Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №19/2006

Урок здоровья

Хорошая шутка равна физкультминутке

Девять десятых нашего счастья
зависит от здоровья.

Здоровье до того перевешивает
все остальные блага жизни,
что поистине здоровый нищий
счастливее больного короля.

А. Шопенгауэр

Всё большие обороты набирают здоровьесберегающие технологии, которые ориентированы на признание учащимися ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Элементы этих технологий должны присутствовать на каждом уроке: их применение занимает мало времени, однако имеет колоссальное значение для повышения работоспособности учащихся и сохранения их здоровья.

Уроки русского языка я нередко начинаю с орфографической пятиминутки, цель которой – актуализировать определенные орфографические правила. Эти пять минут можно использовать и в целях формирования мотивационной сферы гигиенической культуры, подобрав соответствующий материал. Работая над орфограммами в таких упражнениях, имеет смысл ненавязчиво и легко коснуться описанной ситуации.

Я под краном руки мыла,
А лицо помыть забыла.
Увидал меня Трезор,
Зарычал: «Какой позор!»

Как поел – почисти зубки.
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты –
Очень важные продукты.

Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идем
В год два раза на прием.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет.

Не гнись, пожалуйста, дугой,
Сиди прямее, дорогой!

Чистить зубы надо часто.
Друг зубов – зубная паста.

С тишиною все мы дружим,
Бережем чужие уши.

Со здоровьем дружен спорт:
Стадион, бассейны, корт,
Зал, каток – везде вам рады.
За старание в награду
Будут кубки и рекорды,
Станут мышцы ваши тверды.
Только помните: спортсмены
Каждый день свой непременно
Начинают с физзарядки.
Не играйте с дремой в прятки.
Быстро сбросьте одеяло,
Встали – сна как не бывало.

По данным многих физиологов, учебная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. В результате в клетках коры головного мозга происходит ряд процессов, снижающих их функциональные возможности и работоспособность. Ученые считают, что единовременная продолжительность активного внимания учащихся среднего звена обучения составляет 15–20 мин. А после 30–35-минутных непрерывных занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37%, а качество ее – на 50%. При этом около 50% детей начинают отвлекаться от работы.

От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

На уроках русского языка учащимся приходится достаточно много писать. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом напряжении, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить детям возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности, то признаки утомления могут быть менее выраженными и даже отступить. Наиболее эффективны в этих случаях физкультурные минутки.

Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем – при появлении первых признаков утомления. Это случается примерно через 20–25 минут после начала урока. Внешним проявлением утомления является рост числа отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка и т.д. Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность у детей, повысить эффективность урока поможет включение в структуру урока двигательных упражнений средней интенсивности.

Можно выделить следующие виды физкультминуток:

  • упражнения для снятия общего и локального утомления;
  • упражнения для кистей рук;
  • гимнастика для глаз;
  • гимнастика для улучшения слуха;
  • упражнения, корректирующие осанку;
  • дыхательная гимнастика и др.1

Приведу примеры, на мой взгляд, наиболее эффективных и любимых детьми упражнений.

Упражнения для снятия общего или локального утомления

Подбираю и использую различные движения для конкретных классов, с учетом индивидуальных особенностей детей. Наибольший интерес, например, у учащихся пятых классов вызвали следующие упражнения.

Буратино
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел –
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Лягушки
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!

Котенок

  • котенок крадется (движение на цыпочках);
  • котенок бежит (выполняется движение с пятки на носок);
  • котенок танцует (различные танцевальные движения).

Упражнения для кистей

Аплодисменты. Сложить кисти рук ладонями внутрь. Поочередно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец: мизинец правой руки о мизинец левой и т.д. Упражнение выполняется 15–20 секунд.

«Аплодисменты» могут быть предназначены конкретному ученику, отличившемуся в работе. Это поможет создать доброжелательную атмосферу на уроке.

Бабочка (сказка). Подобные упражнения развивают воображение. Целесообразно провести конкурс на лучшую сказку – упражнение для физкультминутки.

Бабочка спит в твоем кулачке. Вот она начинает медленно просыпаться. Сначала затрепетало маленькое крылышко (мизинец), потом – другое (безымянный палец). Наконец запорхало большое крыло (средний палец). Крылышки быстро двигаются, но бабочка еще не взлетела, а сидит на ладошке другой руки. Подуй на нее! Полетела!

Далее логично провести упражнение «Бег глазами» (см. ниже).

Гимнастика для глаз

Почти девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушений зрения.

Для профилактики близорукости и замедления ее развития используем специальную гимнастику для глаз – офтальмотренажер, схему зрительно-двигательных проекций. Эта схема разработана группой профессора, доктора медицинских наук В.Ф. Базарного.

Гимнастика для глаз на офтальмотренажере. На схеме с помощью специальных стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения задания: вверх–вниз, влево–вправо, по часовой и против часовой стрелки, по внешнему и внутреннему овалам, по кругам в центре. Каждая траектория отличается от остальных цветом. Упражнения выполняются стоя.

Бег глазами. Можно на кончик указки прикрепить искусственную бабочку (или кузнечика) и отправиться вместе с ней в путешествие. По просьбе учителя дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Упражнения выполняются стоя.

Филин. Учащимся предлагается закрыть глаза и держать их закрытыми 3–4 секунды. Широко раскрыть глаза, смотреть вдаль и не моргать в течение 5–6 секунд.

Вызывает восторг у детей упражнение «Веселые рожицы». Изображаем мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримаса ежика: губки вытянуты вперед – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую, в правую сторону. Затем изображаем кикимору, бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т.д.

Рисование носом. Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)

Далеко – близко. Упражнение проводится учителем, который называет вначале удаленный предмет, а через 2–3 секунды – предмет, расположенный близко. Учащимся необходимо быстро отыскать предметы, которые называет учитель.

Упражнения, корректирующие осанку

Двигательный аппарат школьника интенсивно формируется. Результатом этого процесса становится осанка. Осанка – это приобретенное человеком в ходе роста и развития привычное, непринужденное положение тела во время покоя и в движении. Неправильная поза во время школьных занятий способствует развитию нарушений опорно-двигательного аппарата. Серьезным нарушением является сколиоз: искривление позвоночника сопровождается смещением, поворотом и деформацией позвонков, что чревато развитием в дальнейшем органической патологии.

Предупредить дефекты осанки легче, чем их лечить. Профилактику нарушений осанки осуществляем в двух направлениях:

  • созданием необходимых гигиенических условий;
  • становлением мотивационной сферы гигиенического поведения.

Упражнения по коррекции осанки выполняются стоя.

Самокоррекция

Выпрямиться. Раз – посмотреть налево; два – посмотреть направо. Подравняться.

Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.
Смотрим влево, смотрим вправо.
Спинка ровная у нас,
А осанка – высший класс!

Кузнечики. Спина прямая, руки на поясе.

Поднимают плечики,
Прыгают кузнечики!
(Прыгают на носках легко.)
Выше, выше, высоко,
Ниже, ниже, низко. (Приседают.)
Сели, посидели,
Травушку покушали,
Тишину послушали...

Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Все упражнения следует проводить в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке, окне, фрамуге.

Чудо-нос. После слов «задержу дыхание» учащиеся делают вдох и задерживают дыхание. Учитель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание.

Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.

Дыхательная медитация

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка... Нежный аромат цветка... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.

Скороговорки музыкальные (речитатив). Скороговорки – благодатный материал на уроках словесности. Они уместны на орфографической пятиминутке для актуализации каких-либо орфограмм, на физкультминутке – как элемент дыхательной гимнастики. Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании.

На пригорке возле горки
Жили тридцать три Егорки.
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

Учитель может использовать любую другую скороговорку в соответствии с темой урока.

Музыкальный алфавит

Упражнение выполняется несколько раз:

1 – дыхание переводим после каждой строчки;

2 – дыхание переводим через строчку.

Постепенно произносить алфавит на одном дыхании, желательно в ритме определенного мотива.

А, б, в, г, д, е, ё;

Ж, з, и, й, к;

Л, м, н, о, п, р, с;

Т, у, ф, х, ц, ч, ш, щ;

Мягкий знак и твердый знак, э, ю, я!

Наизусть весь алфавит знаю я!

Введение в структуру урока физкультминуток, сочетающих различные упражнения, абсолютно необходимо для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.

Умение «дирижировать» состоянием активности учащихся – важный критерий оценки здоровьесберегающего аспекта используемых учителем педагогических технологий.

Чтобы дети меньше уставали, необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – это необходимый элемент каждого урока. Они способствуют развитию мыслительных процессов, памяти и одновременно являются для детей отдыхом. Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее по времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса.

Не менее важным является эмоциональный климат урока. «Самые здоровые и красивые люди – это те, которых ничего не раздражает», – говорил Г. Лихтенберг.

Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что хороший смех дарит здоровье, сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора – один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьезность – признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит – с позиций здоровьесбережения – не менее физкультминутки. Это мощный противовес подкрадывающемуся к школьнику состоянию утомления. Несколько уместных и умных шуток в течение урока, забавная скороговорка – показатель его качества, критерий для оценки. Полезная для здоровья «встряска» необходима и мыслительному процессу, поскольку оживляет творческий настрой.

Отдельная, воспитательная сторона – оценка услышанных шуток на уроке. Примитивно-злобный характер шуток как проявление самоутверждения за счет других наносит непоправимый ущерб личностному развитию, культурному росту. К сожалению, образцов именно такого юмора (в повседневной жизни, на телеэкране) гораздо больше, чем умного и доброго. Задача учителя – попытаться помочь ребенку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.

Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование.

Статья подготовлена при поддержке детской стоматологической клиники «Мартинка». Здоровье зубов детей, это важная обязанность родителей, поэтому не забывайте посещать детского стоматолога каждый месяц. На сайте расположенном по адресу www.Martinka.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, записаться на прием к врачу выгодной цене. В стоматологической клиники «Мартинка» работают только высококвалифицированные специалисты с большим стажем работы, которые смогут помочь вылечить зубы или исправить прикус вашего ребенка.

Не менее важная цель – сохранить в процессе обучения здоровье детей. Принцип «не навреди!» должен стать основополагающим в работе не только врачей, но и педагогов.

1 Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.

 

Наталья Чугунова ,
учитель русского языка и литературы, СОШ с. Кошки, Самарская область