Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №18/2006

Отовсюду обо всем

Мало спим!

Люди спят намного меньше, чем должны спать, и даже меньше, чем они думают, что спят. К такому выводы пришли ученые из университета Чикаго. Также выяснилось, что чернокожие спят меньше белых, мужчины меньше женщин, а бедные меньше богатых. Это было первое масштабное исследование, во время которого удалось зафиксировать не только время, когда люди ложатся спать и встают с постели, но и сколько они фактически спали и когда заснули. Участники эксперимента носили на запястьях датчики движения и вели дневники. Оказалось, что в общем они провели в кровати по 7,5 часа, но спали только по 6,1 часа. Чтобы заснуть, им в среднем требовалось 22 минуты. Средняя «эффективность сна» составила 81%.

Пьющие подростки рискуют стать алкоголиками

Дети, начавшие употреблять алкоголь до 14 лет, значительно чаще страдают алкоголизмом во взрослой жизни. К такому выводу пришли ученые из Школы общественного здоровья при Бостонском университете, опросив 43 тыс. человек. Они установили, что 47% детей, начавших употреблять алкоголь до 14 лет, впоследствии становятся алкоголиками. И лишь 9% людей, выпивших первую рюмку после 21 года, страдают этой зависимостью.

Более того, алкоголизм, уходящий корнями в детство, хуже поддается лечению. Эта закономерность наблюдается вне зависимости от действия других факторов, в том числе генетической предрасположенности к алкоголизму.

Вишневый сок снимает боль

Вишневый сок помогает снять мышечную боль, сообщают ученые Университета Вермонта. Они выяснили, что у людей, съедающих в день 45 вишен или выпивающих стакан вишневого сока, снижена концентрация маркеров воспаления в крови. Результаты другого исследования показывают, что несколько недель приема сока снижает боль у людей, страдающих мышечными спазмами и воспалениями. Ученым давно известно, что в вишне содержится большое количество антиоксидантов и противовоспалительных веществ, теперь стало ясно, как они действуют.

Лечебный эффект тяжелых игрушек

Утяжеление веса детских игрушек может положительно сказаться на здоровье детей, к таким выводам пришли ученые Университета Индианы.

Они провели опыт, в котором участвовали дети семи с половиной лет. Им нужно было переносить на расстояние около 8 метров картонные коробочки. Внутри некоторых были приклеены стальные бруски весом от 100 граммов до полутора килограммов. У детей, которые носили более тяжелые коробочки, во время игры была выше частота сердечных сокращений, и они пропустили через легкие больший объем воздуха.

Утяжеленные игрушки полезны для детей с церебральным параличом и синдромом Дауна, для тех, у кого наблюдается дефицит физической нагрузки.

Одна из причин аутизма

Анализ образцов мочи сотен французских детей показал связь между аутизмом и воздействием на организм ребенка тяжелых металлов. Это открытие означает, что в некоторых случаях аутизм можно вылечить лекарствами, очищающими организм от этих веществ.

Аутизм, как считают ученые, имеет множество неизвестных генетических и экологиче¬ских причин. Если французские ученые выявили одну из них – это большой успех. Кстати, психиатры полагают, что аутизмом страдал великий скульптор и художник Возрождения Микеланджело.

Собаки предпочтительнее кошек

Соседство с кошкой повышает риск развития экземы у ребенка, к такому выводу пришли американские ученые. Они изучили 486 младенцев, часть которых с рождения жили в одной квартире с кошкой, а часть – не контактировали с домашними животными. Через год симптомы экземы появились у 27% из тех, кто жил с кошкой, и лишь у 17% детей, в чьих семьях кошек не было.

И в то же время ученые против того, чтобы дети совсем не общались с домашними животными. Другое исследование показало, что две и более собаки, живущие дома, помогают снизить проявления аллергии у больного ребенка.

По мнению ученых, домашние животные «готовят» иммунную систему к встрече с аллергенами улицы, правда, с разным эффектом: собаки здесь предпочтительнее кошек.

Пугает мимика

Дети и подростки, страдающие маниакально-депрессивными психозами, не могут определить состояние человека по выражению его лица. Это установили американские исследователи из Национального института психического здоровья. Больным и здоровым детям демонстрировали фотографии людей, чьи лица выражали агрессию, радость либо спокойствие. Участники эксперимента должны были оценить эмоциональное состояние людей на портретах, а также выполнить задания, не связанные с интерпретацией эмоций, например, сравнить носы у изображенных людей. В это время детям проводили магнитно-резонансное сканирование мозга.

Дети, страдающие психозами, спокойные лица на фотографиях воспринимали как агрессивные, в это время у них был зафиксирован повышенный уровень возбуждения в мозжечковой миндалине (зоне, отвечающей за переживание страха) и в других областях головного мозга. И в то же время больные дети легко выполняли задания, не связанные с оценкой эмоционального состояния людей на фотографиях.

По мнению ученых, одним из признаков предрасположенности к расстройству может быть именно избыточная активность мозжечковой миндалины.

Еще один довод за то, чтобы похудеть

Ожирение в юности повышает у женщин риск гормонального дисбаланса, сообщают американские ученые. Они обнаружили связь между избыточным весом в период созревания и гиперандрогенемией – повышенным содержанием мужских гормонов. Высокий уровень андрогенов вызывает усиленный рост волос, огрубение голоса и нарушение менструального цикла вплоть до развития бесплодия. У большинства девочек и девушек от 7 до 17 лет, которые имеют лишний вес, повышен уровень свободного и связанного тестостерона. С годами тенденция к повышению уровня андрогенов сохранится, уверены ученые. Эта информация может дать полным девушкам дополнительный стимул похудеть.

Марина Матвеева