Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №23/2006

Технология

Урок в формате тренинга

Одним из компонентов создания здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении является применение адекватных возрасту и возможностям ученика методик образования и воспитания. И если мы действительно заботимся о здоровье учащихся, то обязаны такие методики применять. К великому сожалению, на практике мы чаще всего устраиваем на занятиях битву между педагогикой и физиологией, используем авторитарный стиль преподавания и стрессовую педагогическую тактику. Педагога можно понять, ведь его профессиональная успешность определяется академической успеваемостью класса, в котором он работает. Поэтому педагог изо всех сил старается «запихнуть в ученика» информацию по своему предмету, не задумываясь о хрупкости его здоровья. Объяснить надо много, а времени мало – значит, педагог вынужден торопить, подгонять. Но ничто так не стрессогенно, как временной цейтнот.

Часто педагоги дают домашнее задание, с объемом которого ученик заведомо не может справиться: ведь литератор не знает, что задал математик, а математик не знает, что задал биолог (звеньев в длинной цепи будет столько, сколько педагогов работает в данном классе). Пожалуй, наилучшим образом в этом плане обстоят дела в начальной школе, так как почти все предметы ведет один учитель. Вообще чем младше ребенок, тем чаще мы вспоминаем о его психическом и физическом здоровье.

В школе к выпускному классу уровень здоровья учащихся неуклонно снижается. Поэтому современная ситуация требует от учителя при построении образовательного процесса применения таких методик и технологий, при использовании которых формируются знания, умения, навыки без ущерба для здоровья ребенка.

Доподлинно известно, что человек усваивает

  • 10% того, что слышит;
  • 50% того, что видит;
  • 70% того, что проговаривает;
  • 90% того, что делает сам!

Поэтому сегодня такое большое внимание привлекают к себе интерактивные методы обучения – методы такого взаимодействия учителя и учащихся, когда учащиеся являются субъектом учебного процесса, а учитель выполняет стимулирующую и наблюдательно-корректирующую функцию.

Эти методы могут эффективно применяться при организации урока в формате тренинга.

Слово тренинг подразумевает активную деятельность самого ученика при обучении в группе (классе).

Организуя урок в формате тренинга, мы делаем акцент на следующие интерактивные методы:

  • метод мозгового штурма;
  • метод группы кооперативного обучения;
  • метод групповой дискуссии;
  • ролевое моделированиие;
  • применение упражнений-энергезаторов.

Пространственная организация

Стандартно посаженные в ряды дети смотрят в затылок друг другу, а не каждому человеку приятен постоянный взгляд сзади. Такое рассаживание, кроме того, дает возможность ученику быть выключенным из процесса обучения («спрятаться за спину соседа»).

Во время тренинга дети садятся в круг. Посадка «я на виду у всех» и «все на виду у меня» дает ощущение включенности в любой процесс.

Все мы наслышаны о магической силе круга: люди садятся вокруг костра, чтобы спеть под гитару песню; в семье всегда приятна трапеза за круглым столом; за круглым столом переговоров даже противники стремятся договориться; всем знакомо «Встаньте, дети, встаньте в круг!» – значит, сейчас будет игра, будет интересно. Круг дает возможность раскрепоститься, услышать всех и быть услышанным. Когда и педагог становится частью этого круга, ему гораздо проще выстраивать «субъект-субъектные» отношения с учеником.

Правила работы группы

Ни одна социальная группа не живет без правил.

Но когда правила навязаны кем-то, их зачастую хочется нарушить. А если к сочинению правил группа приложила усилия сама, то они охотно соблюдаются.

Процедура принятия правил проводится единожды, если решено работать в форме тренинга. Ребята с удовольствием их формулируют:

  • «Не перебивай говорящего»;
  • «Я имею право высказать самую бредовую идею (это, между прочим, двигатель прогресса»);
  • «Не ставить «2» за ответы» (кстати, оценок в тренинге нет вообще);
  • «Я имею право промолчать».

Рефлексия

Работа в круге обычно начинается с определений своего состояния в данный момент. Формулировки могут быть самые разные:

  • «Мне скучно»;
  • «Мне интересно, что будет и зачем мы так сели»;
  • «Мне холодно»;
  • «Мне плохо: голова болит»;
  • «Мне страшно, потому что я не знаю, что сейчас будет...».

Эти высказывания приучают ребенка к рефлексии своего состояния, сплачивают класс, помогают ученикам с пониманием и уважением относиться к состоянию друга, дают информацию педагогу о настроении класса (согласитесь, мы редко интересуемся состоянием тех, кого учим).

Интерактивные методы

Мозговой штурм

Мозговой штурм – один из методов обучения. Учащиеся совместно систематизируют имеющийся у них опыт или решают проблему через индивидуальные соображения и обобщения.

Например. При изучении темы «Класс «Млекопитающие» необходимо дать характеристику этого класса животных.

Задание

Учитель: Посмотрите на изображения животных (на доске иллюстрации с изображением животных: лиса, медведь, заяц, собака). Отметьте (про себя), чем они похожи, а потом по кругу каждый выскажет свои наблюдения. Называть надо только одну характерную особенность (не произносите то, что уже было названо до вас).

По мере высказывания на доске фиксируются все ответы учащихся:

  • все покрыты шерстью;
  • имеют четыре лапы;
  • рождают детенышей;
  • кормят детенышей молоком; и т.п.

Далее, организуя дискуссию о существенных и несущественных признаках, вы поэтапно стираете с доски несущественные признаки и оставляете те, которые характеризуют именно этот класс животных.

В итоге:

Не учитель лекционно проговорил признаки, характеризующие класс млекопитающих, а учащиеся пришли к этим характеристикам сами, через собственные наблюдения и высказывания.

Еще пример. Часто для систематизации знаний учитель использует табличную форму записи. Назвать графы этих таблиц могут сами учащиеся.

Задание в ходе изучения темы «Полезные ископаемые»

Учитель: Представьте себе ситуацию, что вы должны рассказать о полезных ископаемых человеку, который ничего о них не знает. Какие вопросы вы осветили бы, выстраивая свой рассказ? (Или: «Как вы думаете, какие вопросы вам задал бы этот человек, расспрашивая о конкретном полезном ископаемом?»)

Все высказывания учеников записываются на доске:

  • какие бывают;
  • откуда берутся;
  • зачем они нужны.

Из перечисленных высказываний получится «шапка» таблицы «Полезные ископаемые», причем заголовки каждой графы сформулировали сами учащиеся, через свой собственный запрос на знания. Учителю только необходимо немного усовершенствовать высказывания:

  • какие бывают – название полезного ископаемого;
  • – откуда берутся – происхождение полезного ископаемого;
  • зачем они нужны – применение полезного ископаемого.

Кооперативное обучение (работа в мини-группах)

Кооперативное обучение – организация педагогического процесса таким образом, чтобы каждый обучающийся был равноправно с остальными включен в учебную деятельность и был достигнут коллективный результат.

При организации деятельности методом кооперативного обучения работа строится поэтапно:

  1. Группа (класс) делится на малые группы (мини-группы) по 5–6 человек (число человек в группе может быть меньше, но желательно не больше 5–6).
  2. Каждой мини-группе дается конкретное задание, или вы просите ее участников совместно решить какую-либо проблему.
    Например: в каждую мини-группу выдаются образец полезного ископаемого (образцы разные) и заготовленная ранее пустая таблица «Полезные ископаемые». Задание: заполнить таблицу «Полезные ископаемые», используя выданный образец полезного ископаемого и учебник (соответствующее описание).
  3. В мини-группе распределяются роли:
    а) Так как условлено, сколько времени отводится на выполнение полученного задания, то в группе необходим хронометрист – он следит за временем и информирует участников группы о том, что надо поторопиться, если отведенное для работы время подходит к концу.
    б) Если результат работы должен быть оформлен в виде текста или рисунка, то необходимы роли писаря или художника.
    в) Если в задании предусмотрена работа с текстовым материалом, предусматривается роль чтеца.
    г) Представляет или комментирует работу группы оратор.

Каждый раз при образовании новых мини-групп желательно обновлять их состав и следить за тем, чтобы участникам мини-группы не попадались одни и те же роли (ученики должны попробовать себя в разных ролях).

Полезно после работы в мини-группе отрефлексировать состояние учащихся, задавая примерно такие вопросы:

  • Вам легко было работать в группе?
  • Вы сразу начали слаженно работать?
  • Вы ссорились или помогали друг другу?
  • Что вам мешало?
  • Вы сразу начали читать учебник или сначала попытались описать образец полезного ископаемого, опираясь на то, что вы видите и ощущаете (запах, цвет, шероховатость)?

Рефлексия такого рода помогает целенаправленно формировать коммуникативные навыки учащихся (давайте помнить, что задачи урока не исчерпываются образовательными задачами, есть еще воспитательные и развивающие).

Групповая дискуссия

Если мини-группе дано задание решить какую-либо проблему, то выступление детей – представителей от мини-группы может перерасти в групповую дискуссию.

Например: каждая мини-группа защищает свой проект, а остальные либо соглашаются, либо говорят о «слабых сторонах» проекта.

Ролевое моделирование

Ролевое моделирование – это моделирование ситуаций в учебных условиях.

Учащиеся получают роли, разыгрывают ситуацию по готовому сценарию или придумывают свой тип поведения. В этом случае игре предшествуют обсуждение ситуации и, возможно, самостоятельный выбор ролей. После демонстрации проходит обсуждение увиденного. «Актеры» проводят рефлексию своего состояния. Педагог помогает, задавая вопросы: «Что ты почувствовал, когда получил эту роль? Что ты чувствовал в момент игры?».

По окончании игры «актеры» проводят деролизацию (выход из роли). Например: «Я не врач, оказывающий первую, доврачебную помощь, я – Марина», «Я не пострадавший от несчастного случая, я – Володя».

Упражнения-энергезаторы

Упражнения-энергезаторы помогают сохранить потенциал ученика для действия. Они могут:

  • снимать мышечное утомление;
  • улучшать общий эмоциональный настрой;
  • активизировать внимание;
  • закреплять в игровой форме умения и навыки.

Не стоит предполагать, что абсолютно все уроки можно провести в формате тренинга, но использовать элементы тренинга можно. И нужно пробовать.

Методика дает положительные результаты при проведении классных часов, родительских собраний, педагогических советов. Методика работает среди детей и взрослых. Пусть не смущает игровой аспект методики. Еще Бернард Шоу говаривал:

«Мы прекращаем играть не потому, что стареем; мы стареем, потому что прекращаем играть».


* Программа «Компетентность современного педагога в вопросах здоровьесбережения» легла в основу курсов повышения квалификации работников образования, которые проводит Московский гуманитарный педагогический институт (МГПИ).

Тел. 8-499-740-52-48;

e-mail: mhpi@mhpi.ru

 

Елена Черепанова