Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №19/2006

Технология

Потерялся в городе

Практическое занятие с детьми младшего школьного возраста

План занятия

Тема: Социальная безопасность; действия ребенка, если он потерялся в городе.

Основные идеи:

  • существуют социально безопасные взрослые – они всегда помогут;
  • если ты потерялся, то
  • остановись там, где ты понял, что потерялся,
  • успокойся, тебя обязательно будут искать и найдут,
  • найди того, кто может тебе помочь,
  • постарайся связаться с сопровождающим (телефон, радиосообщения) или с родителями,
  • никуда ни с кем не уходи;
  • родители не будут ругаться, ну разве что чуть-чуть – они тоже ведь сильно испугались.

План (необязательно фиксироваться на нем, но последовательность положений должна быть прямой, без временных перескоков):

  1. представление героя, общая ситуация,
  2. эмоциональная, яркая точка – «оправдание» того, что ребенок потерялся,
  3. испуг и огорчение; способ успокоиться и поверить, что тебя найдут,
  4. социально безопасный взрослый (любой), который помогает,
  5. обнаружение потерявшегося ребенка,
  6. отношение к случившемуся – немного поругали, а потом помирились (взрослый человек обязательно должен сказать, как здорово действовал ребенок, как сильно испугался и волновался взрослый),
  7. эмоциональный итог – «ты – молодец, ты все правильно сделал, ты – взрослый».

Антошка на экскурсии

Однажды вместо уроков весь класс – и Антошка, и все остальные ребята – поехали с учительницей рисования на экскурсию в Третьяковскую галерею. Антошка там уже был несколько раз с мамой, но с классом ездить на метро – совсем другое дело. Учительница Марина Игоревна очень волновалась и несколько раз пересчитывала ребят на выходе из школы. Она, наверное, боялась, что кто-то из детей может отстать или потеряться. Учительница построила класс по парам и сама пошла впереди, ведя за руку Настю. А позади шел Митя со своей мамой – она в этот день была свободна и решила помочь учительнице сводить ребят в музей.

Когда выходили из метро, учительница еще раз пересчитала ребят и пошла в сторону Третьяковки. Антошка увидел в витрине одного из магазинчиков большущий набор Лего, с рыцарями и замком, и немного отстал от ребят. Эх, вот бы ему такой замок! Да и подъемный мост тоже отличная штука! А еще хорошо бы лодку или катамаран для маленьких лего-пиратов... И тогда можно будет позвать Митю и с ним вместе поиграть в приключения пиратов на необитаемом острове...

Здесь нужно напомнить правила поведения при поездках группой:

Идем все вместе;
ждем отстающих;
смотрим друг за другом и за учительницей;
не останавливаемся,
если группа
не остановилась.

Антошка совсем размечтался и вспомнил, что ему пора в музей только тогда, когда на него налетел какой-то мужчина, который толкнул его на бегу своим дипломатом.

– Извините! – буркнул мужчина, не оборачиваясь, и поспешил дальше.

«Ой! Ну вот, неужели я опять потерялся?! Все, наверное, уже давно в музее, а я тут разглядываю витрины! – подумал Антошка. – Что же делать? Бежать и догонять?» Но, во-первых, Антошка не видел, куда ушли ребята, а во-вторых, «если уж понял, что потерялся, то не надо никуда бежать, а надо ждать на месте и никуда не уходить», – так учил папа.

Вокруг было очень много людей, но все они куда-то спешили, и вид у них был очень занятой. Отвлекать кого-то из них Антошка побоялся. И тут увидел молодую женщину с коляской, которая не так спешила. «Ага! – подумал Антошка. – Наверное, она живет где-то поблизости. Подойду-ка я к ней!»

Здесь все вместе вспоминают, у кого безопасно просить помощь, это

люди в форме (милиция, военные, охрана и т.п.),
администрация магазинов, продавцы и т.п.,
мамы, гуляющие с колясками.

– Простите, пожалуйста, мне нужна ваша помощь.

Женщина сперва очень удивилась, но потом спросила, что случилось.

– Мы с классом шли в музей, и я случайно от них отстал. Помогите мне дозвониться до мамы или папы, пожалуйста.

– Да ладно, зачем тебе зря маму пугать! Давай я лучше тебя провожу до Третьяковки. Вы ведь, наверное, в Третьяковскую галерею собирались идти?

– Нет, спасибо, не надо меня провожать. Мой папа меня учил, что если ты потерялся, то не надо никуда уходить, иначе можно разминуться. Я думаю, учительница сама будет меня искать.

– Ну давай я тебя отведу к нам домой, это тут совсем недалеко. Попьешь чайку, поиграешь, пока мама за тобой приедет.

– Нет, что вы, ведь меня будут искать! Мне надо стоять тут и ждать учительницу.

– А как же она догадается, бедная, где тебя искать?

– Я думаю, надо позвонить моей маме, и она придумает, что делать. Может быть, она позвонит в школу...

– Но у меня нет телефона с собой, – развела руками женщина. – Как же нам с тобой быть?! Пожалуй, без милиции тут не обойтись.

Женщина попробовала остановить каких-то прохожих и попросить у них мобильный, чтобы сделать несколько звонков, но те отказали. Зато вокруг уже собралась толпа, и все наперебой предлагали Антошке пойти подождать в кафе, или поехать домой, или отправиться в Третьяковку самостоятельно. Антошка ото всех этих предложений отмахивался и твердо отвечал, что он будет ждать именно здесь.

Здесь необходимо вспомнить правила:

остановись там, где ты понял, что потерялся,
успокойся, тебя обязательно будут искать и найдут,
найди того, кто может тебе помочь,
постарайся связаться с сопровождающим (телефон, радиосообщения) или с родителями,
никуда ни с кем не уходи.

Наконец к толпе подошел милиционер. Антошка попросил его позвонить маме или папе. Папа дозвонился в школу, узнал телефон учительницы и сообщил ей, где ее ждет Антошка. Минут через 15 прибежала совершенно запыхавшаяся Марина Игоревна, поблагодарила всех собравшихся и взяла Антошку за руку.

Она не ругала Антошку, но ему все равно было очень неловко, что он заставил ее так волноваться.

Вечером, когда Антошка рассказал родителям, как они сходили в галерею, папа похвалил его:

– Хорошо, что ты быстро догадался, что надо позвонить мне, и молодец, что хватило твердости ждать именно там, где потерялся, никуда не уходя.

– Да, ты – молодец, ты все правильно сделал, ты у меня уже взрослый! – сказала мама.

Здесь уместно подумать о том, что родители тоже волнуются и если и будут чуть-чуть ругать ребенка, то не потому, что он плохой, а потому, что очень волновались.

Подводя итог, надо проверить, как ученики запомнили правила поведения при поездке группой и в случае, когда отстали от нее.

 

Евгения Кац ;
Станислав Манеров ;
Радмила Радеева