Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №22/2006

Конкурс

Клуб «Остров здоровья»

Из кемеровской гимназии № 25 нам прислали образовательно-воспитательную программу формирования культуры здоровья, рассчитанную на учащихся средних и старших классов, и отчет о работе клуба «Остров здоровья». Форма клубной работы нам показалась перспективной и интересной. Знакомьтесь:

Клуб «Остров здоровья»

ПОЛОЖЕНИЕ О КЛУБЕ

Общие положения

  • Клуб представляет собой добровольное объединение членов и действует в гимназии с октября 2003 года в составе школьного парламента.
  • Обучающей основой являются занятия по программе «Образ жизни – путь к здоровью».
  • Клуб объединяет учащихся гимназии, стремящихся углубить свои знания в области здоровья человека, быть здоровым, вести и пропагандировать здоровый образ жизни.
  • Занятия внутри клуба строятся на базе учебно-методических разработок и программ из серии «В помощь образовательному учреждению в профилактике злоупотребления ПАВ».
  • Клуб работает под непосредственным руководством валеолога гимназии и имеет собственный устав, эмблему, девиз, гимн.
  • Цель клуба: формирование мотивации на здоровье и здоровый образ жизни учащихся гимназии.

Содержание и формы работы

Работа клуба осуществляется в двух основных направлениях:

  1. «Интровертное направление» – занятия ребят внутри клуба. Собрания клуба проводятся в форме дискуссий, тренинговых, игровых занятий, способствующих развитию навыков, необходимых для работы с другими детьми (позитивное отношение к собственной личности, продуктивное общение, творческий подход к делу), самопознанию и саморазвитию. Внутриклубная работа заключается в сотворчестве, совместном постижении знаний. Неформальное, партнерское взаимодействие педагога и учащихся пробуждает у ребят активную позицию в вопросах собственного здоровья и здоровья окружающих.
  2. «Экстравертное направление» – пропаганда здорового образа жизни среди учащихся гимназии с 1-го по 11-й класс. Включает:
– организацию и проведение праздников и дней здоровья для гимназистов;
– организацию и проведение «веселых перемен» в начальной школе, а также инсценированных уроков для 1–4-х классов;
– художественное оформление стен гимназии, пропагандирующее здоровый образ жизни;
– проведение конкурсов, акций, приуроченных к актуальным по данной теме датам;
– участие в проведении уроков здоровья по программе «Образ жизни – путь к здоровью»;
– участие в проведении школьной олимпиады «Путь к здоровью»;
– научно-исследовательские работы по вопросам влияния различных факторов на здоровье учащихся гимназии.

Права и обязанности членов клуба

  • Каждый, кто вступает в клуб, должен разделять его идеи, принимать его цели и участвовать в их реализации.
  • Члены клуба имеют возможность реализовать собственные цели через сотрудничество и творчество.
  • В клубе всем его членам также предоставляется возможность проявить себя и свои способности в новом качестве, что, бесспорно, является необходимым условием всестороннего развития личности.

Торжественные обещания ребят при вступлении в клуб

Клятва президента клуба «Остров здоровья» при вступлении в должность

  1. Клянусь вести здоровый образ жизни, быть во всем примером для своих сверстников.
  2. Клянусь участвовать в работе клуба со всей ответственностью, серьезностью, максимально творчески и активно.
  3. Клянусь всегда быть справедливым в принятии решений и ответственным за деятельность клуба.

Клятва при вступлении в клуб «Остров здоровья»

Клянемся:

  1. никогда не есть овощей и фруктов... грязными руками;
  2. никогда не быть друзьями... алкоголю;
  3. никогда не кататься на лыжах... летом;
  4. никогда не пить лекарства... без назначения врача;
  5. никогда не выходить из дома... не почистив зубы;
  6. никогда не пить воду... из-под крана;
  7. никогда не бегать... за угол покурить;
  8. никогда не ходить в школу... на голодный желудок;
  9. никогда не отступать от данной клятвы!!!

Гимн клуба «Остров здоровья»

Имеет такой припев:

Круто ты попал в этот клуб, ты теперь
Будешь сильным и здоровым, поверь.
Круто я попал в этот клуб, и для вас,
Знайте, двери все открыты у нас!

В 2004/05 учебном году клуб «Остров здоровья» провел следующие мероприятия:

  • для младших классов: день здоровья «Туристический слет», инсценированные уроки «Сказка о слабом иммунитете» и «Сказка о Не прекрасной Елене», акцию «Чесночные амулеты»;
  • для средних и старших классов: инсценированную самопрезентацию на День гимназического братства, день здоровья «Всемирный день борьбы с курением», «Богатырские соревнования в честь Масленицы»;
  • для всей школы: праздник, посвященный Всемирному дню здоровья, посвящение в члены клуба «Остров здоровья» новых энтузиастов.

Тематический план занятий для членов клуба «Остров здоровья» на учебный год

(Занятия длятся 60 минут и проводятся в кабинете школьного парламента, где есть возможность и поработать за столами, и составить стулья в круг)

Вариант занятия для членов клуба «Остров здоровья» на тему «Умение отказаться от предложения попробовать сигареты, алкоголь или другие наркотические средства»

  1. Упражнение для создания позитивной атмосферы «Ручки к солнышку». Ребята рассаживаются в круг, раскрыв ладони вверх, соединяя их таким образом, чтобы тыльная сторона правой кисти лежала на ладони левой руки соседа справа, а левая ладонь поддерживала тыльную сторону руки соседа слева. Педагог также участвует в работе круга для установления доверия и открытости в ходе занятия. Каждый участник передает, слегка хлопая ладонью по ладони соседа слева, для него комплимент. Таким образом комплименты переходят от одного к другому и в круге усиливается положительное «поле взаимодействия», после которого можно приступать к любым упражнениям.
  2. Тренинг для создания настроя на тему занятия «Выход-вход в круг». Ребята встают в плотный замкнутый круг, задача одного из участников – любым способом выйти из круга или войти в него, задача группы – не дать водящему это сделать.
    Цель упражнения: противостояние группе, умение убедить, умение сказать «нет».
  3. Вопросы для обсуждения упражнения: 1) Легко ли было противостоять огромному количеству людей? 2) Какие чувства испытывал водящий? 3) Что заставляло противостоять и не согласиться с требованиями окружающих?
  4. Проведение теста. Умеете ли вы говорить «нет»? Обсуждение вопроса: нужно ли уметь отказывать человеку?
  5. Составление листовок с видами отказа в зависимости от ситуации.
  6. Упражнение «Доброе пожелание». Задание: передать соседу по кругу доброе пожелание исходя из темы сегодняшнего урока.
  7. Заключительное слово педагога. У каждого человека есть выбор: быть здоровым или зависимым, быть счастливым или одиноким, быть человеком или рабом.

    И от внутренней позиции каждого зависят его выбор, его жизнь, его будущее.

    Я желаю вам в любой ситуации оставаться настоящими людьми, быть мудрыми, не предавать себя, свои убеждения, уважать самих себя, так как именно уважение к самому себе дает повод для уважения вас другими.

    Будьте здоровы и счастливы!

Если ты оказался в ситуации, когда тебе твои знакомые по двору предлагают закурить вместе с ними, а ты не хочешь этого делать, потому что:

  • ты занимаешься спортом и мечтаешь поступить на спортивный факультет университета;
  • твои близкие друзья и старший брат не курят;
  • дружишь с прекрасной девушкой, которая не переносит запаха дыма;
  • ты чувствуешь себя достаточно взрослым и с твоим мнением всегда считаются;
  • копишь деньги на новый мотоцикл;
  • ты знаешь о последствиях никотиновой зависимости;
  • не хочешь стать рабом сигареты, как твой дед, которому отняли ногу из-за закупорки сосудов в результате злоупотребления курением;
  • ты хочешь достичь многого в жизни!

Как отказаться закурить в компании сверстников и не выглядеть «слабаком», занудой, маменькиным сынком? Как сказать «нет» и остаться самим собой, не подстраиваясь под других?

1) Отказ-обещание

Человек в принципе согласен с предложением, но в данный, конкретный момент он не может его принять. Как правило, отказ направлен на внешние обстоятельства, которые мешают принять предложение. Дается понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. Самая легкая форма отказа, так как при этом не затрагиваются личные чувства предлагающего; это – бесконфликтное решение ситуации. Например: «Я бы за, но только что переболел бронхитом, так что в другой раз».

2) Отказ-альтернатива

Отказ может быть направлен на предложение или внешние обстоятельства, однако при этом выдвигается альтернативное предложение. Например: «Я бы за, только переболел бронхитом, а когда болел, для выздоровления курил сушеную траву мать-и-мачехи. Хотите попробовать? Сильнейшее средство!»

3) Отказ-отрицание

Человек дает понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах. Например: «Нет, у меня аллергия на дым».

4) Отказ-конфликт

Обычно направлен на предлагающего, агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы. Эффективен при выраженном внешнем давлении. Например: «Да вы полные идиоты, мне противно с вами даже близко стоять».

Такая форма отказа может повлечь последствия физического характера, поэтому, если вы не надеетесь на свои силы, лучше не задираться и предотвратить такое развитие событий.

 

Наталья Кривошеина