Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №20/2006

Коллеги

Детский праздник

Оборудование: гербарий «Лекарственные растения нашего края» (для игры); картины природы (для оформления); фонограммы (звуки леса, песни о лекарственных растениях).

Ведущий:

Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогают им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками». Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся. Наш сегодняшний праздник проходит под девизом «Все горы высокие будут исхожены, все тайны природы будут раскрыты».

Звучит фонограмма звуков леса.

Выходят ведущие.

1-й ведущий:

Когда ты входишь в тундру,
Где все нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.

2-й ведущий:

Тундра – это сказочное царство,
тут кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
и микстура, и таблетки.
Ну а чем и как лечить,
мы вас можем научить.
Все целебные растения знаем мы
без исключения.
Нужно только не лениться,
нужно только научиться
Находить растения, что пригодны
для лечения!

1-й ведущий:

С некоторыми из них мы сейчас вас познакомим.
Стоит в лесу кудряшка – белая рубашка,
В середине золотая. Кто она такая?

Под музыку входит ромашка.

Ромашка:

Это, я, ромашка. Слово «ромашка» переводится как «милая простота».

Родина моя – Америка. Давным-давно как сорняк я попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мои мелкие семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Так я попала к вам в тундру.

2-й ведущий:

Милая ромашка, а чем ты полезна?

Ромашка:

Если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку,
в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.

1-й ведущий:

Тонкий стебель у дорожки,
на конце его сережки.
На земле лежат листки – маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг,
лечит ранки ног и рук.

Под музыку появляется подорожник.

Подорожник:

Это я, подорожник.

Существует легенда о том, как были открыты мои целебные свойства. Лежали на пороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись из глаз.

Подорожник:

С названьем простым и тревожным,
зовущим за отчий порог,
Невзрачный цветок подорожник
растет у российских дорог.
Дороги спешат за курганы,
дорогам конца не видать,
И важно, что путникам раны
умеет цветок врачевать.
Листок оторви осторожно
и жгучую боль утоли…
Невзрачный цветок подорожник,
да как же растешь ты в пыли?

2-й ведущий:

Дорогой подорожник, а чем ты еще полезен?

Подорожник:

Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился,
сердце болит,
Десны кровоточат – беги ко мне срочно.
Я тебе помогу!

1-й ведущий:

Летом тропка у дороги иван-чаем заросла…
Цвет лиловый, иван-чай, ты головкой не качай.

Под музыку появляется иван-чай.

Иван-чай:

Это я, кипрей, а еще меня называют иван-чаем.
В старину в селе Копорье под Петербургом делали копорский чай из моих листьев. Он был подделкой китайского чая.
Так и стали меня называть иван-чаем.

2-й ведущий:

Дорогой иван-чай, а чем же ты полезен?

Иван-чай:

Если у вас заболело горло, ангина, головная боль, бессонница появилась, расстройство кишечника, бегите быстрее ко мне – я всем помогу. А еще порошком из моих листьев присыпают ожоги и обмороженные места.

Под музыку появляются брусника, голубика, княженика.

Ведущие (вместе):

Вы кто? Зачем вы к нам пришли?
Растения (вместе):
Мы пришли к своим друзьям! Мы тоже лекарственные растения.

Брусника:

Листик с глянцем, ягодки с румянцем,
А с нами кусточки – не выше кочки.

1-й ведущий:

Ты брусника! А как ты помогаешь людям?

Брусника:

Жар, головные боли, плохой аппетит.
Выпей отвар моих листьев –
мгновенно забудешь о них.

Княженика:

Я – ягода князей, мамура, а проще – арктическая малина, в древности в щедрой тундре водилась в больших количествах, и поставляли меня к столу самых именитых русских князей.

Поэтому меня и прозвали ягодой князей.

Я с тончайшим ароматом и вкусом сладкого, хорошо вызревшего ананаса, дыни и персика, помогаю при многих заболеваниях: болезнях почек, гастритах, стоматитах, бронхиальной астме. Даже листья идут на приготовление вкусного и целебного чая, настоев, эффективных при ревматизме и заживлении ран.

Голубика:

А меня еще называют гонобобель.

Мои ягоды содержат сахар, органические кислоты, витамин С.

Плоды используют при недостатке витамина С, желудочно-кишечных заболеваниях, малокровии, воспалении мочевого пузыря. Листья в виде настоя употребляют при лечении сахарного диабета.

Ромашка:

Как хорошо, что все вместе мы собрались на этой полянке.
Давайте танцевать!

Танец растений. После танца звучит фонограмма звуков леса.
На поляну выходит мальчик, гуляет и топчет растения.

1-й ведущий:

Стой! Посмотри, что ты делаешь!

Мальчик:

Я? Гуляю! А что?

2-й ведущий:

Оглянись и посмотри, что ты натворил!

Мальчик:

Ну и что? Они все равно некрасивые, да и кому они нужны!

Мальчик хочет уйти с поляны, но тут с ним начинают происходить разные неприятности: он натер ногу, заболели горло и голова, начал чихать и кашлять, поднялась температура, заболел живот.

Лекарственные растения приходят ему на помощь: подорожник и княженика лечат натертую ногу, ромашка и иван-чай помогают победить кашель и боль в горле, брусника спасает от температуры, голубика лечит живот.

Мальчик:

Большое вам спасибо! Можно, я вас с собою возьму?

Растения (хором):

Конечно!

Воспитатель:

Ребята, давайте посмотрим, какие растения заготовил наш герой.

Воспитатель достает заранее приготовленные разные виды трав. Дети должны их узнать.

Воспитатель:

А сейчас давайте подберем рисунки к названиям растений.
Детям раздаются карточки с рисунками лекарственных растений и с их названиями.

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Мы сегодня много вам рассказали и поиграли. Но растения хотят дать наказ, который вы должны помнить, и тогда природа будет вам благодарна.

Ромашка:

Увидел молодой росток – не трогай и не рви.
Пройди-ка мимо, улыбнись. Пройдут года –
На этом месте вырастет целебная трава.

Брусника:

Лес зеленый охраняй, никого не обижай!
Не губи деревья ты, сохрани в лесу цветы!

Голубика:

Ты пришел за помощью к природе? Добрым будь и береги ее, ветки не ломай, не трогай. Помни: нужно много лет, чтобы кустик вырос и помог тебе.

Княженика:

Ты, дружочек, смотри не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка!
Люби цветы, леса, простор полей –
Все, что зовется Родиной твоей!

 

Татьяна Падерина