Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №20/2006

Вне урока

Фестиваль «Твое свободное время»

Как занять школьников в свободное время? Как приобщить их к интересным делам, чтобы дети не только нашли себя, но и сохранили здоровье – душевное, нравственное физическое, духовное?

В этом нам поможет фестиваль, на котором дети разных возрастов, а также их родители, дедушки и бабушки и прародители расскажут о своих увлечениях, покажут их многообразие, порассуждают о том, как привлечь к интересным и полезным делам других ребят, друзей, родных.

Начать можно с создания группы (штаба, центра, совета, оргкомитета) по подготовке фестиваля. Эта группа будет состоять из ребят – желательно неформальных лидеров. В нее также должны войти учителя (особенно те, кто пользуется большим авторитетом и любовью детей), а также родители.

В процессе подготовки фестиваля желательно достичь двух целей. Первая – выявить и показать примеры разнообразных увлечений, вторая – объединить детей в поиске интересного и полезного досуга.

Обычно детей, которые занимаются в секциях, кружках, клубах, хорошо знают в школе. Но немало есть и других ребят с интересными увлечениями. Чтобы их найти, можно предложить детям написать сочинения, ответив на такие вопросы:

  • Чем ты любишь заниматься в свободное время?
  • Что дает тебе твое увлечение?
  • Чему оно помогает?
  • Что ты чувствуешь, когда занимаешься любимым делом?
  • Чему оно тебя научило и что ты теперь умеешь делать?
  • Что тебе хочется сделать еще? О чем мечтаешь?
  • Хотел бы ты, чтобы о твоем любимом деле или увлечении узнали другие ребята?
  • Хотел бы ты вовлечь в свое любимое дело других ребят?
  • Что бы ты хотел и мог показать другим ребятам на празднике?

Конечно, сочинение – дело добровольное. Детям нужно объяснить, что не будет ни цензуры, ни оценок. Только тогда они выскажутся свободно. Те ребята, которые захотят не только поделиться размышлениями о своем увлечении, но и продемонстрировать свои достижения, могут показать свою работу на выставке, на сцене, просто рассказать о своем любимом деле, проиллюстрировав сообщение фотографиями, слайдами, фильмами...

Желательно побудить детей не просто выступить, но и заразить других своей любовью или увлеченностью. Это возможно только в том случае, если у ребенка есть такая потребность.

Выступления и презентации могут быть как индивидуальными, так и групповыми.

Можно провести конкурс идей, чтобы стимулировать всех ребят (в том числе тех, кто не имеет увлечений) подумать о том, как организовать свое свободное время. В этом конкурсе предложите принять участие всем детям, включая малышей.

Отобрать лучшие работы и определить победителей в конкурсе идей должно жюри, где главными арбитрами будут школьники. Работы победителей можно представить на выставке, продумав их оформление так, чтобы суть идеи была отчетливо видна (броское название, иллюстрации и пр.).

Чтобы фестиваль получился не только интересным, содержательным, но и веселым, нужно помочь детям создать его сценарий, построив программу таким образом, чтобы рассказы о разных делах перемежались выступлениями детей (танцами, пением, сочинением стихов, пародий...).

Быть может, после своего номера каждый из них расскажет, за что он любит вид искусства, которым занимается. Обычно это вызывает у зрителей массу положительных эмоций. Так было на финальном шоу конкурса детской ТВ-рекламы против курения, алкоголизма и наркомании в Вологде, где члены творческих групп после показа своих роликов рассказывали о себе, о своем творчестве, увлечениях, шутили, общались с залом.

Награды победителям готовятся исходя из возможностей школы. Если нет средств на призы, наградой могут стать признание и интерес сверстников.

 

Сергей Барканов