слушать учителя, когда можно помечтать о чем-то приятном, зачем вести себя спокойно во время урока и не мешать учителю и соседу по парте, когда так хочется поразвлечься, зачем проявлять усердие и старание.

С первых дней первоклашкам надо, не жалея времени, объяснять, что это самый главный вопрос в их жизни. Объяснять на понятных им примерах: зачем они едят, зачем ложатся спать, зачем каждое утро просыпаются...

В дальнейшем они не должны воспринимать какую-либо просьбу учителя как его прихоть. Они должны знать, зачем они выходят к доске, зачем учитель задает вопросы на уроке, зачем он им что-то рассказывает или показывает. Каждое свое действие вначале учитель может сопровождать, например, такими словами: «Сейчас мы будем учиться писать такое-то слово. Кто мне скажет, зачем мы будем это делать?».

Осознанность тех или иных действий – основа нормальной социализации ребенка в школе. Без этого у него будут постоянные проблемы и мысли, очень похожие на эту: «За окном так здорово, так хочется поиграть, сидеть в классе совсем не хочется, все надоело...». Ничего хорошего за такими мыслями не последует.

Конечно, в первые же дни следует обратиться и к родителям с просьбой по возможности свои действия сопровождать комментариями – зачем они что-то делают, «разжевывая» это своим детям, как можно более подробно. Иногда, правда, случается, что и у родителей с этим вопросом большие проблемы.

Когда дети привыкнут отвечать на этот вопрос, вам уже не придется кого-то постоянно одергивать: «Не отвлекайся, Иванов!». Достаточно будет один раз спросить: «Иванов, зачем ты отвлекаешься?».

Вопрос зачем? – это вообще основной вопрос сознательной деятельности человека. А ведь научиться такой деятельности и есть то, зачем дети приходят в школу!

Раньше мне очень часто приходилось сталкиваться с таким явлением. Приходит чья-то мама к учителю и жалуется:

– Я ему говорю: учи уроки, а он отвечает: не хочу.

– Так вы спросите у него, – советовал я, – зачем ты не делаешь уроки, ты преследуешь этим какую-то цель?

И учителю мне частенько приходилось говорить:

Зачем вы кричите на учеников, вместо того чтобы спросить, зачем они вас не слушаются?

Все это происходило до тех пор, пока я сам не понял, что учить детей отвечать на этот вопрос, а главное, ставить его надо с первых дней их появления в школе.

Сейчас в учительской висит большой плакат с одним-единственным словом: «Зачем?». Для того чтобы учителя не забыли о нем, этого вполне достаточно. Кстати, им и самим очень полезно отвечать на вопрос: зачем они стали учителями? Осмысленное поведение сохранит здоровье не только детям, но и их учителям. Нельзя допустить, чтобы раздражение стало привычным состоянием. Например, зададим себе вопрос: зачем раздражаться и портить нервную систему себе и своим подопечным?

Часто слышу в ответ: оно само раздражается! Да, это тот случай, когда привычное поведение стало психическим заболеванием. Ну что ж, это как с гриппом: заболели – значит, надо лечиться. Лечиться, постоянно задавая себе вопрос: зачем я делаю то или это, зачем я поступаю тем или иным образом! Другого пути нет.

А теперь перейдем к самой стрессообразующей проблеме школы и первоклассников в первую очередь.

Роли!

По идее в классе должны быть только две роли – учитель и ученики. Но!

Но любой коллектив, пущенный на самотек, образует в себе огромное количество ролей, большинство из которых носит нежелательный характер. В классе могут появиться: «мама», «тиран», «идол», «вымогатель внимания», «фаворит», «козел отпущения», «аутсайдер», «герой», «нытик», «провокатор», «законодатель», «звезда»... Причем каждую из этих ролей может взять на себя как учитель, так и ученик. Чем больше времени человек учится играть какую-то роль, тем все с большим и большим совершенством он играет ее, теряя при этом какую бы то ни было способность посмотреть на себя со стороны и правильно оценить ситуацию.

Нельзя забывать, какие амплуа привносятся в класс еще и родителями! Как это ни парадоксально будет звучать, но все эти лишние роли возникают в результате неравнодушного отношения людей друг к другу. Связанная с их исполнением эмоциональная вовлеченность чревата потерей объективности, что особенно недопустимо для учителя. Ровные отношения – вот то, к чему следует стремиться.

Ни один педагог, каким бы высококлассным специалистом он ни был, не в состоянии отследить и скорректировать все то множество ролей, появление которых возможно в классе. Какими бы красивыми ни были слова об индивидуальном подходе к каждому ученику, это просто нереально. Результат же может быть очень плачевным: от самоубийства детей до бандитизма, а в промежутке – масса истерических состояний, неврозов и психозов. Все эти заболевания, а иначе их назвать и нельзя, – результат непонимания людьми, и особенно детьми, пришедшими в первый класс, тех социальных ролей, которые они играют.

Выход только один – постоянно напоминать себе и другим, какую роль они призваны играть, приходя в школу. Понятнее всего детям будет, если их роль как учащихся будет показана им через примеры подобия. Например, первоклассникам хорошо знакома игра в футбол. В футбольной команде есть распределение ролей: вратарь, нападающий, защитник, запасной игрок, тренер... Предложите им представить, как это будет выглядеть, если нападающий во время игры усядется на поле есть мороженое. Такой пример всегда вызывает у детей понятное недоумение: разве такое возможно! Тут бы и провести параллель с уроком: сложно представить, чтобы исполнитель роли ученика мог на уроке заниматься чем-то, к уроку не относящимся.

Для убедительности можно на один из первых уроков пригласить чью-то маму и рассказать, что она дома играет роль мамы, на работе, например, роль бухгалтера, но, придя в школу и сев за парту, она будет непременно также играть роль учащейся. Очень эффектно, если по предварительной договоренности, будучи вызванной к доске, она выполнит порученное ей задание – что-то напишет или нарисует...

Учитель также может и должен рассказать, что дома он (или она) играет роль дочери, сына, отца, бабушки... Но, приходя на урок, он или она играет роль учителя, в задачу которого входит как можно понятнее объяснять им, учащимся, как правильно писать, считать и т.д.

Очень важно и полезно через игру показать детям, каких взаимоотношений от них ждут. Все они хорошо знают, что футболисты не просто бьют по мячу, а дают друг другу пасы, помогают провести мяч через футбольное поле, ежедневно вместе тренируются. Так и школьники могут оказывать друг другу помощь.

Тут же не помешает разъяснить детям, что учеба в школе не есть что-то из ряда вон выходящее. Они учатся постоянно, даже не замечая этого. Каждый раз, выходя на футбольное поле, они учатся играть лучше, чем в прошлый раз. Садясь на велосипед, они учатся ездить на нем более легко и непринужденно. Таким образом, все, что бы они ни делали, есть обучение и совершенствование достигнутого умения, и от того, что у них с каждым разом будет получаться все лучше и лучше, они будут испытывать огромное удовольствие, как и от мяча, забитого в ворота противника. Главное – подвести их к мысли, что школа не наказание, а еще одна игра, у которой есть свои правила, свои выигрыши и радости.

Однако эти слова о школе как новой для них игре надо обязательно закрепить каким-нибудь ритуалом. Можно также сослаться на футбольные соревнования. Все знают, что игра каждый раз начинается с разыгрывания мяча по центру поля, а заканчивается пожатием рук футболистов разных команд друг другу. Это и есть ритуал. Для своих учеников вы можете его придумать самостоятельно, я только приведу один пример.

В начале урока учитель входит в класс и спрашивает у своих учеников:

– Вы готовы?

– Мы готовы! – отвечают они.

Обмен такими короткими фразами будет для них всегда знаменовать начало урока.

За минуту до его окончания учитель предлагает:

– Давайте побудем минуту счастливыми и подарим друг другу свои улыбки.

После этих слов они молча смотрят друг другу в глаза и улыбаются, довольные, что игра в урок прошла успешно.

Подобные ритуалы называют выделительными. Для учащихся и учителя они возвышают заключенное в них событие над всеми остальными, наполняющими их день. Обратите внимание: в начале урока ученики как бы обещают свою готовность к уроку, и, хотя это – косвенное обещание, оно очень эффективно. Ну и, конечно, улыбнуться друг другу никогда не будет бесполезным, это вызывает взаимную симпатию «игроков», что чрезвычайно важно.

Каждый человек с удовольствием делает то, что у него хорошо получается, за что его всегда готовы похвалить. Если благодаря всем этим усилиям дети не будут отвлекаться на уроке от темы, будут внимательны, сосредоточенны и ответственны, как в важном футбольном матче, учеба будет непременно доставлять им удовольствие. Хорошо работает то, что хорошо организовано.

Хочу еще особенно подчеркнуть, что в сознании детей правила игры очень сильно отличаются от правил школы! Отличаются психологически, восприятием. Правила игры воспринимаются легче и не становятся тяжелой ношей, которая угнетает. Невольно обращаешь внимание, как дети говорят друг другу: это не по правилам, имея в виду, что чье-то поведение не соответствует тому, о чем они договорились вначале. И они готовы сами друг друга поправлять при необходимости. Это очень важно.

Учителю желательно избрать такой же подход. При необходимости говорить: «Это не по правилам – быть не готовым к уроку». Дело в том, что в этом случае ученик видит, что дело не в прихоти учителя, а в правилах, о которых они договорились заранее.

И, конечно, отдельный разговор о строгости и грубости. Личный опыт школьного психолога и опросы, проведенные мной в Интернете, показали, что строгость и грубость – основная причина недовольства родителей школой, и не только в нашей стране.

Во-первых, грань между строгостью и грубостью очень тонка, а в восприятии ребенка она практически отсутствует.

А во-вторых, и строгость, и грубость учат детей жесткому и непримиримому поведению, ущерб от которого в дальнейшем учебном процессе намного превышает положительную составляющую. Да и есть ли она, эта положительная составляющая?

Ребенку достаточно один раз испытать страх перед учителем, и он уже никогда не подойдет и не спросит у него того, что не понял или не расслышал.

Не открою тайны, если скажу, что здоровый ребенок учится намного успешнее больного. Первоклассникам никогда раньше не приходилось так долго сидеть на одном месте, для них это своего рода стресс. Если через каждые пятнадцать минут вы дадите им возможность потанцевать под музыку, вы сохраните им здоровье. И еще один очень тонкий момент: от долгого сидения у детей «замирает» дыхание. Во время танцевальной разминки сделайте с ними по пять-шесть быстрых и глубоких вдохов – выдохов. Это упражнение вновь активизирует их дыхание, а соответственно, и умственную деятельность.

При появлении первоклашек в школе появляется очень много работы и у школьных психологов. С чем это связано? Дело в том, что учитель, впервые знакомясь с каждым учеником, пусть безотчетно, но создает о нем свое мнение и в дальнейшем прогнозирует его поведение. Из реального поведения ученика он в последующем видит лишь то, что соответствует его прогнозу и ожиданиям. Такие прогнозы полностью ошибочны, дети в возрасте начальной школы меняются, их поведение не устойчиво, а экспериментально, они пробуют те или иные известные им методы для привлечения внимания к себе. И считать эти эксперименты характером юного создания абсолютно недопустимо. Роль психолога в такой ситуации заключается в постоянном напоминании учителям начальной школы: не прогнозируйте своих детей, не делайте обобщений и заключений, дайте возможность детям развиваться и меняться, не укладывайте их в прокрустово ложе своих скоропалительных «видений». Потому что именно они, эти ваши скоропалительные представления, а точнее, фантазии могут стать для них судьбой!

Как часто мне приходится слышать в учительской заявления, подобные этому: «Вы представляете, сейчас он не поздоровался, а что будет потом?.. Наверняка станет таким хамом, каких свет еще не видывал...». Вот о прогнозах, подобных этому, и идет речь. Они совершенно безосновательны и, кроме вреда, не принесут более ничего. Ребенок скорее всего просто о чем-то задумался, а ему уже готовится судьба хама. Но до этого, еще раньше, пострадает очень сильно его здоровье, потраченное на борьбу с результатами такого бесполезного «прогнозирования».

Каждый человек, в том числе и учитель, вправе оценивать то, что делают другие, в данном случае – учащиеся. Вы можете быть довольны или недовольны, как ими выполнено домашнее или иное ваше задание, но никто не вправе оценивать самого учащегося. Его способности – результат наследственности. Ваши способности тоже не ваша заслуга, а заслуга всего лишь молекулы ДНК, и кичиться ее обладанием по меньшей мере странно.

Поделюсь одной маленькой хитростью. Если вы хотите, чтобы ваши подопечные всегда стремились учиться, то, оценивая их достижения и хваля, говорите им: «Как быстро ты этому научился! А у тебя хорошо получается учиться! Ты всему учишься удивительно легко! Вижу, тебе нравится учиться! Ну вот, потрудился – и учиться сразу стало легче!». Думаю, вы поняли, в чем тут изюминка.

Я знаю, что произносить непривычные слова даже профессионалу-учителю бывает нелегко. В нужный момент они просто вылетают из головы. Сделайте себе шпаргалку и держите ее перед глазами. Буквально через несколько дней их произнесение станет для вас привычным явлением. Такой пустяк, а польза от него поистине громадна.

Хотелось бы, чтобы все мои старания не пропали даром. Поэтому давайте чаще спрашивать себя: зачем нам нужны здоровые дети? Пожалуйста, начинайте утро с этого вопроса.

 

Алексей Чалый